Цитата: BUR от 05.08.2020 17:09:40.
А затем можно снова вернуться к проекту НК-93... наверняка часть его проблем окажется разрешима с новыми материалами/технологиями.
Во многом НК-93 был сильно мифицирован, потому как его испытания находились на начальной стадии и вообще мало конкретной информации. Можно придумывать что угодно, чем и пользовались всевозможные всепропальщики в своем плаче "всё просрали".
НК-93:
Тяга - 18 тонн
Диаметр вентилятора - 2900 мм
Внешний диаметр - 4000 мм
Длина - 5500 мм
Сухая масса - 3650 кг
Ресурс - 2000 ч
Удельный расход топлива - точных данных нет. Были какие-то расчетные цифры в 0.49 кг/кгс*ч при скорости , но реально могло быть и 510-530. Этого мы уже не узнаем.
Одно точно - он реально
огромный и очень тяжелый! Даже под крылом высокоплана Ил-76 он поместился с трудом, а под крылом низкоплана вроде МС-21 не поместился бы вовсе.
Большая масса провоцирует больший расход топлива. Есть теоретический удельный расход топлива отдельно стоящего двигателя, и есть реальный расход топлива самолёта в комплексе. Так вот чем самолёт легче, тем меньше у него расход. Чем двигатель тяжелее - тем крепче (и тяжелее) нужно делать крыло, тем больше собственной массы движок добавит в суммарную взлётную массу. Всё это и сожрет преимущества удельного расхода, который двигатель имел отдельно от самолёта.
Да и в редукторостроении не слышно никаких особых прорывов, это по-прежнему очень уязвимая сложная деталь, которая требует дорогостоящего ремонта и обслуживания. Планетарный редуктор НК-93 рассчитывался на ресурс 2000 ч, но на прототипах ресурс был около 100 часов, максимум 200, потом шли поломки.
Ещё были серьёзные косяки в системе управления винтом. В отличии от турбовентиляторных двигателей с фиксированным шагом лопаток, у НК-93 лопасти винтов были с регулируемым шагом как у Д-27 на Ан-70. Это тот еще геморрой в производстве, эксплуатации и обслуживании.
Оптимальная крейсерская скорость и высота полёта для турбовинтовентиляторных НК-93 была бы ниже чем для современных турбовентиляторных двигателей вроде ПД-14 и PW1400.
...
Изначально НК-93 задумывался для большого военного транспортника Ил-106, который был бы высокопланом и должен был поднимать до 80 т груза (тогда еще не было версии Ил-76МД-90А с грузоподъемность 60 т, а обычные Ил-76 поднимали 40 т) :
______________________________________________________________________
ПС-90А:
Тяга - 14.5-17.4 тонн
Диаметр вентилятора - 1900 мм
Сухая масса - 2950-3000 кг
Ресурс - 11000 ч
Удельный расход - 0.595 кг/кгс*ч
По сути этот двигатель обладает почти такой же тягой как НК-93, но при этом намного компактнее, легче, дешевле и проще в производстве, проще в эксплуатации, меньше требований предъявляет к прочности и высоте крыла, в разы надёжнее.
______________________________________________________________________
ПД-14
Тяга - 14-15.6 тонн
Диаметр вентилятора - 1900 мм
Сухая масса - 2870 кг
Ресурс - 20000 ч
Удельный расход - точных данных пока нет, но говорилось, что он будет не хуже чем у современных западных аналогов и на 15% лучше предыдущих российских двигателей вроде ПС-90А. Значит примерно средний расход составит 0.51-0.52 кг/кгс*ч.
ПД-14 ещё экономичнее и надёжнее чем ПС-90А. При наличии ПД-14 необходимость в огромном, тяжелом и не очень надёжном НК-93 пропадает полностью.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Цитата: volga7 от 05.08.2020 18:39:25Видимо, под самолёт, для которого и предназначался НК-93.
Речь идёт о проекте Ил-106 как тяжёлом военно-транспортном самолете.
Или, если хотите, назовём этот проект "Ермак", или, если хотите, перспективный авиационный комплекс Военно-транспортной авиации.
Для Ил-76МД-90А вполне хватает двигателя ПС-90А-76 с тягой 14.5 тонн. И он поднимает 60 тонн. В будущем можно будет проапгрейдить до ПД-14М с тягой 15.6 тонн, грузоподъемность вырастет до 70 тонн.
То, что раньше называли "Ермак" (сверхтяжелый транспортный самолёт), теперь именуется проект "Слон". Ему решили сразу дать двигатель ПД-35 и грузоподъемность 120-180 тонн. Это будет полноценная замена Ан-124.
Тяга 18 тонн для такого самолёта была бы явно маловата.
______________________________________________________________
Цитата: volga7 от 05.08.2020 20:36:29Уважаемый собеседник, Ил-106 и "Ермак" задумывались как самолёты грузоподъемностью 80-100 тонн.
Тут пишут про 80 тонн:
http://militaryrussi…c-808.htmlС минимумом топлива и с ровной длинной ВПП он может и поднял бы 100 тонн в перегруз. Но в таких же условиях и Ил-76МД-90А поднимет 70-80 тонн.
Цитата: volga7 от 05.08.2020 20:36:29Пожалуйста, не надо жонглировать словами и переводить "Ермака" в нишу сверхтяжелых самолетов, к которым принадлежит проект "Слон".
Давайте вы не будете указывать другим людям, что им говорить?
Тем более, вы не очень разбираетесь в теме. Сначала разрабатывали сверхтяжелый самолёт "Ермак" (даже целое семейство), потом стали разрабатывать сверхтяжелый самолёт "Слон".
"Слон" намного ближе к давно испытанному и проверенному "Руслану", это более реалистичный проект.
Цитата«Ермак» (также известен под обозначением СТВТС — сверхтяжёлый военно-транспортный самолёт) — российский проект сверхтяжёлого транспортного самолёта, объявленный КБ Ильюшина в 2013 году. Предназначен для замены самолётов типа Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» в ВВС России, также возможна замена самолётов типа C-17 Globemaster и C-5 Galaxy за рубежом. Проект разработки самолёта был включён в госпрограмму вооружения на 2018—2027 годы.
«Ермак» займёт пустующую пока в перспективном российском авиапроме нишу — сверхтяжёлых грузовых самолётов грузоподъёмностью более 100 тонн, которую сейчас занимает Ан-124 «Руслан».
http://ru.wikipedia.org/wiki/ПТС_«Ермак»ЦитатаСамый большой в мире: чего ожидать от проекта «Ермак»
22.10.2014
В России создается новый сверхтяжелый военно-транспортный самолет «Ермак». Он придет на смену самолетам Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан», созданным в украинском КБ Антонова. Если, конечно, к тому времени Украина не сможет предложить России какое-то иное решение
https://expert.ru/2014/10/22/ermak-zamenit-anteya-i-ruslana/ЦитатаПАК ТА: на что будет способен самый большегрузный самолет в мире
09:45 06.02.2016
Почему шифром для будущего сверхтяжелого военно-транспортного самолета стало слово «Ермак», можно догадаться по аналогии с легендарным историческим персонажем - Ермаком Тимофеевичем. Тот был атаманом-богатырем, славившимся своей силой и прошел со своими казаками через всю Россию, основывая на своем пути новые города. Вот и его тезка обещает стать самым большегрузным самолетом в мире, способным перевозить на большие расстояния грузы до 200 000 килограмм, чего никакое другое воздушное судно сделать не в состоянии.
https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201602060945-ji9y.htmЦитата: volga7 от 05.08.2020 20:36:29"Слон" - это сверхтяжёлый ВТА грузоподъемностью 150-180 тонн.
И этот проект фактически пришел на смену предыдущему проекту сверхтяжелого самолёта ВТА грузоподъемностью 160-200 тонн, который раньше назывался "Ермак".
ЦитатаПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ (ПТС) «ЕРМАК»
ОАО «Ил» планирует с 2016 года приступить к проектированию перспективного транспортного самолета (ПТС) «Ермак». «Требуется полная замена парков по всем классам транспортной авиации – легкому, среднему, тяжелому и тяжелому дальнему. Планируем наконец-то приступить к проектированию военно-транспортного самолета грузоподъемностью до 20 тонн на замену Ан-12 (российско-индийская программа МТА).
В 2016 году планируем начать создание семейства сверхтяжелых самолетов грузоподъемностью 80 и более тонн. Это широкофюзеляжные самолеты. Есть уже и индекс проекта: перспективный транспортный самолет (ПТС) «Ермак».
«В 2016-м году рассчитываем начать создание семейства сверхтяжелых самолетов грузоподъемностью 80 и более тонн. Это – широкофюзеляжные самолеты. Есть уже и индекс проекта: перспективный транспортный самолет «Ермак». Предполагается, что на серийный выпуск по этому проекту мы выйдем к 2024 году», – сообщил генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Сергеев. В рамках проекта «Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации» (ПАК ТА) будет создано целое семейство военно-транспортных самолетов в категории от среднего до сверхтяжелого. Часть самолетов будет специально спроектирована для перевозки танков и боевых машин на платформе «Армата». Пока не определился с тем, какую именно машину он выберет в качестве основной. Самая крупная из проектируемых машин семейства по своим параметрам, включая грузоподъемность, будет, как отметил источник, превосходить самолет Ан-124 «Руслан» (грузоподъемность 120-150 тонн в разных версиях). Машина среднего класса будет создаваться в категории грузоподъемности до 50 тонн. «Машины тяжелого и сверхтяжелого класса должны будут уметь перевозить всю имеющуюся и перспективную номенклатуру техники сухопутных войск и ВДВ. Это касается и танка «Армата», а также боевых машин на его основе, которые по своим массогабаритным характеристикам не могут перевозиться самолетами Ил-76», — отметил источник. Предполагается, что на серию по этому проекту мы выйдем к 2024 году.» – сказал генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Сергеев.
http://bastion-opk.ru/pak-ta/ ЦитатаСамолет "Ермак" могут запустить в серию в 2024 году
20.10.2014
Первые шаги в программе ПТС "Ермак" в ОАО "Ил" уже сделаны. В апреле нынешнего года на сайте zakupki.gov.ru была размещена документация о закупке "Определение облика бортового радиоэлектронного оборудования для семейства перспективных транспортных самолетов сверхтяжелого класса". Как пояснил Сергей Сергеев, сегодня требуется "полная замена парка по всем классам транспортной авиации - легкому, среднему, тяжелому и тяжелому дальнему". На сайте компании уточняется, что к работе по созданию семейства сверхтяжелых самолетов грузоподъемностью 80 и более конструкторы предполагают приступить в 2016 году.
https://rg.ru/2014/10/20/ermak-site.htmlВ семействе "Ермак" планировалось 3 самолёта - двухдвигательный ПТС-80 на 80 тонн, четырехдвигательный ПТС-160 на 160 тонн, шестидвигательный ПТС-240 на 240 тонн. Движки должны были быть тягой по 30-35 тонн, то есть ПД-35.
Концепцию из старого проекта Ил-106 позаимствовали только для младшего брата семейства:
Как видите, никаких НК-93 ему в 2016-2017 годах уже не предусматривали. Только современные ПД-30 или ПД-35.
Цитата: volga7 от 05.08.2020 20:36:29Так вот НК-93 специально проектировался под ВТА 80 тонн
Да. Но когда проектировали НК-93, ни про какой "Ермак" еще не знали. Тогдашний проект 80-тонного транспортного самолёта назывался Ил-106. Наименование "Ермак" пришло в современной России (если не ошибаюсь, впервые озвучен в 2014), и оно было связано с сверхтяжелыми транспортниками на смену Ан-124.
Короче, сырой и ненадёжный НК-93 реально некуда ставить даже теоретически. 80-тонный Ил-106 сейчас никому не нужен при уже производящемся Ил-76МД-90А.
Цитата: volga7 от 05.08.2020 21:03:01Если бы в своё время Христенко, Реус и Чемезов не закрыли финансирование СНТК, то у нас уже давно был бы готовый НК-93 для ВТА 80-100 тонн.
Известная песня. Лишь бы поплевать в сторону "Ростеха". Из серии
"Чемезов и Путин загнобили прекрасный Ту-334".
Почему-то фанаты НК-93 забывают, что в 2007-м году состоялись первые лётные испытания, обнаружили кучу косяков, подсчитали бессмысленность разработки и окнчательно забили в 2011. То есть деньги на этот движок еще некоторое время выделяли, но он проявил себя плохо.
На самом деле, не было бы никакого НК-93 (и слава богу!), так как этот двигатель изначально был неудачный, с кучей неустранимых недостатков - слишком перетяжеленный и огромный для такой малой тяги, крошечный ресурс.
На Западе тоже пытались заниматься темой турбовинтовентиляторных движков (PW 578-DX, GE36, RB3011), но забросили. Из-за развития более компактных, лёгких и малошумных обычных турбовентиляторных двигателей (ПД-14, PW1000G, LEAP-X, RR XWB, CJ-1000AX) необходимости в тяжелых и шумных негабаритных винтовентиляторных нет от слова совсем. Может вернутся, когда начнут делать гибридные электрические самолёты.
....
P.S. По странному совпадению, большинство авторов статеек, рассказывающих о "загноблённом НК-93", регулярно пишут гадости в адрес Суперджета, МС-21, ПД-14 и вообще всего российского авиапрома. НК-93 - это Ту-334 в мире двигателей. :)
volga7 уже не раз появлялся в этой теме (в основном поныть и понабрасывать), и ему не раз отвечали:
https://glav.su/forum/2/540/messages/4490737/#message4490737https://glav.su/forum/2/540/messages/4488380/#message4488380https://glav.su/forum/2/540/messages/4487152/#message4487152Вот прям совсем не удивлен, что он вдруг начал топить за НК-93))