Начнем с источника всякой современной мудрости – Википедии:
Коренизация – политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 1920-е и в начале 1930-х годов, а также в течение короткого периода марта-июня 1953 года (национальные реформы Берии), призванная сгладить противоречия между центральной властью и коренным населением национальных республик СССР. Коренизация выражалась в подготовке и продвижении на руководящие должности представителей местных национальностей, создании национально-территориальных автономий, внедрении языков национальных меньшинств в делопроизводство, в образование, поощрении издания СМИ на местных языках. В конце 1930-х годов (частично ещё в 1932—1933 годах) коренизация была свёрнута, многие её активные участники репрессированы. На смену коренизации пришло повсеместное внедрение русского языка как языка межнационального общения. Тем не менее, коренизация привела к созданию значительного слоя образованных кадров из представителей национальных меньшинств СССР, а также к созданию сети образовательных учреждений с нерусскими языками обучения.
Еще раз: «Коренизация – политическая и культурная кампания … На смену коренизации пришло повсеместное внедрение русского языка как языка межнационального общения.» Что здесь не так?
Тексты в Википедии часто подтверждаются ссылками на источники. Статья «Коренизация» содержит 49 ссылок. Очень внушительно. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что: 14 из них – на Борисенок Е. Ю. Концепции «украинизации» и их реализация в национальной политике в государствах восточноевропейского региона (1918‒1941 гг.). Диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук. — М., 2015; 8 – на Казиев С. Ш. Советская национальная политика и проблемы доверия в межэтнических отношениях в Казахстане (1917—1991 годы). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — М.: Б.и., 2015; 6 – на работы Безугольного А. Ю., в т. ч. 4 – на Безугольный А. Ю. Призывное законодательство и комплектование Рабоче-Крестьянской Красной армии представителями нерусских национальностей в 1920-е гг. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2013. — №3; 4 – на Дроздов К. С. Политика украинизации в Центральном Черноземье, 1923 −1933 гг. — М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012.
Т. е. всего оказывается 13 источников. В принципе, это тоже не мало. Но продолжают смущать некоторые странности в подборе источников, например, полное отсутствие ссылок на законодательные и нормативные акты, партийные документы. Это странно, поскольку речь вроде бы идет о «политической и культурной кампании советской
власти». Бросилось в глаза, что вслед за утверждением «на всей территории РСФСР украинизация была свернута на основании совместной директивы ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 декабря 1932 года» следует ссылка не на указанный документ (вот он –
http://istmat.info/node/58396), а на работу Дроздова К. С., т. е. на вторичный источник.
Обратимся к первоисточникам сами.
Восьмой съезд РКП(б). Март 1919 года. Протоколы. — М.: Госполитиздат, 1959. На съезде обсуждалась новая программа партии, серьезная борьба развернулась по национальному вопросу. Слов «коренизация», «украинизация» в материалах съезда не обнаруживается.
Восьмая конференция РКП (б). Декабрь 1919 г. / Под ред.H H Попова. — М.: Партиздат, 1934. Центральным вопросом конференции был вопрос «о советской власти на Украине». Обсуждались ошибки в национальном и крестьянском вопросах, которые имели место на Украине в 1919 г. Слово «коренизация» не встречается, слово «украинизация» использовано один раз в речи Затонского.
Девятый съезд РКП(б). Март—апрель 1920 г. — М.: Партиздат, 1934. Слова «коренизация», «украинизация» не встречаются.
Десятый съезд РКП(б). 8 марта—16 марта 1921 г.. — М.: Партиздат, 1933. Один из основных вопросов съезда – национальный вопрос. На эту тему было два доклада (редкий случай!), выступали: Сталин и Сафаров. По завершении прений вновь выступает Сталин с заключительным словом. Работает комиссия съезда. Результаты работы докладывает Сталин. Наконец принимается резолюция «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». Именно на этом съезде Сталин произносит знаменитые слова: «недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская национальность — выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя итти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы.» «Украинизированы» – в том смысле, что это неизбежный исторически процесс: «Лет 40 тому назад Рига представляла собой немецкий город, но так как города растут за счет деревень, а деревня является хранительницей национальности, то теперь Рига — чисто латышский город. Лет 50 тому назад все города Венгрии имели немецкий характер, теперь они мадьяризированы.» Слов «коренизация», «украинизация», т. е. означающих какие-то целенаправленные действия в этом направлении, в материалах съезда нет.
Одиннадцатый съезд РКП (б). 27 марта —2 апреля 1922 г.. — М.: Партиздат, 1936. Съезд подводил итоги первого года НЭПа. Слов «коренизация», «украинизация» в тексте протоколов нет.
Двенадцатый съезд РКП(б). 15-17 апреля 1923 г. — М.: Политиздат, 1968. Двенадцатый съезд – это съезд, заложивший фундамент советской национальной политики, определивший ее на десятилетия вперед. С докладом о национальных моментах в партийном и государственном строительстве выступает Сталин, а по завершении прений (которые продолжались целый день и в которых приняло участие 19 (!) человек) выступает с заключительным словом. Целая дискуссия возникает вокруг поправки Раковского, наконец резолюция «По национальному вопросу» принята. При этом в ходе обсуждения слово «украинизация» не было употреблено ни разу! Оно встречается однажды в сноске относительно VII Всеукраинской конференции КП(б)У (4-10 апреля 1923 г., Харьков). Слова «коренизация» в материалах съезда тоже нет.
РКП(б). СЪЕЗД, 13-й. Москва. 1924. Стенографический отчет. — М.: Госполитиздат, 1963. Национальный вопрос наряду с другими отмечался в политическом отчете ЦК, который делал Зиновьев. В целом констатировалось, что национальный вопрос разрешен правильно. Но остаются детали. «Надо обеспечить нацменьшинства так, чтобы немцу, скажем, или поляку на Украине были обеспечены права, гарантированные им решениями нашего XII съезда.» Слово «укранизация» встречается в материалах съезда единственный раз и именно в этом контексте. Слова «коренизация» вообще не встречаются.
XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). Декабрь 1925 года. Стенографический отчёт. — М.-Л.: Госиздат, 1926. Центральный вопрос – о директивах по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства. Слова «украинизация», «коренизация» в материалах съезда не встречаются.
XV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). Декабрь 1927 года. Стенографический отчёт.— М.-Л.: Госиздат, 1928. Обозначил курс на индустриализацию и коллективизацию, а также ознаменовался началом внутрипартийной борьбы. В рамках внутрипартийной борьбы целых 13 раз использовалось слово «украинизация». Против насильственно украинизации выступала оппозиция. Например, приводятся слова Зиновьева: «Насильно заставляют на Украине украинизироваться русских и обрусевших украинцев». Зиновьева, вместе с Троцким, исключили из партии еще 14 ноября 1927 г., т. е. до съезда, однако явно не за критику украинизации. Украинизацию критиковал, например, Ларин со следующих позиций «Мы за украинизацию, но против того, чтобы под предлогом украинизации покрывать недочеты местных органов, чтобы под предлогом украинизации ставить препятствия деловой критике наших недостатков, без которой мы превратимся в римского папу.» Скрыпник защищался. Но, в целом, вопрос украинизации не обсуждался. Слово «коренизация» встретилось один раз в вступлении Лукашина применительно к Закавказью.
XVI съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). Стенографический отчёт.— М.-Л.: Госиздат, 1930 есть, к сожалению, только в формате djvu. Это не позволяет воспользоваться простым поиском по словам «корениз» и «украиниз». Однако поиск ничего не дает и по стенографическим отчетам XVI конференции ВКП (б), состоявшейся за год до того в апреле 1929 г., и XVII конференции (январь – февраль 1932 г.) двумя годами позже. Ничего не дает и поиск по 12-му и 13-му томам ПСС Сталина, которые охватывают период с апреля 1929 г. по январь 1934 г. и включают, в частности Политический отчет ЦК XVI съезду ВКП(б) 27 июня 1930 г. Отсутствие в тексте выступления Сталина слов «коренизация» и «украинизация» показательно в свете того, что национальному вопросу было уделено заметное место. Уклоны в области национального вопроса, т. е уклон к великорусскому шовинизму и уклон к местному национализму, разбирались на съезде наряду с «левым» и правым уклоном.
Анализ текстов основополагающих документов РКП (б) / ВКП (б) доказывает, что определение коренизации, приводимое в популярных современных источниках, с которого мы начали, ошибочно. Коренизация никак не могла быть политической и культурной кампанией советской власти в национальном вопросе, поскольку советская власть, в лице ее руководящей и направляющей силы, о коренизации, оказывается, ничего не знала. Что же было? Подготовка и продвижении на руководящие должности представителей местных национальностей, создание национально-территориальных автономий, внедрение языков национальных меньшинств в делопроизводство, в образование, поощрение издания СМИ на местных языках было, а «коренизации» не было?
Да, именно так. Советская национальная политика все это включала, однако использование для ее описания специально придуманного термина некорректно. Это что-то на грани научной недобросовестности. Это как «Большой террор», придуманный Р. Конквестом в 1968 г. или «голодомор», придуманный, вероятно, Олексом Мусиенко в 1988 г. -
здесь. Так просто нельзя делать. Всякий раз, когда мы придумываем для каких-то исторических событий или явлений новый термин, мы вырываем эти события или явления из одного исторического контекста и помещаем его в другой, произвольно меняем границы этих событий или явлений, придаем смыслы, которые они, скорее всего, не имели.
Так и с «коренизацией». Автором это концепции является, скорее всего, Борисенок Елена Юрьевна, выпустившая в 2006 г. монографию «Феномен советской украинизации. 1920-30-е годы», и защитившая на эту тему в 2016 г. докторскую диссертацию. О характере этих работ говорит тот факт, что ни монография, ни автореферат диссертации не содержат ссылок на правовые или нормативные акты, что для работы, в названии которой есть слова «и их реализация в национальной политике в государствах восточноевропейского региона» странно. Если говорить прямо, работа Борисенок построена на вторичных источниках, она посвящена тому впечатлению, которое советская национальная политика производила на современников, но не самой этой политике. А это – не одно и тоже.
Хуже того, работа Борисенок – однобока и тенденциозна. Работа содержит множество свидетельств того, что насильственная украинизация создавала массу проблем русским и русскоязычным партийным и государственным работникам, технической интеллигенции и даже простым украинцам. Эта часть работы построена на архивных документах и в это части работа Борисенок безусловно интересна и представляет научную ценность. Однако партийные и государственные работники, представители технической интеллигенции, бывшие почти поголовно русскими и русскоязычными, составляли лишь малую часть населения Украины. Страдавшие от украинизации украинцы – это украинцы самого востока Украины, типа Донбасса, говорившие на украинском языке предельно близком к русскому. Украинизация же проходила на основе более западной версии украинского языка, даже с включением галичанских элементов. При изучении выбранной темы следовало бы уделить внимание тому, как к украинизации относилось большинство населения – украинские крестьяне Подола, Волыни, Киевщины. В конце концов, именно в их интересах проводилась эта политика. А относились они к украинизации, надо думать, гораздо более положительно. Об этом можно догадаться по вскользь промелькнувшему свидетельству, что в Полтаве украинскую речь на улице можно встретить не в пример чаще, чем в Харькове.
Конечно, русским и русскоязычным навязываемое употребление украинского языка было в тягость, но также надо понимать, что украинскому большинству также было бы сложно общаться с государственной и местной властью на неродном языке, хоть и близко родственном, но не до конца понятном русском. Украинизация в 1920-е годы была вполне рационально политикой, отвечавшей интересам большинства населения Украины. Эта политика требовала от немногих партийных и государственных работников общаться с зависящими от них простыми людьми на понятном для них, этих людей, составлявших огромное большинство населения, языке. Поскольку русские и русскоязычные партийные и государственные работники не рвались учить украинский язык, разумной политикой было продвижении на руководящие должности представителей местных национальностей, хотя это и создавало разные проблемы. Украинизация также означала образование на украинском языке. При этом нужно отчетливо понимать, что образование в реалиях 1920-х годов означало начальное образование, а то и просто умение читать и писать. А это и сегодня быстрее и проще достигается на родном языке. Вот в этих простых, понятных и совершенно практичных вещах и заключалась «украинизация», которую проводили большевики. Все это Борисенок называет придуманным ею термином «коренизация», тем самым выставляя большевиков гораздо большими доктринерами, чем те были на самом деле. Использование неисторичного, а потому некорректного термина выставляет советскую национальную политику в ложном свете, в конечном итоге, сваливая на нее и ее инициаторов, русских большевиков, ответственность за события 1991 г. «Коренизация» – это ложный, антиисториный миф и потому миф вредный. Понятие «украинизация» в большей степени соответствует исторической правде, однако и его чрезмерно широкое применение может быть некорректным.
В украинской «украинизации» были очень важные нюансы, в том числе и «аукновшиеся» нам в 1991 г. и «аукающиеся» нам до сих пор. К сожалению, в работе Борисенок именно эти аспекты темы оказались в тени.