kot45 ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 13:03:08 |
rommel.lst ( Практикант ) | |
08 июн 2020 13:54:38 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 13:03:08
kot45 ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 16:38:53 |
streezh ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 14:49:21 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 13:03:08
kot45 ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 16:44:07 |
Цитата: streezh от 08.06.2020 14:49:21
streezh ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 16:58:55 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 16:44:07
Радонеж ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 23:57:47 |
Цитата: streezh от 08.06.2020 16:58:55
o4karik ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 17:19:34 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 16:44:07
kot45 ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 19:42:27 |
Цитата: o4karik от 08.06.2020 17:19:34
kot45 ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 21:07:39 |
Цитата: Foxhound от 08.06.2020 19:45:15
osankin ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 21:23:26 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 21:07:39
o4karik ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 21:29:12 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 21:07:39
osankin ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 21:49:54 |
Цитата: o4karik от 08.06.2020 21:29:12
Цитата...Ракета стартовала поздно вечером, было уже почти темно. Через несколько мгновений носитель «конуса» скрылся в низкой облачности. Наступила неожиданная по сравнению с первоначальным грохотом тишина. Испытатели, наблюдавшие старт, подумали даже: неужели все сорвалось? Нет, аппарат продолжал намеченный путь. На 38-й секунде, когда скорость достигла 3,5М, двигатель запустился, в КС начал поступать водород.
А вот на 62-й действительно произошло непредвиденное: сработала автоматика прекращения подачи топлива — ГПВРД отключился. Затем, примерно на 195-й секунде, вновь автоматически запустился и проработал до 200-й... Ее заранее определили как последнюю секунду полета. В этот момент ракета, находясь все еще над территорией полигона, самоликвидировалась.
Максимальная скорость составила 6200 км/ч (чуть больше 5,2М). Работу двигателя и его систем контролировали 250 бортовых датчиков. Измерения по радиотелеметрической связи передавались на землю.
Еще не вся информация обработана, и более подробный рассказ о полете — преждевременен. Но уже сейчас ясно — через несколько десятилетий пилоты и космонавты оседлают «гиперзвуковую прямоточку».
От редакции. Летные испытания ГПВРД на самолетах «Х-30» в США и на «Hytex» в Германии планируются на 1995-й или ближайшие после него годы. Наши же специалисты могли бы уже в ближайшее время опробовать «прямоточку» при скорости более 10М на мощных ракетах, снимаемых сейчас с вооружения. Правда, над ними довлеет неразрешенная пока проблема. Не научного или технического характера. У ЦИАМа нет денег. Их нет даже на полунищенскую зарплату сотрудникам.
Что дальше? Сейчас в мире всего четыре страны, которые обладают полным циклом авиадвигателестроения — от фундаментальных исследований до выпуска серийной продукции. Это США, Англия, Франция и, пока, Россия. Так вот не осталось бы их в дальнейшем — три.
Американцы же в программу ГПВРД вкладывают сейчас сотни миллионов долларов...
kot45 ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 22:15:43 |
Цитата: o4karik от 08.06.2020 21:29:12
Technocratus ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 22:50:25 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 22:15:43
kot45 ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 09:55:58 |
СовДед ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 10:11:52 |
Цитата: НАлЕ от 09.06.2020 10:04:25
streezh ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 10:51:28 |
osankin ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 11:11:35 |
Цитата: СовДед от 09.06.2020 10:11:52
СовДед ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 10:10:44 |
Цитата: kot45 от 09.06.2020 09:55:58
ЦитатаМежконтинентальная баллистическая ракета "ГНОМ"
В 1962 году инженерами КБМ был предложен вариант подвижного грунтового ракетного комплекса с твердотопливной межконтинентальной моноблочной ракетой "Гном". Идея ракеты на твердом топливе явилась по тому времени революционной и намного опередила свое время.
Магистральным путем решения задачи было и остается применение твердотопливных (предельно простых в эксплуатации из-за отсутствия жидких, почти всегда — ядовитых, компонентов топлива) двигателей. Однако у них есть серьезнейший (и, увы, непреодолимый) недостаток — меньший, чем у жидкостных, удельный импульс. А значит, при прочих равных, для достижения той же дальности (т.е. скорости) нужно больше топлива, ракета будет тяжелее.
В то время уже проектировались твердотопливная ракета РТ-1, при стартовой массе 34 т летевшая на 2400 км, и РТ-2, соответственно — 51 т и 10000 км («ТМ», № 4 за 1998 г.). Но для мобильного комплекса требовалось не более 32 т! Элементарно: по мостам (причем стратегическим, укрепленным) может пройти машина весом до 65 т, а было уже известно, что масса пустого транспортера примерно равна массе ракеты. Теоретически, выход предложил еще Фридрих Артурович Цандер: использовать в качестве окислителя атмосферный воздух. Во-первых, почти вдвое уменьшается масса топлива, а во-вторых, удельный импульс воздушно-реактивного двигателя в принципе намного, чуть не в 10 раз, больше.
Тогда еще возглавлявший КБМ его основатель, выдающийся конструктор минометов Б.И. Шавырин предложил установить на первой ступени ПРЯМОТОЧНЫЙ ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ двигатель. Уже было известно, что не в 10, но в 2 раза больший удельный импульс он развивал шутя, в плотных слоях атмосферы позволял разогнаться до 3 «Махов» — а больше и не надо.
Одно это делало межконтинентальную (11000 км) баллистическую ракету «Гном» уникальной. Но прекрасные заявленные характеристики предстояло еще реализовать «в железе»...Первую, прямоточную ступень Шавырин предложил разместить впереди. А в ее хвостовую часть вставлялась вторая, уже чисто ракетная, с боеголовкой. И в полете, при разделении, маршевые двигатели стягивали бы первую ступень со второй. Вариант - а.Непобедимый, возглавивший КБМ после смерти Б.И. Шавырина в 1965 г., предложил более привычный облик: первая ступень с боковыми воздухозаборниками, на ней — вторая, далее — головная часть (ГЧ), вариант - б. В заданные 32 т укладывались.
Тактико-технические характеристики МБР "ГНОМ" Максимальная дальность стрельбы, км 11000 Стартовая масса, т 29 Масса полезной нагрузки, кг 470 Длина ракеты, м 16,14 Количество ступеней 3 Проблем оставалось еще немало, хотя двигатель уже работал на стенде в Тураеве — достаточно сказать, что прямоточник на нулевой скорости не включается, нужен стартовый разгон. Кроме того, Сергей Павлович искал способы повышения мобильности «Гнома»: вместе с создателем он предложил разместить межконтинентальный комплекс на «корабле-макете» (известном и под названием «Каспийский монстр»).Однако дальше стендовых образцов ракета «не пошла», заработали факторы, от техники далекие.Как известно, дальше история пошла другим путем. Конструктор Московского института теплотехники А.Д. Надирадзе, опираясь на имеющийся уже у него опыт создания мобильной оперативно-тактической ракеты «Темп», предложил проект МБР на обычных твердотопливных двигателях, но стартовой массой 26 т. Его поддержало руководство Миноборонпрома, и в результате мы имеем 45-тонный «Тополь» на 7-осной МАЗовской «сороконожке», в составе комплекса суммарной массой 98 т...
Но, тем не менее, не все ушло в песок:
- наработки по "Гному" использованы в ТРК "Точка", ОТРК «Искандер»... и далее по списку
kot45 ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 11:40:39 |
Цитата: СовДед от 09.06.2020 10:10:44
streezh ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 12:40:26 |
Цитата: kot45 от 09.06.2020 11:40:39
osankin ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 11:18:26 |
Цитата: ВТБ! от 09.06.2020 11:10:22
streezh ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 01:28:51 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 22:15:43
kot45 ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 21:03:41 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 19:42:27
Радонеж ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 17:21:06 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 16:44:07
BlackShark ( Эксперт ) | |
08 июн 2020 20:04:06 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 16:44:07
kot45 ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 21:45:08 |
НАлЕ ( Профессионал ) | |
08 июн 2020 21:52:36 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 21:45:08
Цитата: kot45 от 08.06.2020 21:45:08
Цитата: kot45 от 08.06.2020 21:45:08
Danila96 ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 06:21:59 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 21:45:08
kot45 ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 10:14:14 |
Цитата: Danila96 от 09.06.2020 06:21:59
streezh ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 11:06:11 |
Цитата: kot45 от 09.06.2020 10:14:14
Technocratus ( Слушатель ) | |
08 июн 2020 22:40:57 |
Цитата: kot45 от 08.06.2020 13:03:08
kot45 ( Слушатель ) | |
09 июн 2020 08:47:53 |