Обсуждение космических программ
8,817,161 39,626
 

  Slav Rus ( Слушатель )
12 апр 2020 16:52:49

Рогозин опубликовал планы развития ракетно-космических комплексов

новая дискуссия Новость  1.013


12 апреля 2020
Российские ракетно-космические комплексы развиваются с высокой степенью унификации двигателей и блоков, рассказал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. По его словам, необходимая инфраструктура создаётся на космодроме Восточный.



Руководитель ведомства добавил, что перспективная ракета-носитель «Союз-5» уже в производстве. Об этом он написал на своей официальной странице в социальной сети Twitter.

https://news.ru/cosm…ompleksov/
  • +0.19 / 15
  • АУ
ОТВЕТЫ (82)
 
 
  mse ( Слушатель )
12 апр 2020 20:15:49

Бдь... Лучше бы он про то, что выводить, планы планировал. Ракет и щас, как говна, возить что?
  • +0.04 / 20
  • АУ
 
  Проф ( Слушатель )
12 апр 2020 20:37:49

Это та ракета, которая на базе и вместо Зенита? Не её ли планирую "морским стартом" запускать в том числе? Что такое "Союз-6"? Это название уже всплывало несколько раз, но информации конкретной нет.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
  Волжанин ( Слушатель )
16 апр 2020 21:30:35

Вопрос от дилетанта.
Зачем нужна ракета на 103 тонны на НОО и 27 тонн на лунной орбите?
Для людей мало, для автоматических миссий много.
  • +0.06 / 7
  • АУ
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
16 апр 2020 22:26:02

Это характеристики  РН "Енисей", а там ещё и РН "Дон" 140 и 33 тонны соответственно.
Зачем , вопрос хороший.
Предполагается, что будущими полезными нагрузками для "Енисея" и "Дона" станут запускаемые к Луне пилотируемый транспортный корабль "Федерация" ""Орёл" массой 20 тонн, лунный посадочно-взлетный комплекс массой 27 тонн и модуль лунной базы массой 27-32 тонны. Кроме того, они смогут выводить на ГСО космические аппараты на базе транспортно-энергетического модуля массой 26-30 тонн и в точку Лагранжа L2 системы Солнце-Земля  - телескопы массой 30-40 тонн для фундаментальных исследований дальнего космоса.
  • +0.26 / 20
  • АУ
 
 
 
  Волжанин ( Слушатель )
16 апр 2020 22:44:27

А от водорода почему отказались? Он же поэффективней.
Сликом геморройно?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
16 апр 2020 23:01:18

По слухам) от водорода не отказываются.
Ангара, повышенной мощности, А5В кажется, будет якобы водородной, по-крайней мере планировалась, и двигатель разрабатывался.
Хотя кто его знает, у Них там семь пятниц на неделе. может уже и переиграли.
Может кто из специалистов, что скажет, Аз такой же дилетант)
  • +0.14 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  Волжанин ( Слушатель )
16 апр 2020 23:34:59

Вы много пишите на аэрокосмическую тему.
КуАИ?
  • +0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
17 апр 2020 06:10:34

Вы хотели наверное сказать,много копирую) на космическую тему, пишете это слишком громко.
Аз в отличие от чукчи,из известного анекдота не писатель, а всю жизнь был и есть читатель.
Книга, в первую очередь, мои университеты, наверное как и у многих в СССР
А насчет КуАИ, Вы почти правы, один из 4) 
  • +0.13 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Волжанин ( Слушатель )
17 апр 2020 20:20:31

У меня 1 из 2
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
16 апр 2020 23:33:08

Эффективно, но уж очень геморройно.


2-15 минуты конретно по водороду.
  • +0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
18 апр 2020 23:01:41

Геморрой на современном этапе развития можно лечить.
И его успешно лечат в ЕКА, Японии и других странах. 
Есть отдельные успехи и у нас. В Воронеже.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
19 апр 2020 09:52:16

Да его и у нас 40 лет назад успешно лечили. Главное, чтобы для дела, а не процесса.
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
19 апр 2020 12:27:37

Водород это не геморрой, это понты, за которые надо платить.
Ракета на метане будет тупо дешевле - ну и что, что тяжелее? Важна цена за килограмм, а не абстрактный рекорд в наименьшем весе.
PS.
Возможно водород будет нужен для гиперзвукового движка, но это другая история.
  • +0.01 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
19 апр 2020 14:59:33

Водород это хай-тек ракетостроения. На больших весах без него вообще делать нечего

С какого перепуга? Метан точно такой же взрывоопасный компонент как и водород. Мероприятия по обеспечению взрывозащиты на метане будут точно такие же как на водороде. Если не более жесткие – в отличие от водорода метан, сцука, тяжелее воздуха и открытый дренаж, как на водороде, на метане точно не сделаешь. А основную долю затрат как раз и составят затраты на наземный комплекс и его эксплуатацию

И кто сказал, что цена за килограмм на метане будет меньше, чем на водороде? Особенно на больших весах...
  • +0.20 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
19 апр 2020 15:27:25

  
Вроде бы, обычно метан легче водуха?
Типа 0.7 при 0 градусов...
Думающий 
  • +0.16 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
19 апр 2020 17:09:20

Всё правильно. Только "ноль градусов цельсия" никогда не бывает в дренажах. Мы дренируем газ испарившейся с поверхности криогенного компонента. Плюс, как правило, при дренировании газ дросселируется, а значит охлаждается. При температуре 200 Кельвинов  и давлении 1 бар газообразный  метан будет иметь плотность 1,36 кг/м3 со всеми вытекающими... А вот водород при тех же 200 Кельвинах будет иметь плотность 0,12 кг/м3 Плюс примечательное свойство водорода (и гелия) – при определенных режимах дросселирования он нагревается. Что позволяет реализовать схему дожигания когда газообразный водород, на некотором удалении от объекта, дросселируется и самовоспламеняется на воздухе. Такая схема тоже не без нюансов, но тем не менее используется



Строго говоря именно поэтому у метана столько противников. По взрывозащите там ровно такой же геморрой как и с водородом. А большая плотность газообразного метана при температурах характерных для дренажных магистралей этого геморроя только добавляет.
P.S. За подсказку большое человеческое спасибо! В первоначальной формулировке конечно я написал глупость.Грустный
  • +0.38 / 23
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ЮрийР ( Слушатель )
19 апр 2020 17:39:54

Не для сомнения в словах, но для образования:
Мы же все равно имеем дело с жидким кислородом?
А метан с кислородом по температурным режимам близки и можно сэкономить на условно общем дизайне инфраструктуры. Все сторонники Метана на это указывают. 
Спроектировать и построить две примерно одинаковые системы в разы дешевле чем кислород + водород, на первый взгляд.
Или есть какие то особенности, которые не позволят сэкономить?
В качестве альтернативы есть искусственные углеводороды: Жидкостный ракетный двигатель РД-0124А с нафтилом: Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг (м/с) 359
Сравнение с метаном дает не такую уж и разницу: 360-380 предел.
Но я признаться совсем не знаю особенностей использования и стоимости производства нафтила по сравнению с метаном
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
20 апр 2020 09:26:03

 
по большому счету стоимость самих топливных компонентов никого особо не интересует ... доли процента от общей стоимости ...
  • +0.06 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
20 апр 2020 13:37:51

По сравнению с чем сэкономить? По сравнению с водородом, да, что-то получится сэкономить, по сравнению с керосином уже нет. Если речь идёт о наземных системах, то проектируются они с широким использованием унифицированных узлов и агрегатов, т.е. и кислородная, и керосиновая, и метановая системы будут сделаны из одних и тех же материалов, с использованием одних и тех же агрегатов, только метановая система будет дополнительно оснащаться устройствами (дожигателями, системой обнаружения опасных накоплений и т.д.) из-за взрывоопасности компонента.
Если речь идёт собственно о ракете, то метан, по-крупному позволяет сделать три вещи:
1. Повысить весовое совершенство ракеты из-за применения совмещенных днищ баков.
2. Сделать более технологичный и надёжный двигатель из-за значительно более высокой охлаждающей способности криогенного компонента и возможности реализации схемы с дожиганием восстановительного газа.
3. Исключить из технологического цикла дорогую процедуру очистки внутренних полостей керосинового двигателя после огневых испытаний и (или) применения по целевому назначению. Что очень привлекательно для многоразовых систем.
На круг метановая ракета выглядит несколько более дешёвой, чем керосиновая. Но имеются нюансы:
1. Ракеты с совмещенными днищами баков делаются уже и на керосине. Фалкон, например. Наш Феникс будет (если будет конечно) тоже  с совмещенными днищами баков.
2. Двигатель придётся делать новый. Новый двигатель это всегда дорого. Очень дорого. То что сейчас в этом направлении делается у нас это пока не двигатель. Это всё демонстраторы разной степени демонстративности. К проектированию собственно двигателя для ракеты у нас ещё не приступали.
3. Наземную метановую инфраструктуру тоже надо будет делать с нуля.
4. Многоразовость это конечно хорошо, но куда будем сажать ступени и как эти ступени, оттуда куда посадили, будем доставлять обратно? Есть мнение, что вся эта операция будет капец какой не бесплатной.

Ну то, что дешевле это несомненно, но вот того, что прям в "разы" лично я не уверен.

Этот двигатель отрабатывали 15 лет, с большим трудом и никто не верил, что получится. Имеется даже официальное заключение уважаемых институтов, что двигатель с такими характеристиками сделать невозможно. То, что получилось получилось очень не дешевым и страшно не технологичным. Да летать он будет лет 50, может больше, но проще и дешевле он от этого не станет. Один из создателей этого двигателя, ныне покойный, был категорически против его использования для пилотируемых полётов.

И опять имеются нюансы. Эти цифры для "чистого метана", который пока у нас в глаза не видел. На метане, который реально производится сейчас никаких 360-360 не будет. Не говоря уже о СПГ, там будет ещё ниже

Нафтил сильно дороже СПГ и того метана, который производится сейчас. Как он будет выглядеть в этом плане по сравнению с "чистым" метаном пока никто не знает. И да "нафтил" является "искусственным" углеводородом в той же мере, в какой таковым является, например, бензин
  • +0.32 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Волжанин ( Слушатель )
20 апр 2020 16:40:48

А куда вообще относительно Восточного должны падать ступени?
Восточнее Восточного (каламбурчик) тянется Амур. Возможно ли самолётным способом сажать ступени возле Амура и затем по рекам (Амур, Зея) доставлять обратно до Восточного?
И где должны происходить восстановительные мероприятия для ступени? На космодроме допустимо?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
20 апр 2020 16:45:14

https://vlad-1917.livejournal.com/51132.html?utm_source=3userpost
  • +0.19 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Волжанин ( Слушатель )
20 апр 2020 17:06:46



Спасибо.
РП 513, 514 - Между Амуром и Татарским заливом, а если на крыльях, то возможно и Сахалин.
А от туда по воде.
Дааа, масштабно и не дёшево.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
19 апр 2020 19:13:33

Хай-тек, да. Еще бы, температура кипения в НУ 20,3 К! Сравним с метаном - 112,5 К
Разница - охренеть. Очень крутой и недешевый хай-тек.
Да и с сжатым водородом как-то не очень хорошо. Автобусы на метане - не вопрос, водород - разбегайся кто может. Эта хрень прямо сквозь металл улетучивается.
PS.
ЦитатаПри температуре 200 Кельвинов и давлении 1 бар газообразный метан будет иметь плотность 1,36 кг/м3 со всеми вытекающими... А вот водород при тех же 200 Кельвинах будет иметь плотность 0,12 кг/м3 Плюс примечательное свойство водорода (и гелия) – при определенных режимах дросселирования он нагревается. Что позволяет реализовать схему дожигания когда газообразный водород, на некотором удалении от объекта, дросселируется и самовоспламеняется на воздухе. Такая схема тоже не без нюансов, но тем не менее используется

Уверен, инженерные проблемы имеются. Вот только Маск их как-то решает, движок у него уже работает вполне себе. Парень упрямый, допилит (если конечно кризис не кирдыкнет экономику США так, что им станет совсем не до космоса).
PS.PS.

ЦитатаМетан является самым физиологически безвредным газом в гомологическом ряду парафиновых углеводородов. Физиологическое действие метан не оказывает и неядовит (из-за малой растворимости метана в воде и плазме крови и присущей парафинам химической инертности). Погибнуть человеку в воздухе с высокой концентрацией метана можно только от недостатка кислорода в воздухе.
Так как метан легче воздуха, он не скапливается в проветриваемых подземных сооружениях.
  • +0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
19 апр 2020 19:39:17

при всём богатстве выбора, альтернатива  ещо хуже.

чо он решает? нет у него метанового двигла и рокеты.
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
20 апр 2020 09:29:01

 
ну ... было время ... у него и мерлина с фальконом не было ... и над кузнечиком смеялись ...
  • -0.04 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
20 апр 2020 10:29:28

Не об том речь. Он и не лезет в метан. Ну мож, после косяка и брякнул чего. В метан полез Безос. Вот у того есть.
  • +0.08 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
20 апр 2020 11:37:18

 
для big fucking roсket они разрабатывают метан-кислородный raptor
 
и уже даже большого кузнечика на нем запускали и сажали ...
  • 0.00 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
20 апр 2020 12:24:52

Водонапорная башня , которая на Марс должна  (ну пусть )100 тонн (хотя в мриях 450 )   забрасывать - именно на метане-кислороде .  (хотя изначально водород планировался)
PS Но круче всех Индия . GSLV-3  ...Там и  ТТ ускорители  , и НДМГ , и жидкий водород ..
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Liss
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
20 апр 2020 12:26:12

Да, крутой и недешевый, но хай-тек. Во все времена ракета с водородным горючим это бесспорный признак высочайшего технологического уровня. Кто умеет – тот делает, кто не умеет – рассказывает про дешёвые, никому не нужные понты и делает вид, что не больно-то и хотелось.
  • +0.23 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
20 апр 2020 13:07:51

Хм, индусы с вами согласны.
ЦитатаPS Но круче всех Индия . GSLV-3 ...Там и ТТ ускорители , и НДМГ , и жидкий водород ..

Проблема в том, что сложная техническая штуковина нужна для выполнения определенной работы, а не для доказательства что мы впереди планеты всей. И чем проще и дешевле эта высокотехнологичная штукенция будет, тем лучше.
Я могу понять инженерный энтузиазм в решении сложной задачи, но таки бюджет ограничен.
  • -0.02 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
20 апр 2020 14:08:16

Конечно согласны. Непонятно только откудова такое пренебрежение к индусам? Индусы, в отличие от "небудемпоказыватьпальцемнакого" свою GSLV вполне себе потихоньку допиливают и она у них летает. В отличии от той же "Ангары", которую  четверть века пилят, пилят и конца и края не видно. Заметьте, безо всякого водорода

Угу. А здоровым быть лучше, чем больным и богатым лучше, чем бедным. Проблема в том, что "высокотехнологичная" и "проще и дешевле" это антонимы

Ну конечно! Водородная ступень на Ангару планируется исключительно в припадке "инженерного энтузиазма", а совсем не потому, что без водорода она не вывозит
  • +0.21 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
20 апр 2020 15:13:03

Водород для Ангары-5 это вообще забавная тема. Не совсем понятно зачем вообще сейчас нужна эта грузоподъемность в 35 тонн, может вы в курсе?
PS.
Но если смотреть исторически, то мы видим плохое планирование - столько же груза могла вытащить Ангара-7 без водорода, но от нее отказались в пользу 5, причем насовсем. Ах эти споры между сторонниками прямого креста и косого.
  • +0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
20 апр 2020 15:30:54

А она и появится далеко не сейчас. Если вообще появится.

Под А7 нужен СК на семь "дырок". Построенный в Плесецке - только на пять. На семь его нельзя было делать.
  • +0.17 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
20 апр 2020 16:22:29

 
водород на ангаре - это потенциальная возможность расширения номенклатуры вверх без коренной переделки комплекса и старта ... или возведения нового ... буде появятся спорадические задачи ...
 
кроме того ... водород, в отличие от метана ... черт известный ...
  • +0.08 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  PPL
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Проф ( Слушатель )
20 апр 2020 01:49:53

Водород это не высокие технологии (в ракетных двигателях по крайней мере), высокие технологии это добиться (приблизиться) параметров водородного двигателя на керосиновой паре. На высоких нагрузках водород как раз потому и применяется, что деваться некуда. Вот когда деваться есть куда, а применяется всё-равно водород, это говорит о невысокой (сравнительно конечно) инженерной школе.
  • -0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
20 апр 2020 12:14:39

Всё-таки замечательная штука этот ваш электрический тырнет! Вот так бы и прожил бы всю жизнь олухом, считая "Энергию" триумфом советского ракетостроения... А на поверку оказалось, что "Энергия" это вообще ни фига ни триумф, а всего-навсего свидетельство посредственности и невысокого уровня советской инженерной школы. Кто бы мог подумать? Спасибо, что открыли мне глаза. 
  • +0.30 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Проф ( Слушатель )
20 апр 2020 15:30:05

Вы мои слова как-то очень по-своему поняли. Мне очень сильно кажется, что вы паясничаете со всеми этими "открыли глаза" и "Энергия .. не триумф". Т.е. я подозреваю, что всё вы поняли правильно, но на публику играете какую-то свою игру.
  • -0.02 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  lock
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  lock
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  lock
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GT-R
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GT-R
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GT-R
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
19 апр 2020 15:27:31

Угу... плотность жыженного метана 420кг/м3 и 75кг/м3 у водорота.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
20 апр 2020 07:37:03

Там НГДМ кроет криогенные компоненты как бык овцу по критерию теплоотвода (хоть и неожиданно). "Если повар нам не врёт"(с)Улыбающийся
  • +0.16 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
20 апр 2020 12:19:29

НГДМ???
  • +0.01 / 1
  • АУ