Планы развития украинской военной авиации до 2035-го
новая дискуссия
Новость
1.373
МОСКВА, 31 мая — РИА Новости, Андрей Коц. Около сотни современных многофункциональных истребителей, перспективные беспилотники, новый транспортный самолет, утилизация устаревших машин — информационно-консалтинговое агентство Defense Express опубликовало план развития украинской военной авиации до 2035-го. Его уже одобрил Военный совет Воздушных сил страны. Планы крайне амбициозные: за 15 лет фактически создать новый вид войск. О том, насколько это реально с учетом нынешнего состояния ВСУ и экономической ситуации, — в материале РИА Новости.
Запад поможет
В документе речь идет главным образом о переоснащении тактической авиации. Подавляющее большинство имеющихся машин — латаные-перелатанные, еще советской постройки и, по-хорошему, уже давно подлежащие списанию. На обновление самолетного парка украинские власти планируют потратить рекордные 200 миллиардов гривен — 7,5 миллиарда долларов по текущему курсу. Заметим, что весь военный бюджет Украины на 2020-й — чуть больше 100 миллиардов гривен.
Тем не менее в ближайшие два года Киев объявит тендер на поставки многофункциональных истребителей поколения 4++. Российские варианты, понятно, не рассматриваются. Интересуют американские F-16 Block 70/72 и шведские Saab JAS-39 E/F Gripen. Особо подчеркивается, что машина должна быть универсальной, способной заменить как истребители, так и фронтовые бомбардировщики. Она станет единственным типом самолетов в боевых частях тактической авиации, что, по замыслу Киева, позволит сэкономить ресурсы.
К 2025-му "Повiтрянi сили" рассчитывают получить первую партию из шести-двенадцати машин для опытной эксплуатации, обучения летчиков и наземного персонала. К 2030-му на новые истребители планируют пересадить две бригады тактической авиации, передавая по восемь-двенадцать самолетов в год. К 2035-му Воздушные силы Украины должны быть полностью реформированы и переведены на новую технику. Они будут состоять из четырех бригад тактической авиации, четырех полков разведывательных и ударных беспилотников, бригады транспортной и специальной авиации, а также учебной бригады.
Для страны, давно сидящей "в долгах как в шелках", все это выглядит ненаучной фантастикой. К тому же концепция развития Воздушных сил предполагает полный переход на западную матчасть. А это значит, что авиаремонтные предприятия Украины, рассчитанные на обслуживание советской техники, останутся без работы. Кроме того, большой вопрос: захотят ли иметь дело с Украиной западные государства.
Петр Порошенко несколько лет клянчил у Вашингтона противотанковые ракетные комплексы Javelin и все-таки получил небольшую партию, которую, по условиям поставщика, нужно хранить в западной части страны, подальше от линии фронта. Те же F-16 — гораздо более сложная и дорогостоящая техника, далеко не все государства, куда богаче Украины, могут себе такую позволить. Не очень понятно, кто именно будет осваивать современные истребители, если средний налет украинских летчиков — всего-то 20-25 часов в год. Наконец, неясно, как Киев намерен продлевать ресурс имеющихся самолетов, которые должны оставаться в строю до завершения перевооружения.
Дефективные самолеты
По данным аналитического издания The Military Balance, в Воздушных силах Украины числятся 80 истребителей Су-27 и МиГ-29, 14 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 31 штурмовик Су-25 и около 50 вертолетов. Весьма скромные показатели, учитывая, что российская оборонка с 2014 по 2018 год отгрузила ВКС не менее 365 новеньких машин. Свежую технику "Повiтрянi сили" получают в год по чайной ложке и испытывают большие трудности с модернизацией старой.
"У Украины весьма скромные возможности по проведению воздушных операций, — говорится в последнем издании The Military Balance. — На вооружении — техника главным образом производства СССР. Оборонные предприятия пользуются все теми же советскими наработками, их материальная база устаревшая и изношенная. Если в ближайшем будущем ситуация не исправится, Воздушные силы Украины могут стать небоеспособными".