Цитата: gafarrr от 30.01.2010 12:27:16
в дремучей рашке загостирована и является типовым методом уже давным-давно. Для железяк работает.
но это расчётный метод, результаты которого должны быть подтверждены испытаниями конструкции в условиях, приближенных к реальным
Цитата: Severin
Теперь предположим, что модуль работает в составе станции. Во-первых, он загружен интерьером и приборами. Оболочка “обмазана” защитой, проводами, оборудованием. На ней устанавливаются баки с горючим, приборы и т д. Одно это кардинально меняет динамические характеристики конструкции. ...
Цитата
К чему это все? К тому, что для оценки ресурса надо информацию о циклике напряжений летной конструкции надо сравнивать с информацией о циклировании напряжений испытательной конструкции, которая к тому же другая, поскольку в принципе она не та что в лете, а к тому же не загружена, закреплена и грузится по-другому.
Короче говоря, для рассматриваемых типов конструкций добиться летных условий невозможно.
Цитата
Так что слова про “расчётный метод, результаты которого должны быть подтверждены испытаниями конструкции в условиях, приближенных к реальным” кажутся мне странными. Жизнь сложнее.
Цитата: перегрев
Так, Уважаемый Severin! Давайте сразу определимся с терминологический аппаратом. Я ни разу не прочнист, но мне думается Вы путаете две принципиально разные вещи (малоцикловую усталость и механику (теорию) разрушения). Малоцикловая усталость, в классическом понимании, это снижения запаса прочности конструкции, работающей в области пластических деформаций, вследствии неоднократного нагружения (причем относительно небольшого числа таких нагружений). Классическим примером таких конструкций является внутренняя стенка камеры сгорания современных ЖРД. Согласно Нормам прочности испытания на малоцикловую усталость проводят так: рвут образец, затем другой образец тоже рвут после серии нагружений (циклов). Снижение давления разрушения во втором случае более определенной величины не допускается. Иногда наблюдаются случаи очень похожие на малоцикловую усталость, но для конструкций которые работают в области упругих деформаций. Сиптоматика та же-снижение запаса прочности после серии нагружений, но вот механизм совсем другой. Суть этого механизма неплохо объясняет раздел теории прочности который называется теория разрушения. В просторечьи речь идет об определенных изначальных дефектах конструкции (трещинах, например), в действительности все намного сложнее. Материаловеды называют такие вещи (дефекты) дислокациями. Виктор Никанорович элегантно объяснял так: "В некоторых местах имеет место быть замена кубоцентрической атомной решетки на осеортогональную" :D(запомнил, потому, что это практически единственное, что я понял из его объяснений, хоть дед очень старался быть понятным и доступным). С дефектами подобного рода мне довелось столкнуться лично. Пакость заключается в том, что такие дефекты не выявляются при испытаниях при изготовлении. Более того, возможна ситуация когда конструкция вполне работоспособна при условии определенного числа нагружений. Иными словами, дефектная по крупному матчасть, вполне может быть поставлена в товар, но вот если перестрахаваться и провести циклику, то на испытаниях она не разрушится, а вот в лете-вполне. Просчитать такие вещи заранее-невозможно. Только объяснить пост-фактум. Да и то, как говорится, "шарообразно по конусу"
Ничего не могу сказать про статиспытания самолетов, если нужно можно уточнить, но вот в РКТ циклическими нагружениями конструкций поставляемых в товар не злоупотребляют, это точно.
Цитата: Severin от 30.01.2010 23:45:12
Про малоцикловую усталость я вроде нигде не упоминал. Вроде везде имелась в виду и упоминалась многоцикловая усталость.
Цитата: перегрев от 30.01.2010 23:18:14
Все страньше и страньшеТак речь идет о динамическом нагружении?
Цитата: перегрев от 30.01.2010 23:18:14
А причем здесь малоцикловая усталость?
Цитата: перегрев от 30.01.2010 23:18:14
Вибропрочность, даже при малоамплитудных нагружениях-это совсем другая опера.
Цитата: перегрев от 30.01.2010 23:18:14
Съиммировать раскрепление конструкции при наземных испытаниях как в объектовых условиях эксплуатации невозможно в принципе. Класс и школа разработчика в том и есть, что бы определить, что нужно обязательно сделать как в объекте при наземных испытаниях, а чем можно пренебречь.
Цитата: перегрев от 30.01.2010 23:18:14
Строго говоря любая характеристика РКТ подлежит обязательной экспериментальной проверке. Тут вопрос на какой стадии проекта и можно ли проверить это дело в принципе. Именно поэтому годами согласовываю ТЗ выбивая оговорки типа "допускается подтверждение...расчетным (расчетно-экспериментальным) методом". Другое дело, что практика это советская, затратная. Убежден, очень многие вещи давно пора подтверждать на компьютерах, а что-то вообще не подтверждать. Уже лет тридцать будируется вопрос об отказе проведения от виброиспытаний на частотах свыше 600 Гц (при гармоническом нагружении). Здравый смысл пока не победил
Цитата: Severin от 31.01.2010 00:35:50
Бесспорно, что мы должны некоторые вещи подтверждать расчетным способом. Например потому, что у нас в стране, насколько мне известно, нет акустических камер и акустическое нагружение на конструкцию надо проверять расчетом. С точки зрения нагрузок на реальные конструкции диапазон в районе 600 Гц ничего не решает. Низшие частоты, как правило, лежат все-таки ниже и определяющий нагрузки частотный диапазон, вроде бы, не дотягивает до таких частот. По крайней мере, я такого не видел.
С другой стороны, если конструкция массивная, сложно устроенная и у нее плотный спектр и энергоёмкие тона расположены достаточно низко (на практике так и бывает), то очень тяжело, а быть может и невозможно, смоделировать эту конструкцию в высокочастотной части спектра. Потому что, например, конечный элемент дает аппроксимацию системы с бесконечным числом степеней свободы системой с конечным числом степеней свободы. Поэтому КЭ-методы (а в прочности, динамике и нагрузках именно они сейчас рулят) заточены на моделирование нижней части спектра, а верхняя часть спектра не может быть адекватна натурному объекту. Короче говоря, чем более высокая частотная область, тем меньше уверенности в адекватности модели и требуется ее верификации на высоких частотах.
Если мы трясем на высоких частотах, то возбуждаем парциальные частоты приборов. Можем, например, возбудить резонансы в электрике или в элементах системы управления. Вот недавно столкнулся с удивительным явлением. Обрабатывал огневое испытание двигателя. Оказалось, что на дросселировании имеется всплеск виброперегрузок на высокой частоте (выше 600 Гц). Этот всплеск бил в резонанс системы управления. Там была катушка, а в ней сердечник. Вот колебания этого сердечника возбудились сверх меры и привет системе управления. Пример вроде бы не про вибросстенд, а суть, как мне кажется, отражает.
Отказаться от проведения виброиспытаний на высоких частотах - страшно!Что подтверждать численно, а что вообще не подтверждать - вопрос, как мне лично видится, не простой.
Цитата: перегрев от 31.01.2010 00:47:21
Речь идет исключительно о вибропрочности, а не о виброустойчивости.
Цитата: перегрев от 31.01.2010 00:47:21
Что косаемо вибропрочности, то если не ошибаюсь перемещение=520*амплитуду и разделить на квадрат частоты.
Цитата: перегрев от 31.01.2010 00:47:21
Короче, свыше 600 Гц, по прочности, подчеркиваю, никогда ничего не ломается. Речь, безусловно, о гармоническом нагружении. Никогда не встречал случаи прочностного разрушения конструкции от воздействия виброперегрузок высокой частоты.
Цитата: перегрев от 31.01.2010 00:47:21
Если не секрет, какой двигатель обрабатывали?
Цитата: Severin от 31.01.2010 01:31:55
Что такое виброустойчивость?
Цитата
Я не в курсе про такую формулу. Это для какого-то частного случая формула. Перемещение определяется динамическими характеристиками конструкции (собственные частоты, формы колебаний и логарифмические декременты затуханий) как линейна комбинация собственных форм колебаний с коэффициентами, зависящими от времени и определяемых из уравнений типа осциллятора.
Цитата
По простому если, то динамика конструкции без диссипации так записывается:
MW'' + LW = F(x,t)
М и L - матрицы масс и жесткости, F - поле внешних сил.
Решаем задачу
L Q_k = lambda_k^2 M Q_k;
здесь lambda_к - собственные частоты системы, Q_k - соответствующие собственные формы колебаний системы. Если конструкция закреплена и не прокручивается, то lambda_k > 0, k = 1,2,3,... .
Перемещение по методу Галеркина записывается так:
W = Сумма по переменной к S_k(t)Q_k(x),
где S_k(t) вот какое:
S_k''(t) + k^2S_k = {F(x,t), Q_k(x)}
{} - скалярное произведение (интеграл по конструкции поля сил, умноженного на соответствующую форму колебаний).
Цитата
Есть такое АЧХ - амплитудно-частотная характеристика. Это зависимость амплитуды отклика (ускорения или перемещения или чего-то еще) от частоты гармонического воздействия (силового или кинематического) в интерфейсе или группе интерфейсов. Вот АЧХ всё определяет. По АЧХ даже можно на интуитивном уровне (на глазок) понять как откликается конструкция на нестационарное воздействие и даже на случайный процесс.
Цитата
Акустикой очень даже можно сломать. Гармоника - она сосредоточена в точке. А акустика шарашит по всей конструкции разом широкополосным случайным процессом.
Цитата: перегрев от 30.01.2010 23:00:44
Вы меня очень обяжете, если назовете ГОСТ (ОСТ, РД и т.д.) или подскажете где искать. Ни капли сарказма, иронии, и подколов. Я реально впервые слышу о существовании такой гостированой методики.
Цитата: Severin
И мне Шаттл нравится. Изумительная машина.
Цитата: gafarrr от 31.01.2010 12:36:01
Согласен. шаттл (как и в своё время сатурн), позже Буран - предельно-достижимые по техническому совершенству аппараты.
Но - буран гниёт аттракционом в парке Горького, шаттлы отлетали четверть первоначально заявленного ресурса ресурса и две катастрофы, а на МКС ходит бессмертная королёвская семёрка, котрой уже пятьдесят стукнуло.
так что-то не так.
это были победы техники над здравым смыслом.
одно дело - меряться пиписьками в звёздных войнах, а другое дело - работу делать, обычную рутинную работу - но дёшево, надёжно, эффективно.
"Советские люди в булочную на такси не ездют!" - и это правильно. ну не нужны ламборджини с маруссями практически никому. они неудобны и ненадёжны, и куда дешевле купить всю булочную, либо заказать доставку на дом.
Цитата: перегрев
в)Вылизаная конструкция, очень стабильное производство все вместе рулят. В нынешние времена такой двигатель до ЛИ просто не дошел бы.
Цитата: Severin
....
Диссипация резонансы смещает влево по АЧХ и меняет амплитуды на резонансных частотах с бесконечных на реальные.
....
Цитата
Если позволите, я Вам через некоторое время задам вопрос про 14Д23.
Цитата
Я сам не знаю другого способа. И не думаю что кто-то по сути знает как реально по-другому делать. Декременты я тоже прикидываю руками по осциллограмме на затухающих участках процессов если нет биений. Про определение резонансов и как примерно выглядит соответствующая форма - это отдельная песня, но по сути тоже на глаз.
Цитата
У меня товарищ с одним интересным стендом мается. Говорит, все хорошо и в принципе работоспособно, но программируется перфокартами.
Цитата
Что касается случайного процесса, то да. Есть такая проблема. Пересчет в эквивалентный синус - это сильно в запас.
Цитата
P.S. Я не Пересветовский.
Цитата: НАлЕ от 31.01.2010 19:18:59
Гы-гы-гы. По современным требованиям к самолетам гражданской авиации, небезызвестный Ан-2 эксплуатировать нельзя. Ну и что?
Аналогичная история с Циклоном. По современной нормативной документации - эта ракета летать не может. :D.
Правда и не летает уже.
Цитата: перегрев от 31.01.2010 20:31:31
Дело в том, что РД-0110р (рулевик для первой ступени Союза-1) придется отрабатывать по новым правилам. Сдюжит ли? У меня в личном архиве хранятся аналитические записки 75 года где основательно долбаются базовые современные подходы к подтверждению надежности РКТ. Думаю, что достаточно скоро здравый смысл восторжествует и НТД по подтверждению надежности рассекретят. Нормативную базу по испытаниям серийных ЖРД уже превратили из секретной в ДСП. В общем есть две продажные девки империализма-генетика и кибернетика. :D Только давайте не будем забывать про теорию надежности
Цитата: Severin от 31.01.2010 21:39:48
Скажите, это правда, что на Союзе-1 будут использоваться НК-33?
Цитата: Severin от 31.01.2010 13:37:53
3) Чтобы что-то понять, надо что-то делать. Амеры сделали Шаттл и натолкнулись на трудности, о которых даже и не подозревали. И у них есть опыт преодоления этих трудностей. Теперь предположим, что мы будем делать авиационно-ккосмическую многоразовую систему (типа БОРа). Во имя обороноспособности нашей страны можно сделать и "ламборджини", способную безнаказанно нанести удар по территории вероятного противника. И вот тут-то мы и столкнемся с отсутствием того опыта и знаний, которые есть у них.
Цитата: Dobryak
http://blogs.abcnews…udget.html
В проекте бюджета США на 2011 год Барак Обама собирается ущемить NASA: в числе прочих сокращений, отменяется программа Constellation по разработке космического корабля для полетов на Луну и Марс, а NASA советуют больше думать о наработках на будущее.
Цитата: valay67 от 01.02.2010 18:59:37
Сегодня кроме фейла с ПРО, Барак Обама вынес проект бюджета на 2011 год, в котором поставлен жирный крест на пилотируемой космонавтике:
Обама предложил NASA пользоваться услугами коммерческих структур для доставки астронавтов на МКС
Сегодня, 1 февраля, администрация президента США Барака Обамы представила проект бюджета на 2011 финансовый год, в котором предлагается отменить финансирование ряда космических программ.
Как сообщает Reuters, NASA, которое ныне получает из бюджета около $18 млрд в год, должно будет отказаться от программы Orion, которая должна была прийти на смену программе строительства космических шаттлов. Также урезается финансирование программы по высадке людей на Луну в 2020 году, освоению Солнечной системы и ряд других проектов.
"Мы предлагаем отменить программу, а не отсрочить ее", - уточнил один из авторов проекта федерального бюджета Питер Орсзаг.
Вот, так долго разрабатывали Арес-Орион, аппарат вроде уже почти собрали, а тут раз и денег нету. В замен предлагают работать с частными компаниями, которые могут построить/уже имеют нужную технику. Да и с построением общественного мнения не очень, дискавери снимал десятки передач о Вентуре Стар - ее закрыли, последние 5 лет сняли с полсотни передач, в которых американские астронавты осваивают на Орионе космос - и опять программу готовятся закрывать...