Цитата: Вадим Р. от 21.07.2016 04:04:311. Количество обломков после взрыва кислородного бака. Несмотря на то, что объективно он привёл лишь к уменьшению доступного количества кислорода (вся остальная аппаратура была исправна, но некоторая была отключена ради экономии кислорода), эти обломки продолжали отделяться от Аполлона в течение более 20 часов, заслонив вокруг всю картину звёздного неба. Из чего-же состояли эти обломки, если, кроме кислородного бака и его термоизоляции, всё остальное осталось целым? Да плюс к этому через 6 с половиной часов после взрыва корабль получил корректирующий импульс, под действием которого он должен был вынырнуть из старого облака обломков на сотни километров, но они, по свидетельству экипажа, летели вокруг них по-прежнему, как привязанные. Ваши контраргументы я помню, но всерьёз их принять не могу, уж извините.
1. По фотографиям SМ, сделанным после расстыковки видно, что сорвало там целую секцию обшивки. И что прохудившимся баком разрушения не ограничились - тоже видно отлично.
2. То, что некий мусор продолжал понемногу отлетать от служебного модуля даже на обратном пути мы знаем из свидетельств астронавтов. Против них у Вас что? Ваше ИМХО, что Вам это кажется странным, необычным, сомнительным? Неубедительно. Было авторитетное мнение ДядиВаси, что весь кислород из потерявшего герметичность баллона был обязан мгновенно испариться и улетучиться. Но и тут есть сомнения. Непонятно, почему этого не происходит здесь?
[movie=400,300]http://youtu.be/xmC-Fzk-AMQ[/movie]
Это ведь кислород? Никуда мгновенно не испаряется, накапливается шубой, частично стряхивается при включении двигателя. Не такую ли шубу мы видим вокруг "кишков" SM на фотографиях выше?
Цитата: Вадим Р. от 21.07.2016 04:04:312. Лёгкость работы экипажа при крайне некомфортной температуре 5-10 градусов. Несмотря на нахождение в таком холоде более 3 суток не зафиксировано никаких попыток хоть как-то согреться или утеплиться. Или просто жалоб типа этих:
И это при отсутствии хоть какой-то тёплой одежды. Даже для сна при 5 гр не использовали скафандр. Можно, конечно, это списать на повышенную твёрдость шариков в штанах, но Вы сами попробуйте без матов прожить столько времени при такой температуре в спортивном костюмчике.
Раньше Вы об этом вроде бы не говорили. Просмотрел отчёт. В ЛМ, где они в основном находились установившаяся температура была 52°F (11°C). Проблема была в основном во время сна - это отмечено в отчётах. Запасная одежда у них была (и они ею воспользовались). В общем - терпимо. Во всяком случае, ни до использования одеял из комплекта выживания, ни, наконец, до скафандров, дело не дошло, просто не потребовалось.
Цитата: Вадим Р. от 21.07.2016 04:04:313. Невыносимая точность ориентации и навигации на глазок. Невероятная устойчивость гироскопов к уходу безо всякой штатной коррекции, которая должна проводиться по регламенту каждые несколько часов. После почти четырёх суток малоконтролируемого полёта СА приводняется в одной миле от расчётной точки. Т.е. даже точнее, чем все предыдущие Аполлоны и А16. Для сравнения: точность приземления "Союзов" - 50-60 км.
"Невыносимая точность", "малоконтролируемого полёта" - это всё эмоциональные оценки. Точность ориентации и навигации была достаточной для задачи облёта Луны и возврата. Считаете иначе, приводите аргументы, а не эпитеты. Хотите обсудить полёты "Союзов" - открывайте новую ветку.
Цитата: Вадим Р. от 21.07.2016 04:04:314. Экипаж безо всякой тренировки за несколько часов нарабатывает навыки точнейшей ориентации на глаз почти неуправляемым КА.
Режим управления КА в конфигурации стыкованных LM и CSM при помощи системы управления LM - штатный. Помнится, Вас не устраивало, что источник этой информации якобы Шунейко? До списка литературы так и не добрались?
Stengel R. F. Manual attitude control of the Lunar Module. AIAA Paper № 69—892
То, что написано по этому поводу в мемуарах Джима Лоувелла (ещё вопрос - им ли самим для красного словца, или вообще Клюгером для пущего литературного драматизьму) про неотработанность им этого режима на тренажёре - очень слабое подкрепление таким громким заявлениям, как "почти неуправляемый КА".
Цитата: Вадим Р. от 21.07.2016 04:04:315. Ситуация была настолько нештатной, что не просчитывалась заранее. Расчёт штатной траектории А13 (по книге Лоувелла) занимал 800 часов машинного времени на тех компах, несмотря на то, что это был не первый аналогичный полёт, т.е. отличался от предыдущих лишь нюансами. После аварии появилась такая масса неучтённых нюансов, что потребовался пересчёт траектории, с которым уложились в пару часов.
1. Цифра 800 часов - это вообще из разряда "одних курьеров сто тыщ". Тем более, что её в книге Лоуэлла, кажется, нет и вовсе. Во всяком случае, нет в том месте, где её зачем-то приплёл переводчик:
Цитата: Цитата- И через пятнадцать минут мне нужен беглый доклад об этом.
- Вас понял.
- СЕТЬ, это ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ, - Кранц вызвал специалистов, обслуживающих компьютеры Вычислительного Центра, располагавшегося на первом этаже Космического Центра и снабженного самыми быстрыми процессорами "НАСА" (ПРИМ.ПЕРЕВ.- Там были установлены компьютеры серии "IBM 360/75". Полный расчет полета "Аполлона-13" занимал 799 часов машинного времени).
- Понял, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ.
- Вы можете выделить в мое распоряжение один компьютер ВЦ?
Где он её взял? К чему она относится? Что входило в этот расчёт? Может эта цифра есть в книге где-то ещё?
2. Какая такая масса неучтённых нюансов? После аварии корабль не потерялся где-то там в закоулках вселенной, чтобы прокладывать новый курс из мрака космоса. Ориентацию он не потерял, с курса сбился незначительно. Ему требовался просто обратный переход к траектории свободного возврата и пара-тройка корректирующих манёвров - которые и так штатно считаются уже в процессе полёта. Необычным было только использование для манёвров посадочного двигателя вместо двигателя SM. Учтите ещё, что ни расстыковок/стыковок, ни высадки на Луну уже не светило, требования к точности навигации снизились.
Цитата: Вадим Р. от 21.07.2016 04:04:316. По вентиляции и газообмену. Да, некая вентиляция по шлангу в КМ была проложена. Но Лоувелл утверждает, что вокруг спящего быстро образовывался кокон тёплого воздуха. Т.е. эффективность вентиляции была никакусенькая, иначе бы этот кокон раздувало. Но это значит, что кокон должен был состоять из выдыхаемого воздуха с большим содержанием СО2 , уж извините.
Т.е. всё таки должны были помереть во сне?
Цитата: Вадим Р. от 21.07.2016 04:04:31Вот я и говорю, что слова Лоувелла - ложь на лжи. Другие мемуары у меня нет желания обсуждать, тема не та. Хотите обсудить воспоминания Алексея Архиповича - открывайте новую ветку.
А речь не об Алексее Архиповиче, а о Ваших совершенно необоснованных требованиях к мемуарам, как таковым, и желании выдать некие мелкие (или вообще надуманные) нестыковки в них за какие-то значимые противоречия самой программы. Что характерно, ни удаляющейся/приближающейся Луны, ни якобы невозможного фото 8722 в Вашем списке уже нет. Итого: считаю, что по А13 у Вас, как и прежде, нет
ничего, кроме натяжек и необоснованных имхов.