Что важнее: промышленность или услуги?10.05.2016 15:05Медленный рост производительности - одна из экономических загадок последних лет. Это также серьезная проблема для развитых стран: в связи с тем что численность работающих в них не будет расти или, скорее всего, уменьшится с уходом на пенсию поколения бэби-бумеров, производительность должна генерировать экономический рост.
Пессимисты во главе с Робертом Гордоном утверждают, что современные технологии (как, например, iPhone) не оказывают того же эффекта на экономику, что и революционные изобретения конца XIX и начала XX веков (как, например, электричество или автомобиль).
Оптимисты в ответ заявляют, что человечество только начинает использовать гигантский потенциал интернета, а система измерений ВВП еще не способна зафиксировать все формы движения вверх.
В новой аналитической статье ФРБ Канзаса (Kansas City Fed) называется основная причина "топтания" производительности:
экономика все больше переориентируется на услуги. Рабочие американской промышленности имеют на 10% выше производительность труда, чем в среднем по экономике; производительность у шахтеров (другого сокращающегося сектора) превышает средний показатель более чем в два раза.Доля часов, отработанных на промышленном производстве, неуклонно снижается с начала 1980-х гг., причем в последние два года сокращение резко ускорилось. Занятость в добывающей промышленности (в нее также входит нефтедобыча) сократилась с 904 тыс. в сентябре 2014 г. до 720 тыс. в марте 2016 г. Только эти изменения могли снизить производительность на 0,7% в год.
В связи с этим на ум приходит распространенное в прошлом мнение, что те, кто работают в промышленности, "полезнее" тех, кто трудится в сфере услуг. Экономисты категорически не согласны с этим: произведенное на заводе пластмассовое ведро едва ли более ценно, чем компьютерная программа, позволяющая ориентироваться на местности.
Предвзятое отношение к сектору услуг появилось в те годы, когда угольная, сталелитейная и автомобильная промышленность являлась основным работодателем. Если обратиться к более далекому прошлому, то можно вспомнить времена, когда люди считали сельское хозяйство более важным, чем промышленность, отмечает британский журнал The Economist.
Тем не менее без ответа остаются непростые вопросы. Производительность труда в сфере услуг сложнее измерить (какова, например, производственная мощность информационно-справочного телефонного центра?) и порой трудно повысить (будет ли стрижка за 5 минут лучше той, которая длится 30 минут?).
Промышленность генерирует большое количество непроизводственных рабочих мест - от бухгалтеров, которые следят за финансовой отчетностью компании, до работников столовой, которые кормят заводских рабочих. Как много рабочих мест в сфере услуг исчезнет, если промышленный сектор будет закрыт?
Адвокаты, сотрудники банков, послы или лицензированные оценщики, возможно, не создают материальные ценности, которые можно потрогать, но без этих профессий современная экономика просто не сможет функционировать.
Любая экономическая деятельность прямо или косвенно завязана на какой-то другой форме труда. "Мир - это круг без начала, и никто не знает, где он заканчивается", - говорится в одной популярной детской песне.
Вопрос в том, сможет ли постоянно сокращающийся промышленный сектор (поддерживающий постоянно разрастающийся сектор услуг) генерировать необходимый темп роста.
ИсточникИнтересный свежий график мне сегодня попался на глаза...
Количество созданных рабочих мест на производстве против рабочих мест в ресторанной обслуге в Канаде за 2015-ый год:
Вообщем деиндустриализация полным ходом с ускорением.