Цитата: wellx от 25.11.2009 23:19:32
Эх, милейший. Данная тема разобрана весьма подробно на той же милитере или .. да много где. Вы словно специально умолчали об основной фигуре - тот кто координировал и руководил этой операцией - Л.П.Берия....
... то , что вас удивляет - так то носило(ит) название эвакплан. Был в наличии всегда. С 2.. какого-то года.
Ребяты... ну вот лень мне затевать здесь дискуссию. Потому как все что хотел - я сказал.
Но раз уж такое у нас явное расхождение - еще одна, завершающая реплика.
Во-первых... ну давайте таки, на этом ресурсе, в своем кругу, исходить из "презупции адекватности"
И гуглом я умею пользоваться, а он родимый ссылками на Куманева и иже с ним просто пестрит, и милитерра - ресурс более чем известный. И про эвакопланы, постановления ГКО, состав Совета по эвакуации, а также злодея-организатора -ЛП Берию... все это понятно. Но ровным счетом ничего не обьясняет.
Я так понимаю, что Вы не видите предмета... типа, что тут вообще обьяснять?
Каждое предприятие составляет план, дает заявку на вагоны, они обьединяются... случилось - ну сели и поехали... а дальше - по текстам Куманева... а там, то у кого-то и планов особых не было, то на ровном месте организационный подвиг, многокилометровые ленты поездов движущихся "след в след", все это присыпано множеством к делу не относящихся цифирек и моря частностей, а дальше "труд миллионов советских людей", роль партии.... и вообще "нет задач - которые не могли бы решить большевики..." и ля-ля-ля... А рядом мемуары... с явными глупостями, вроде процитированной реплики Кагановича... это ж он оказывается, отец родной оказывается придумал такой вот пропуск поездов... а железнодорожники, которые играли в эти игры еще и в первую мировую, и не знали (ну как положено... в старых фильмах... мучается, типа работяга... а потом приходит партсекретарь и с мудрым прищуром советует: а ты вот, детальку этак -то поверни... и все получается... эвона как - удивляется пролетарий... а то ж ! - отвечает секретарь... )
Тут вот какое дело. Лирику, вроде - эвакоплан = посчитали на заводе количество ящичков - попросили сто вагонов - я опускаю.
Это не план в моем понимании... это сырье, первичная информация для плана
Я смотрю на все случившееся с одной позиции - специалиста по перевозкам.
А тут другая логика. Вот как, к примеру глядя на карту состоявшейся операции, профи сразу скажет - это Жуков (или - это Рокоссовский)... и неважно, что потом "в планировании участвовали тысячи"... что внизу был бардак, и части теряли друг-друга, кто-то лажал, а кто-то совершал подвиг... все равно - суть операции видна только на определенном уровне, где работают с крупными категориями... И если там допущена ошибка, то ее уже ничем не поправить... А если там все продумано верно - все получается несмотря на эксцессы исполнителей.
Так и здесь.
Ведь все что говорится по теме во множестве линков - это частности. Люди видят только свой маленький полигон...
А суть - она исключительно на общем уровне. Где кто-то должен был посчитать глобальную регулировку парка страны!
Да, писались планы вывоза из приграничных зон; да, в принципе всем было понятно, как вывезти любое конкретное предприятие. Но задача вывоза всей (практически) промышленности с европейской части страны, да еще в течении ограниченного срока - никогда явно не ставилась! Оно и понятно - политические соображения. Да и самые худшие прогнозы говорили только о возможности захвата немцами украины и пр (тот же вариант первой мировой), и не более...
И лишь после наших неудач в Финляндии, после быстротечной войны вермахта во Франции, после поступления первых сведений о плане "Барбаросса" стал вырисовываться вариант, когда оказывается "враг может быть под Москвой"...
А Жуков в декабре 40-го, если не ошибаюсь, на военной игре, вполне наглядно показал, как может обрушиться принятая тогда схема развертывания Красной Армии... (времени поменять ее по крупному уже не было, отсюда и идея Василевского и превентивном ударе в мае 41-го... впрочем отвергнутая, как слишком рискованная)... Именно поэтому я датирую начало разработку действительного (по обьему и срокам), осуществленного плана эвакуации началом 1941 года. И полагаю, что он мог делаться только в Генштабе, ибо только там было исчерпывающее представление и о нужных предприятиях, и цепочках поставок, и ... "прогноз развития событий" ...
... Железная дорога - штука клановая. Говорил я в свое время с теми, "кто говорил с теми", кто работал тогда с Кагановичем...
И резюме такое. Мало кто что-то путное понимал. Да, за выполнение спущенных заданий - бились, да старались, да применяли весь опыт.... и тяжеловесные поезда, и сокращение интервалов, и тд и тп...
Секретность была ... тч до маразма, когда общая картина была только в нескольких головах, а обычные железнодорожники видели только фрагменты... (да и сейчас кстати не лучше... толковых сводных документов нет, картину можно восстановить, только если самому начать класть на график данные по крупным предприятиям и территориям...
Но как выразился один профи: "эвакуация, так как она была тогда сделана - в принципе нереализуема".
Не в частностях, а в принципе, по совокупным ресурсам.
Они считаемы, если отделить ситуативные перевозки (вот враг пришел и обком шустро собирает зерно и увозит на том, что есть), от плановых, делавшихся заблаговременно, в июле, когда враг еще был далеко…
Вы вот задумайтесь, господа, и сразу поймете - он прав.
Ну не было средств у страны (вагонов, локомотивов, пропускной способности) чтобы отработать трехмесячный пик такого объема. На фоне полностью задействованного в перевозках (текущих и мобилизационных) парка. Просто не было!
И сейчас кстати нет (вот разве что кризис освободил часть парка, а еще год назад - вагоны были в дефиците)...
Тем не менее это было сделано. Единственным возможным способом. И именно эта "единственность" и говорит профессионалу о том, как оно все происходило. Как и кем считалось.
Вот обратите внимание… в текстах про эвакуацию, часто встречается фрагмент вроде: «эвакуационные перевозки на восток … делались так-то… из последних сил… таким-то образом… ля-ля… подвиг…и этому еще и сильно мешали встречные перевозки войск…»
Это написал чудик. И повторяют из текста в текст такие же чудики.
Ведь когда мы планируем регулярные перевозки из зоны А в зону Б (скажем из Ленобласти в Свердловскую), то … ну сделали мы отправку, поехало оно… а откуда возьмутся порожние под новую погрузку?
А они могут взяться только от встречной перевозки! Условно из зоны С (Б) в зону А. Привезли – выгрузили - подали
И если мы спланируем их по обьемам (на совокупности таких зон) и родам вагона оптимально – то тогда (и только тогда) порожний (непроизводительный) пробег будет минимален. И нам хватит парка.
То есть – т.н. встречные перевозки войск (людей, техники) к местам развертывания – это необходимое условие для осуществления эвакуационных перевозок, т.к. повторюсь еще раз: избытка парка вагонов, локомотивов, пропускной способности - не было.
Следовательно, эвакуация в реализованном обьеме могла состояться только при условии, что те, кто исчерпывающе представлял обьемы и сроки перемещения войск на запад (в различных вариантах мобпланов) заранее увязали их с перевозками предприятий на восток.
И стартовали они с этими перевозками - не по военной ситуации, а также заранее, исходя из наихудшего (и почти реализовавшегося) прогноза. Стартовали, грубо говоря, не когда «враг у ворот», а когда груженые приехали и порожние образовались… И еще можно было теоретически повыбирать, то ли вот стада и зерно повезти, то ли подать под вывоз некоего предприятия…
Чисто техническое было решение. Счетное. На уровне крупного баланса. И оно предопределило все, что творилось на частных уровнях… В решениях ГКО, советов по эвакуации и пр…
PS
Что-то я разошелся… больше не буду загромождать ветку
Зачем написал?
Ну, во-первых, затем, чтобы лишний раз напомнить на этом эпизоде, про достигнутый тогда уровень стратегического планирования, который собственно и привел нас к победе вопреки тактическим неудачам.
А во-вторых, чтобы помянуть… да хоть девятого мая, тех беззвестных офицеров Генштаба, которые сделали в начале 1941 очень хорошую работу. Очень хорошую…
Прикидывали тут давеча с мужиками… нам чтобы сделать нечто подобное сейчас (да – на другом объеме экономики, но и на вычислительных ресурсах, коих тогда вообще не было) – понадобилось бы минимум три месяца, при условии, что и люди есть (а здесь их много не надо) и все данные в наличии (а все равно – ввести, сверить, обсчитать, поправить, обсчитать)… тут ведь нюансы в сценариях возникают: допустим теоретически надо бросить 50 000 вагонов в зону А… но в худшем варианте, она будет захвачена к сроку Т… тогда кидаем в зону Б… но здесь не успеваем сделать оборот из зоны А… тогда делаем промежуточное распределение в зону С, и уже из нее по ситуации отрабатываем обе соседних… а что если удастся снизить время оборота на 10% за счет таких-то мер… тд и тп