Вот нарезка стопкадров известной кинохроники: первый полет 16 сентября 1975 года.
Вот тоже известные снимки на аэродроме в Жуковском. Здесь самолет уже с ракетами.
А это фото более позднего периода - крыло уже "родное", серийного образца, передняя створка шасси заменена на другую, без посадочных фар. Бортовой номер перерисован и нанесен более крупным шрифтом. На левом воздухозаборнике нанесены метки телеметрии.
Ну хорошо, самолет отработал свое, дальше по идее - дорога в музей. Но в авиационных музеях в те годы он не появился, нет его и сейчас. Я долго не мог найти никакой информации, пока случайно не увидел 831 борт в кадре учебного фильма Министерства обороны, датированного 1989 годом. Оказывается, этот самолет был передан в Даугавпилс и находился на одной из кафедр ДВВАИУ в качестве учебного пособия. Ну что ж, тоже неплохо. Ниже склейка из кинокадров. Самолет препарированный, без плоскостей, под самолетом группа курсантов с преподавателем.
Но! С развалом Союза в 1993 году Даугавпилсское Высшее Военное авиационное инженерное училище было расформировано. Технику с учебного аэродрома подготовили, планировали то ли к отправке в РФ, то ли к продаже в забугорные страны в музей, но что-то не сложилось. По совокупности имеющихся воспоминаний очевидцев несколько самолетов были отправлены в ЛВАТУ под Питер, остальное (а техники там было немало) утилизировали на месте. Что-то из училищной базы (не самолеты, что именно?) отправили в Ставрополь в СВВАУЛШ.
В Ломоносове всё тоже вышло печально и двумя годами спустя в 1995 году свой учебный аэродром там тоже был утилизирован по тем же причинам. Попавшие к ним самолеты МиГ-31 утащили в Громово и Сиверскую. Спустя какое-то время самолет, стоявший в Сиверской, подлатали Громовские инженеры и установили перед академией гражданской авиации в Пулково, а те, что попали в Громово, также пошли под нож через несколько лет. Был ли среди них препарированный борт 831, мне до сих пор не удается однозначно выяснить.
В Ставрополе на учебном аэродроме мне удалось побывать лично в 2010 году, еще до его утилизации (да-да, и там тоже всё порезали несколько лет назад), и среди множества достойных экспонатов ничего из Даугавпилса я там не увидел. Точнее так - там был всего лишь стенд с историей учебного аэродрома в ДВВАИУ, не более.
Как итог, напрашивается вывод - где-то в этой карусели сокращений и перемещений борт 831 скорее всего тоже попал под нож разделки наравне с другими самолетами. Было бы хорошо также со временем найти подтверждения или опровержения очевидцев.
Ах да, вы скажете, ну был же еще второй прототип, самолет "832"! По нему картинка не веселее - он много лет находится в плачевном состоянии на полигоне института авиационных систем в Фаустово под Москвой, и в музей он тоже, по всей видимости, никогда не попадет.
Что же касается серийных МиГ-31, то на сегодня в 2018 году всего в РФ существует около 20 экземпляров этой машины в виде памятников, музейных экспонатов и учебных пособий. Но первый, как говорится, он и в Африке первый...
https://zen.yandex.r…00a9359ef3