Нет танкера в отечестве своемГосударство вернулось к поискам российского судостроения
Идея запрета перевозки российского сжиженного газа (СПГ) и шельфовой нефти на иностранных судах с 2020 года нашла неожиданную поддержку у вице-премьера Аркадия Дворковича. Считается, что предложение активно продвигает глава "Роснефти" Игорь Сечин, но другие игроки настроены скептически: сейчас Россия вообще не строит крупнотоннажных танкеров. По мнению экспертов, идея имеет право на жизнь, если переходный период будет продлен до десяти лет, а для некоторых типов судов сделают исключение.Вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал идею Минтранса о том, чтобы с 2020 года произведенный в РФ СПГ и добытая на российском шельфе нефть перевозились только судами отечественного производства. По данным "Интерфакса", такое решение было принято по итогам совещания 17 марта. Предложение Минтранса о том, чтобы обязать все танкеры с экспортными нефтью и газом ходить под российским флагом, было поручено дополнительно проработать. Представитель господина Дворковича вчера была недоступна для комментариев.
Минтранс подготовил законопроект с этими предложениями еще летом 2015 года, с тех пор он обсуждается в правительстве (см. "Ъ" от 16 июня 2015 года). Собеседники "Ъ" в отрасли связывают появление этой инициативы с намерением главы "Роснефти" Игоря Сечина загрузить строящуюся верфь "Звезда" под Владивостоком. Топ-менеджер, в частности, просил Владимира Путина обязать другие нефтегазовые компании строить шельфовую технику и суда только на "Звезде" (см. "Ъ" от 4 августа 2015 года). Сейчас 75% минус 2 акции "Звезды" у СП "Роснефти" и Газпромбанка, блокпакет — у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Предполагается, что контролирующим акционером "Звезды" станет "Роснефтегаз" (его совет директоров возглавляет Игорь Сечин) — после того, как внесет в капитал верфи 60 млрд руб.
Сейчас компании РФ не используют крупнотоннажные танкеры отечественного производства. Но и шельфовые проекты в РФ под вопросом из-за санкций, а реализация СПГ-проектов затруднена. Поэтому перечень проектов, которым могут понадобиться танкеры после 2020 года, невелик: это СПГ-завод НОВАТЭКа на Гыдане, СПГ-заводы "Газпрома" на Сахалине и Балтике, Долгинское месторождение в Печорском море ("Газпром нефть"). В НОВАТЭКе и "Газпроме" идею не комментировали. Собеседники "Ъ" в отрасли считают ее "нереалистичной". "Все можно сделать, но надо ставить реальные задачи, а не пытаться за три года построить суда, которые мы 30 лет не могли освоить",— говорит источник "Ъ" в одной из нефтегазовых компаний. Лишь в "Роснефти" настроены оптимистично: собеседник, близкий к компании, напомнил "Ъ", что она подписала соглашение об эксклюзивной постройке судов на "Звезде", заключила контракты и привлекает технологии из-за рубежа. Так, на верфи поставят крупнейший в РФ кран для крупноблочного строительства судов грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн.
В ОСК "Ъ" сообщили, что "потенциально у корпорации есть возможности для строительства крупных морских танкеров и газовозов, если заказы на них появятся". Там отметили, что для строительства судов такого класса может быть использован новый комплекс петербургской "Северной верфи", две очереди которого планируется сдать в 2018 году. В ОСК напомнили, что в конце 2015 года заключили соглашение о сотрудничестве с "Совкомфлотом" о строительстве серии танкеров Aframax на "Северной верфи".
Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, отмечают, что крупные танкеры и газовозы в России не строятся, "свободных мощностей на верфях фактически нет", в основном сдаются небольшие серийные танкеры типа "река-море". Балтзавод, который мог бы принять такие заказы, занят ледоколами, "Севмаш" загружен военными заказами. Источники "Ъ" подчеркивают, что "проблемой является и отсутствие ряда компетенций, которые есть у южнокорейских верфей, занимающихся этим серийно", есть сложность в получении ряда технологий под санкциями. "В итоге преждевременно говорить о том, что к 2020 году можно обеспечить серийное строительство танкеров и газовозов большого дедвейта",— отмечает один из них.
Надежда Малышева из PortNews считает, что в идее возить нефть и СПГ на танкерах отечественного производства есть логика, если она не будет жестко привязана к 2020 году. "Если отсрочка по тем или иным позициям будет до десяти лет и будет возможность исключений из запрета по некоторым типам судов, то норму можно будет постепенно ввести",— полагает эксперт. Госпожа Малышева отмечает, что запрет на пользование иностранными судами может стимулировать зарубежных судостроителей к локализации в России своей продукции, так как этого потребуют покупатели углеводородов.
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/Doc/2946189Дмитрий Рогозин был суров с морскими коллегамиСтроить суда за границей судовладельцам можно будет только с разрешения правительства
Российские компании обязаны размещать крупные заказы по строительству гражданских речных и морских судов только на российских судостроительных верфях. Об этом на заседании морской коллегии при правительстве РФ в Севастополе заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он возмутился тем, что отечественные предприятия строят корабли на заграничных верфях, тогда как российские предприятия отрасли простаивают или загружены минимально. Контролировать размещение крупных заказов будут правительственная комиссия по импортозамещению, Объединенная судостроительная компания (ОСК) и Минпромторг РФ. В ОСК отметили, что недавнее аналогичное решение в вопросе строительства рыбопромысловых судов уже дало дополнительные заказы отечественным верфям.Одним из основных вопросов заседания морской коллегии в Севастополе было выполнение поручение президента Владимира Путина по загрузке предприятий отечественной судостроительной отрасли. Дмитрий Рогозин отметил, что глава государства неоднократно указывал на необходимость поддержки отечественных судостроителей и формирования консолидированного заказа на все предприятия отрасли. По словам вице-премьера, «особенно актуальна эта задача после 2020 года», когда будут выполнены основные задачи государственной программы вооружения и «раскрученные военные кораблестроительные мощности надо будет задействовать для производства гражданской морской техники и судов».
Нет танкера в отечестве своемИдея запрета перевозки российского сжиженного газа (СПГ) и шельфовой нефти на иностранных судах с 2020 года нашла неожиданную поддержку у вице-премьера Аркадия Дворковича. Считается, что предложение активно продвигает глава «Роснефти» Игорь Сечин, но другие игроки настроены скептически: сейчас Россия вообще не строит крупнотоннажных танкеров. По мнению экспертов, идея имеет право на жизнь, если переходный период будет продлен до десяти лет, а для некоторых типов судов сделают исключениеВозмущение Дмитрия Рогозина вызвал доклад китайского подразделения Российского морского регистра судоходства, который недавно попал к Владимиру Путину. В документе говорится о том, сколько кораблей было построено на деньги российских заказчиков в период с 2013 по 2015 год на семи китайских верфях, а также сообщается об изготовлении материалов и изделий для морских судов на 118 заводах в 108 городах Китая. Господин Рогозин посетовал, что «не все крупные заказчики осознают всю серьезность проблем, в том числе и политическую ситуацию, которая складывается вокруг нашей страны».
«Я прямо запрещаю вывозить из страны выгодные судостроительные заказы. Больше предупреждать не буду»,— заявил Дмитрий Рогозин. Вице-премьер уточнил, что речь идет о заказах на строительство судов на сумму от 1 млрд руб. По его словам, закупка техники за рубежом возможна после получения соответствующего одобрения в правительстве РФ. «Протоколом оперативного совещания Совета безопасности России правительству поручено подготовить предложения по уточнению нормативно-правовой базы в части согласования правительственной комиссией по импортозамещению размещения заказов на строительство судов и морской техники стоимостью более 1 млрд руб. на иностранных верфях»,— отметил господин Рогозин, подчеркнув, что «по остальным позициям эта цифра — 10 млрд руб.». «Специально сделаны изменения для судостроения — 1 млрд руб. По сути дела, комиссия по импортозамещению должна контролировать любые попытки вывода заказов за пределы РФ»,— заметил он.
Судостроение ушло в глухую оборонуРоссийское судостроение все более ориентировано на гособоронзаказ. Впервые за долгое время по итогам 2015 года количество построенных на отечественных верфях военных кораблей превысило количество гражданских заказов. В стоимостном выражении военные заказы опережают гражданские уже три года. По мнению участников рынка и экспертов, в ближайшие годы доля военного кораблестроения продолжит расти: например, в 2016 году планируется сдать около 90 военных кораблей против порядка 80 гражданских судовЭто далеко не первая попытка государства заставить компании размещать заказы на российских верфях. Так, еще летом 2015 года Минтранс вышел с законопроектом о перевозке российского СПГ и добытой на шельфе нефти только судами отечественного производства. В марте идею поддержал и вице-премьер Аркадий Дворкович (впрочем, введение этой нормы в любом случае не ожидается раньше 2020 года;
см. “Ъ” от 25 марта). Идея в целом труднореализуема, поясняли источники “Ъ” в отрасли: во-первых, в ряде случаев в РФ просто нет компетенций для строительства сложных судов (например, газовозов), во-вторых, значительная часть больших верфей загружена военными заказами. Кроме того, у заказчиков в РФ случаются проблемы с получением судов в оговоренные сроки: так ЛУКОЙЛ в начале года расторг контракт с «Красными баррикадами» на строительство платформы для месторождения имени Филановского на Каспии из-за низких темпов исполнения заказа (
см. “Ъ” от 3 марта). С другой стороны, после девальвации рубля российские верфи стали выигрывать у зарубежных конкурентов за счет более низкой себестоимости строительства судов.
Заместитель председателя Крымской морской коллегии Александр Баталин рассказал “Ъ”, что согласовывать крупные контракты российские заказчики также будут с Объединенной судостроительной компанией и Минпромторгом РФ. «Речь идет о том, что, если проект можно сделать в России, тогда компании предпишут строить корабль на одной из отечественных верфей. А если уж речь идет о чем-то, чего мы не делаем,— тогда, конечно, можно за границей»,— сказал господин Баталин. Он считает, что это решение поможет загрузить заказами отечественные предприятия. Нынешнюю загрузку всех крымских судостроительных заводов, кроме «Залива», он назвал «крайне малой».
ЛУКОЙЛ увяз в астраханском судостроенииКак выяснил "Ъ" в марте, у ЛУКОЙЛа продолжаются проблемы со строительством платформ для его месторождения имени Филановского на шельфе Каспия. Если раньше нефтекомпания была недовольна темпами строительства первой ледостойкой платформы на мощностях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), то теперь ЛУКОЙЛу пришлось сменить подрядчика строительства второй платформы жилого модуля. От «Красных баррикад» заказ передан небольшой Каспийской гидротехнической компании, что, по мнению экспертов, позволит ЛУКОЙЛу лучше контролировать его выполнениеПредставитель ОСК Илья Житомирский отметил “Ъ”, что корпорация обладает всеми необходимыми компетенциями и производственными мощностями, чтобы обеспечить спрос со стороны отечественных судовладельцев по строительству гражданских речных и морских судов. Он подчеркнул, что «развитие российского судостроения идет», и напомнил об аналогичных решениях президиума Госсовета по вопросам рыбохозяйственного комплекса, которое в октябре прошлого года провел Владимир Путин. Тогда президент заявил, что предприятия РФ «обязаны сами строить свои современные высокотехнологичные траулеры» и «российские верфи ждут заказов от рыбаков». «Результат есть — спустя три месяца после заседания Госсовета уже идет подписание контрактов на строительство рыбопромысловых судов на предприятиях ОСК»,— сообщил господин Житомирский. Отметим, что правительство РФ разрабатывает законопроект, стимулирующий обновление рыболовного флота, причем акцент в нем делается на размещении заказов на российских верфях. Рыбакам, которые будут строить суда на отечественных предприятиях, будут выделяться дополнительные квоты на вылов рыбы.
Также на совещании в Севастополе Дмитрию Рогозину рассказывали о работе крымских и севастопольских судостроительных заводов и других предприятий ОПК, обсудили ход строительства Керченского моста, энергомоста и газопровода с Кубани на полуостров. Вице-премьер пообещал, что по итогам заседания будут сделаны выводы и дан ряд распоряжений, которые позже отразят в его протоколе. После совещания он посетил Севморзавод, который ранее принадлежал президенту Украины Петру Порошенко (в 2015 году был национализирован), и ГУП «Севастопольское авиационное предприятие». Этот завод должен был войти в состав холдинга «Вертолеты России». «На сегодняшний день мы ведем активные переговоры и договариваемся об условиях скорейшего вхождения в холдинг. Уже известно, что с 2017 года в рамках программы государственной поддержки на модернизацию предприятия будет выделено 400 млн руб.»,— сообщил директор предприятия Алексей Толмачев. В субботу Дмитрий Рогозин посетит феодосийский завод «Море». Там пройдет совещание, на котором решат: как восстановить судостроительный завод для нужд военного кораблестроения.
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/2954642