Необходимые пояснения
Первое. В боевых действиях или их обеспечении задействованы силы и средства различных ведомств. Поэтому с точки зрения оценки военных расходов интерес представляют расходы, помимо МО, МВД, в том числе НГ, Госпогранслужба, СБУ, ГУР МО (это отдельный распорядитель бюджетных средств), СВР. Тем не менее, простоты ради ограничимся пока Министерством обороны. Все равно на него приходится около 80% расходов, которые можно отнести к военным расходам.
Второе. Бюджетные расходы раскрываются в разрезе: программной классификации, функциональной классификации и экономической классификации. Программная классификация, это, например – «Міністерство оборони України», а внутри: «Забезпечення діяльності Збройних Сил України та підготовка військ», «Розвиток озброєння та військової техніки Збройних Сил України» и т. п. Функциональная классификация, например: «Загальнодержавні функції» или «Оборона». Экономическая классификация: «Оплата праці», «Оплата комунальних послуг та енергоносіїв» и т. п. К сожалению, форма отчетности, в которой расходы раскрываются одновременно во всех трех разделах на Украине не публикуется. Поэтому придется прибегать к некоторым приемам, которые снизят точность наших цифр, но зато сделают их понятней.
Третье. Источником информации будут:
Законы Украины «О государственном бюджете Украины», а именно приложения №3 «Распределение расходов». В них бюджетные расходы приводятся в соответствии с программной и функциональной классификацией и частично – экономической классификацией, а именно, отдельно выделено: «Оплата праці», «Оплата комунальних послуг та енергоносіїв» и «видатки розвитку» (т. е. расходы «на развитие»). Т. е. это форма, в которой расходы раскрываются наиболее детально. К сожалению, бюджеты обычно исполняется с отклонениями от закона о бюджете, иногда, с очень значительными отклонениями.
Поэтому также воспользуемся отчетами Казначейства о выполнении бюджета, а именно «Расходы в разрезе программной классификации». Тут уже придется обойтись без экономической классификации.
Четвертое. Полученные за ряд лет данные нужно как-то сравнить. На Украине, начиная с 2014 г., уже пятый год наблюдается инфляция свыше 10% в год. Проблема в том, что «универсального» измерителя инфляции не существует. Обычно используемый в таких случаях индекс потребительских цен может быть плохо применим к таким специфическим расходам, как государственные расходы на оборону. Дефлятор ВВП, возможно, лучше подходит. Возможно, еще лучше подходит дефлятор ВВП, применяемый для расходов в секторе государственного управления. Придется смириться с тем, что у нас будут не точечные, а интервальные оценки физического объема анализируемых расходов.
Итак, исходные данные:
Расходы государственного бюджета Украины по разделу «2100000 Міністерство оборони України»
Данные из Приложения №3 «препарированы» следующим образом:
- Расходы на оплату труда и коммунальные услуги из всех разделов собраны вместе и показаны отдельно.
- Самой крупной статьей является «Забезпечення діяльності Збройних Сил України та підготовка військ». Из нее вычитаются, показываемые отдельно затраты на оплату труда и комунальне услуги, а также «видатки розвитку». По моим представлениям, тогда в этой строке остаются затраты на вещевое довольствие, на топливо и ГСМ, а также расходы, непосредственно связанные с ведением боевых действий и боевой подготовкой.
- Из статьи «Розвиток, закупівля, модернізація та ремонт озброєння, військової техніки, засобів та обладнання», наоборот, выделяю отдельной строкой «видатки розвитку», т. е., по моему мнению, расходы, непосредственно связанные с ремонтом и приобретением ВиВТ.
- Отдельно оставляю «Утилізація боєприпасів...» и расходы, функционально не относящиеся к «Обороне» («Медичне лікування...», «Підготовка військових фахівців в ВУЗах…», «Будівництво житла…». Кстати, сразу стоит отметить, что фактические расходы на утилизацию значительно ниже бюджетных ассигнований.
- Отдельно показаны, собранные вместе оставшиеся «видатки споживання» (текущие расходы) и «видатки розвитку», что, надеюсь, позволит составить окончательное представление о текущих расходах украинской армии и расходах, имеющих характер инвестиций.
Это были данные из закона о бюджете, а вот фактическое исполнение с указанием наиболее существенных отклонений от закона:
В 2013 г. фактические расходы оказались ниже бюджетных ассигнований. Экономили на утилизации (сокращение на 70%), ВиВТ (на 25%) и на всем остальном (приблизительно на 7%).
В 2014 г. МО получило сверх уже принятого бюджета отдельной строкой на «Проведення невідкладних заходів щодо забезпечення національної безпеки» 10356 млн. грн., на «Проведення антитерористичних операцій, інших спеціальних заходів та забезпечення правопорядку на державному кордоні» – 762 млн. грн., на «Виплата грошового забезпечення та забезпечення харчуванням військовослужбовців Збройних Сил» - 276 млн. грн., на «Закупівля озброєння та військової техніки» – 200 млн. грн., и еще по мелочи.
В 2015 г. имел место перерасход по основной статье «Обеспечение деятельности», а также сверх бюджета было использовано на ремонт и приобретение ВиВТ 932 млн. грн. и на «Будівництво інженерних споруд з метою зміцнення обороноздатності держави» – 831 млн. грн.
С 2016 г. в бюджете МО появляется немного странная статья расходов – «Видатки для Міністерства оборони України на реалізацію заходів щодо підвищення обороноздатності і безпеки держави». В 2016 г. – это 3,6 млрд. грн., в 2017 г. - 4,5 млрд. грн. и в 2018 г. – 2,7 млрд. грн. Видимо, это какая-то «свободная» статья, потому что используется она не полностью и без определенной логики: частично на обеспечение деятельности, частично на ВиВТ.
С учетом всего вышесказанного попробуем реконструировать расходы МО:
К примеру, в 2014 г. на общие цели было использовано сверх бюджета 11,4 млрд. грн. Эту цифру разношу между «заработной платой» и «обеспечением деятельности» пропорционально тому, как эти статьи соотносились в бюджете. Нам очень важно сохранить расходы на заработную плату отдельной строкой, поскольку в российском военном бюджете это одна из немногих открытых цифр. Мы потеряем возможности сопоставления российского и украинского бюджетов, если смешаем расходы на заработную плату с расходами на обеспечение деятельности, боевую подготовку и прочими текущими расходами.
Теперь попробуем учесть инфляцию.
Данные за 2018 г., понятно еще отсутствуют. В бюджете Украины инфляция на 2018 г. заложена 9%, но это, на мой взгляд, ничем не обоснованный оптимизм. ИПЦ к тому же периоду прошлого года сейчас около 13%. Вот эту цифру и буду использовать для сравнения 2018 г. с 2017 г.
С прошлыми годами все достаточно сложно. Суммарно за четыре года (2014-17 гг.) ИПЦ – 217,2, дефлятор ВВП – 230,0, дефлятор ВВП для расходов сектора госуправление – 211,5. Значение общего дефлятора ВВП заметно отличается от двух других показателей. А эти два других при сходстве по итогам всего периода серьезно отличаются по динамике внутри этого периода. В общем, придется сосчитать три варианта и посмотреть, что получится.
Вот, что получается с учетом инфляции:
ВЫВОДЫ:
В 2014-15 гг. происходило развертывание ВСУ. В 2016 г. расходы на заработную плату, обеспечение деятельности и боевую подготовку достигли нынешнего уровня и больше не растут.
Расходы на ремонт и приобретение ВиВТ уже в 2015 г. превысили довоенный уровень примерно в 10 раз и три года оставались стабильными. Хорошо то, что эти расходы невелики – около 7 млрд. грн. или 15 млрд. руб. Для сравнения, в августе 2017 г. Минобороны РФ заключило контрактов на 170 млрд. руб., предусматривающих поставку или ремонт с модернизацией 800 единиц военной техники
https://bmpd.livejournal.com/2808456.html. Соответственно, что могло получить Минобороны Украины за 7 млрд. грн. – 80 единиц техники, полбатальона чего-то? В то же время беспокоит, что бюджет 2018 г. предусматривает увеличение расходов на эти цели вдвое.
Теперь самое время попробовать сравнить абсолютную величину бюджета Минобороны Украины и его отдельных компонент с бюджетом Минобороны России. Так что, продолжение следует…