подробности сертификации (документ выпущен осенью 2010, но всё равно интересно)
В рамках мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе выполнялась разработка нового регионального самолета Сухой Суперджет 100 (семейство RRJ) проводились работы по сертификации самолета.
Получено заключение о соответствии технологии изготовления самолета RRJ-95/75 сертификационному базису — требованиям п. 25.605 АП-25. В российской практике гражданского самолетостроения такое заключение впервые выдано по результатам анализа технологических процессов полностью - от проектирования до производства – реализованных на базе современных цифровых технологий. Полученное заключение подтверждает эффективность использования лучших мировых практик и решений и является важнейшим шагом в направлении модернизации и развития российского самолетостроения.
В рамках российской сертификации самолетов Sukhoi Superjet 100 Сертификационным центром «Материал» АР МАК выдано заключение о соответствии материалов, используемых при производстве самолета, требованиям российских авиационных правил (АП 25.603).
Проводятся наземные стендовые и летные сертификационные испытания самолета. Выполнено свыше 640 испытательных полетов по программам СЗИ. Из 59 сертификационных стендовых испытаний завершены - 50, подготовлено и согласовано с сертификационными центрами 35 отчетов по результатам.
На самолете 95002 успешно завершены сертификационные статические испытания.
На самолете для проведения ресурсных испытаний планера наработка составляет около 6200 лабораторных полетов.
В летных сертификационных испытаниях проведены испытания по программам: Летно-технические характеристики, Характеристики устойчивости, управляемости, прочности, Системы самолета и оборудование, Маршевая и вспомогательные силовые установки, Испытания в условиях низких температур, Испытания на оценку характеристик с имитаторами обледенения, Испытания в условиях естественного обледенения, Испытания на безопасность от флаттера, Оценка взлётно-посадочных характеристик на залитой водой полосе, Испытания в условиях высокогорья, Оценка самолета летчиками-экспертами EASA, Испытания оборудования БГО, Определение уровня шума на местности. В стадии завершения находятся испытания еще по 11 программам.
Проводился комплекс дополнительных конструкторско-технологических мероприятий по обеспечению заданных ЛТХ самолета, проектно-конструкторские и экспериментальные работы по созданию его усовершенствованной версии.
По результатам летных и стендовых испытаний проведен анализ фактических ЛТХ самолета и выпущена Техническая справка «Основные летно-технические характеристики самолетов RRJ-95B/LR (SSJ 100 Basic/LR) по состоянию на 2010-2012 гг. Анализ выполнения гарантийных обязательств».
Проведена оценка влияния дефектов внешней поверхности самолетов RRJ-95 на вредное сопротивление и расход топлива в полете.
Проведена работа с целью сравнения характеристик набора и снижения самолета, полученных в летных испытаниях по программе СЗИ с расчетными значениями.
Внесены и одобрены АР МАК изменения к Сертификационному Базису (rev. F).
Внесены изменения в Руководство по летной эксплуатации.
По результатам изготовления и испытаний опытных образцов выполнена доработка конструкторской и технологической документации.
Выпущено свыше 270 электронных моделей конструкции, проведены доработки КД по элементам системам и оборудованию.
Разработано и выпущено 24 предварительных извещения к инструкциям и 30 инструкций по монтажу и отработке систем.
Проведены дополнительные расчетно-теоретические, экспериментальные работы, стендовые и летные испытания.
Проведен анализ содержания нормируемых токсических примесей в пробах воздуха в кабинах самолета в процессе наземных и летных испытаний.
Выполнены анализ, доработка и согласование программ статических испытаний, разработаны схемы нагружения и проведены испытания агрегатов и узлов, в том числе: узлов навески левой основной опоры шасси, кронштейнов крепления замка убранного положения и цилиндра уборки-выпуска основной опоры шасси, левого крыла и пилона, заднего обтекателя пилона на правой консоли крыла, обтекателей навесок №2, 3, 4, 5 закрылков на правой консоли крыла, системы управления механизацией крыла, воздушного тормоза, элерона в составе правой консоли крыла, узлов крепления кресел пассажиров и каркаса пола пассажирского салона, узлов крепления кресла инспектора, обтекателя крыло-фюзеляж, узлов установки механизма перестановки стабилизатора, доработанного люка переднего технического отсека, задней грузовой и пассажирской двери, узлов крепления потолочного пульта кабины экипажа, конструкций мест крепления боковой ручки и педалей управления самолета, остекления пассажирского салона, створки №2 и щитка ООШ, створки №1 ООШ, створок ниши ПОШ, 1, 2, 3 и 4 секций предкрылка, доработанных по результатам предыдущих испытаний на правой ОЧК, руля направления, носка правого крыла в зоне первой секции предкрылка самолета, носового обтекателя.
Проведены статические климатико-прочностные испытания элерона с повреждениями с целью определения остаточной прочности, а также обеспечения выполнения требований сертификационного базиса.
Проведены статические климатико-прочностные испытания элементов конструкции секции №2 воздушного тормоза с повреждениями.
Проведены испытания гладких монолитных образцов из углепластика и стеклопластика и трехслойных образцов, используемых в конструкции планера самолетов семейства SSJ, на влагонасыщение.
В части разработки турбореактивного двухконтурного двигателя SNS-146 (СаМ-146) для семейства самолетов RRJ выполнены работы по сертификации производства и получению сертификата производителя АР МАК. Получено разрешение на производство № 0619-359 (сертификат производителя АР МАК). Подготовлена доказательная документация согласно спецификации № 409-014-360 «Комплект доказательной документации, направлена в Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) и получен Сертификат Типа от 23.06.2010 № EASA.E.034 на двигатель SaM146 типовой конструкции.