Апологетом нового «либерализма», законодателем его оформляющихся постулатов, икон, героев и мучеников являются США. В идеологии, как в экономике и внешней политике, растерявшая вместе с суверенитетом свой интеллектуальный потенциал Западная Европа идет в кильватере Вашингтона.
Не надо быть продвинутым аналитиком, чтобы заметить, что сообщения в ленте новостей, в которых фигурируют США, становятся все тревожнее. Различные взгляды могут быть на них. Иногда диаметрально противоположные. Различные мнения могут высказываться. Появляться неоднозначные интерпретации событий и фактов. Тем более интересен становится взгляд на ситуацию изнутри. Особенно если это взгляд хорошо знакомого тебе человека.
Вот послушайте, что пишет один мой приятель, уехавший в 90-е в Америку, как принято было говорить, в поисках лучшей жизни.
«Слушай, дружище, хватит прикалываться насчет сыра в масле (это он в ответ на мое замечание про его сытую жизнь). Здесь такое творится – ты и представить себе не можешь. Страна стремительно скатывается к фашизму. Той свободной Америки, в которую я приехал 25 лет назад, уже нет. Закончилась. Здесь теперь концлагерь. Правда, если есть работа, то и кормят сытно, и одевают в модные шмотки, но это ничего не меняет. Все опутано колючей проволокой политкорректности, кругом камеры и микрофоны. Каждый твой шаг фиксируется. И если ты озвучишь мнение, которое отличается от официальной продвигаемой СМИ и политиками позиции, тебе не выжить. За тобой, конечно, не приедет черный воронок местного гестапо. Пока не приедет. Но тебя затравят, заплюют и засудят за какую-нибудь невинную шутку про черных, над которой еще 10 лет назад все просто добродушно ржали за бокалом пива. Нет здесь больше свободы. Страну потихоньку захватывают либерал-фашисты. Все работает на них: и корпоративные СМИ, и Интернет, и правительство, и юридическая система. Похоже, в Америке теперь правят именно они, и это надолго».
Странный термин «либерал-фашизм», в котором связаны два взаимоисключающих понятия, довольно емко описывает, происходящую на Западе, деградацию классического либерализма. Сама концепция либерал-фашизма весьма необычна и, на первый взгляд, может показаться, что она противоречит здравому смыслу. Ведь либерализм провозглашает высшей ценностью индивидуальные права и свободы человека. В свою очередь фашизм, развившийся в начале прошлого века как крайне правое политическое течение, защищающее интересы национальной буржуазии, отдает приоритет государству, отстаивающему интересы этой самой буржуазии, и рассматривает человека всего лишь как инструмент для его процветания (напоминает одну из основных черт постиндустриального капитализма, не так ли?).
Но эти две противоположности несовместимы лишь на первый взгляд. Во всяком случае, американским неолибералам, распространившим свое влияние на политическую элиту страны, это, похоже, сделать удалось. А еще они смогли распространить эту гротескную идеологию на весь «коллективный Запад».
Так что же из себя представляет американский либерал-фашизм, или, если применить более мягкую формулировку, псевдолиберализм?
В спорах о точном научном описании этого явления, под каким бы названием оно ни представало, политологи еще сломают много копий, но его определяющие черты видны уже сейчас. В двух словах это социально-политическое явление можно описать как продвижение на всех уровнях общества псевдолиберальных ценностей и связанного с ними образа жизни посредством авторитарных методов, характерных для фашизма.
А теперь давайте разбираться, почему это вдруг либеральные ценности получили в Америке приставку «псевдо-» или все чаще встречающуюся «квази-», т. е. «ненастоящие», «мнимые» или «ложные». Тут нам никак не обойтись без ключевых постулатов либерализма.
Первый из них провозглашает, что человеческая жизнь является высшей, абсолютной ценностью, а второй – что все люди равны между собой. Причем, заметьте, высшей ценностью является не жизнь американца, гражданина США или европейца, а жизнь любого человека и равенство людей распространяется не только на территорию США и Западную Европу, но и на весь остальной мир. В рамках классического либерализма ценность жизни гражданина США или Западной Европы не выше и не ниже, чем, скажем, любого жителя Латинской Америки, или араба, или африканца, или даже взятого в плен в бою исламского радикала.
Несмотря на свой идеализм и некую абстрактность, изначально этот принцип безусловно принимался всеми, кто причислял себя к лагерю либералов. Но в Америке его интерпретация всегда была достаточно вольной. Это позволяло вашингтонским политикам ХVIII–XIX веков сквозь пальцы смотреть на процветающее на юге страны рабство и геноцид сотен тысяч коренных жителей с целью захвата территорий континента. Уже в то время большая часть просвещенных либеральных политиков Америки с типичным англосаксонским высокомерием не считали негров и индейцев полноценными людьми. Такая откровенная сегрегация продолжалась вплоть до 70-х годов ХХ века. Забытый всеми, но интересный факт, не правда ли?
А потом были ковровые бомбежки жилых кварталов немецких городов во второй мировой войне. Сгорели в ядерном огне не имеющие абсолютно никакого военного значения японские Хиросима и Нагасаки. Позже было массовое применение отравляющих веществ, напалма и белого фосфора по вьетнамским деревням. И каждый раз у вашингтонских либералов, претендующих на роль защитников высшей мировой морали, находились объяснения этим действиям, которые любой цивилизованный человек иначе как зверствами и военными преступлениями не назовет. Все списывалось на войну, стремление сохранить жизни американских солдат или отомстить за какое-нибудь позорное поражение бездарных американских генералов, скажем, на Перл-Харбор.
Сегодня ситуация изменилось мало. Бомбежки гражданской инфраструктуры Белграда в 99-м, Багдада в 2003-м и Триполи в 2011-м это подтверждают. Давно стало очевидным, что для Вашингтона и Брюсселя жизнь человека, если он не американец или не европеец, не стоит ничего. Поэтому первый основной признак либерализма к большинству американских и европейских политиков неприменим.
Постулат же о равенстве людей похоронен вовсе.
На Западе уверены, что гибель одного американца от рук террористов должна вызывать всемирную скорбь и печаль, как и гибель ну пусть не одного, а, скажем, десятка европейцев. Они хоть и не американцы, но тоже часть западной цивилизации. То, что от терактов по всему миру ежегодно гибнут тысячи человек и тысячи гражданских погибли от недавних бомбежек американской коалиции в сирийской Раке, иракском Мосуле, это так – общий фон, естественный сопутствующий ущерб, не имеющий для западных псевдолибералов абсолютно никакого значения.
Равенство людей разрушается либерал-фашистами не только в регионах горячих и не очень конфликтов, но и внутри своих стран. Нацменьшинства, ЛГБТ, трансгендеры, псевдорелигии, секты и субкультуры на фоне поддерживающих их государства и СМИ агрессивно продвигают свои интересы в Европе и США. Крича о либерализме и равенстве в современных западных обществах, они создают атмосферу ненависти, нетерпимости, неприятия иной, противоположной их взглядам точки зрения. И вот уже в США белые требуют защиты своих прав, истории и культурных традиций от посягательств негров. В Скандинавии нормальные люди просят у государства защиты от идеологического наката ЛГБТ.
Принцип равенства людей перевернут псевдолибералами с ног на голову и переведен из социально-политической сферы, где он способен вызвать прогрессивные изменения в обществе, в плоскость национально-гендерную, где он будет успешно размыт и заболтан обслуживающими интересы корпораций «либеральными» СМИ.
Свобода личности и ее первичность по отношению к обществу – еще один базовый принцип либерализма, коррумпированный либерал-фашистами. Здесь, как и в первых двух случаях, использована техника подмены понятий. Населению на Западе навязывается новая система ценностей, в которой свобода личности и равенство умело сужаются до примитивного, но броского и легко воспринимаемого минимума. Реально значимые экономическая свобода, свобода выбора политического курса, свобода слова, свобода вероисповедания и самовыражения отходят на второй план. Усилиями СМИ, ведущих открытую идеологическую войну против своего населения, их место занимают ничтожные, порой находящиеся на уровне болезней или сугубо индивидуального выбора «свободы», такие как «свобода» сексуальной ориентации, выбора и смены пола, «свобода» подвергать сомнению традиционные, исторические, религиозные и моральные ценности, «свобода» безнаказанно перевирать и передергивать факты, чтобы подогнать их под общий политкорректный фон. Особенно отстаивается псевдолибералами «свобода» унижать, травить и преследовать тех, кто с тобой не согласен. Требуя толерантности к себе, они не стесняются в средствах, действуя при этом фашистскими методами по отношению к тем, кто имеет иную точку зрения.
Псевдосвободы и их продвижение агрессивными методами являются одной из основ либерал-фашизма как идеологической платформы постиндустриального капитализма.
Второй основой, поддерживающей концепцию псевдосвобод, можно считать создаваемую корпорациями и продвигаемую на всех уровнях СМИ систему ложных, легко удовлетворяемых потребностей, заменивших собой жизненные маяки, на которых воспитывались многие поколения. На смену любви и семье пришли концепция личного развития, карьерного роста и пещерный дикий феминизм, превратившийся из движения за права женщин в глупую и беспринципную борьбу против всего мужского. На смену успеху, пусть даже материальному, пришла ложная, ничего не значащая сетевая популярность. Она измеряется в лайках и количестве просмотров голых попок отупевших засиликоненных пустышек и смертельно опасных селфи, не менее тупых прыщавых подростков и юношей, пытающихся удивить своими «подвигами» соцсеть и себе подобных. Теперь с экрана телевизора женщине говорят, что ее цель не рождение и воспитание здоровых детей, а отсутствие секущихся кончиков волос, а мужчине, что символ успеха не ум, не умелые руки, а вовремя взятый под кабальный процент банковский кредит, чтобы купить новую модель смартфона или еще хуже - сверкающий краской и удивляющий опциями автомобиль. И пусть семье негде жить и нечего есть. Пусть даже и семьи нет. Но вот он, символ успеха! Теперь вся сеть увидит, как крут его хозяин.
Такие примеры можно приводить десятками. Они сыплются на нас в виде рекламных телероликов. Они все больше и больше бросаются в глаза в повседневной жизни. Ложные, навязываемые корпорациями и СМИ потребности появляются везде. Устоять перед ними становится все труднее, потому что они с каждым годом все больше и больше превращаются в норму, становятся частью поведенческого кода, подменяя собой фундаментальные жизненные установки.
Такая деградация свобод, ценностей и жизненных целей естественно и неотвратимо ведет к коррозии общественной морали и поведенческих норм, веками служивших скрепом современных развитых обществ.
Сейчас становится очевидным, что в США и Европе произошла значительная эрозия трех основных принципов либерализма, провозглашающего человеческую жизнь, свободу личности и равенство людей высшими ценностями. Одновременно с этим процессом на Западе идет размывание понятий «демократия» и «свобода», которыми всегда кичились политики в Вашингтоне и Брюсселе. Их реальный смысл заменяется набором пропагандистских лозунгов, сводящихся к нескольким основным, давно потерявшим смысловую нагрузку политическим штампам вроде «мы живем на Западе, поэтому мы свободны».
Сверхзадача псевдолибералов очевидна – через пропаганду ничего не значащих псевдосвобод, через навязывание ложных потребностей и попрание устоявшейся общественной морали создать безликую, бесполую, безвольную, лишенную национальной принадлежности и культурной идентичности, легко управляемую через СМИ людскую массу.
В США и некоторых западных странах псевдолиберализм является идеологической базой для развития новой политической архитектуры общества, основанной на принципе мягкого тоталитаризма. Этот принцип подразумевает неосознанную подчиненность общества насильственной силе государства, защищающего интересы «либеральной» элиты посредством манипуляции общественным сознанием через подконтрольные СМИ.
И псевдолиберализм как идеологическая платформа, и мягкий тоталитаризм как база нового политического устройства общества имеют одну задачу – обеспечить выполнение населением своей новой функции на этапе перехода к постиндустриальному капитализму.
Эта функция – поддержка экспансии корпораций и обслуживание порожденной ими элиты.
Выводы
1. Идеологическая платформа, которую западные политики и идеологи называют в своих странах либерализмом, по сути, таковой не является.
2. В США и большинстве крупных стран Европы классический либерализм мутировал в некий суррогат псевдолиберальной идеологии, основанный на ложных ценностях и навязанных потребностях.
3. Основная цель псевдолиберализма – обеспечение контроля над населением и управляемости им в интересах элит.
Учитывая доминирующее положение псевдолиберальной элиты в западных обществах, ее идеологическое давление на население будет нарастать. Одновременно с этим будет расти сопротивление его консервативной части, готовой отстаивать традиционные ценности. Такая ситуация может спровоцировать открытые конфликты внутри государств вплоть до гражданской войны. Однако, учитывая мощный репрессивный аппарат, имеющийся у большинства западных стран, и готовность его использовать, вероятность революционного развития событий невелика. Более вероятно, что управляющим массовым сознанием через СМИ и Интернет элитам удастся мелкими экономическими и политическими подачками удержать контроль над населением.
При благоприятном развитии событий через два десятилетия по естественным причинам процент старшего консервативно настроенного протестного населения сократиться. Ему на смену придет воспитанная на «либеральных» ценностях молодежь. С этого момента процесс формирования управляемого общества с функцией поддержки и обслуживания постиндустриальных элит в США и Европе можно будет считать завершенным.
(Выдержка из цикла лекций по международному положению)