Кратко.
На каждом ценнике в магазине, в каждом чеке, в каждом прайс-листе, в каждой накладной и т.п. (для сертифицируемых товаров), возле ЦЕНЫ должен быть указан КЭР этого товара. КЭР - Коэффициент Эффективности Расходов.
Насколько это сложно?
Сейчас на чеках и в прочих местах указан, кроме цены, НДС товара. Покупателю он вообще не интересен, разве что налоговикам. Но ведь указывают, печатают, никаких проблем это для государства не вызывает.
Что такое
КЭР?
Смысл этого понятия можно легко вывести из самого названия.
1) Раз речь идёт о продаже, то Расходы - они у покупателя. То есть это коэффициент эффективности расходов Потребителя (покупателя).
2) Эффективность, вообще говоря, это многомерное понятие, одной цифрой её не охарактиризовать. Но в общем можно сказать, что эффективность тем выше, чем больше пользы субъект получает, и тем ниже, чем больше расходов субъект несёт. То есть, как минимум, есть 2 измерения - что получено, и что затрачено. Поэтому эффективность необходимо характеризовать как минимум 2-мя показателями. В арифметике есть два действия соответствующие нужным условиям - вычитание и деление, их и используют, как правило. Скажем, для экономической деятельности полученное - это доходы, а затраченное - это расходы. Абсолютный показатель (действие вычитания) - это
прибыль (доходы минус расходы). Относительный показатель - это
рентабельность (доходы делёные на расходы).
3) Из названия КЭР становится понятным, что это относительный показатель (Коэффициент).
То есть
КЭР - это отношение полученного положительного эффекта покупателем и его расходов.
С расходами (при покупке) всё понятно - это
цена продажи товара, она и
будет стоять в знаменателе КЭР.
А что потребитель получает? Чтоб ответить на этот вопрос нужно посмотреть - зачем вообще покупатель приобретает товар. Тут тоже просто - для удовлетворения своих потребностей. Поэтому
в числителе КЭР должен стоять
уровень удовлетворения потребности покупателя.
Как уровень удовлетворения потребностей выразить числом, а ещё лучше - деньгах?.. Если взглянуть на процесс купли-продажи повнимательней, то мы увидим, что там определяются 3 цены. Торг происходит в каких-то пределах. Есть минимальная цена, ниже которой продавец не согласится продать товар. И есть максимальная цена, больше которой покупатель не согласен заплатить за товар. И цена продажи - где-то между нижнией (определяемой продавцом) и верхней (определяемой покупателем) ценой. Их ещё называют нижний и верхний предел цены. И мы видим, что эти 3 цены как раз и соответствуют эффективности покупки и продажи товара. Для продавца эффективность это цена продажи делёная на нижний предел цены. Для покупателя эффективность это
верхний предел цены делёный на цену продажи товара.
Верхни предел ценыКЭР = -------------------------------- Цена продажи
Как вычислить верхниц предел цены (и соответствено КЭР)? И можно ли его вообще вычислить?
Конечно можно!
1) Любой покупатель, приходящий на рынок его вычисляет (приблизительно, конечно), иначе как он будет торговаться или решать покупать ли товар вообще.
2) Да и продавец его тоже вычисляет (приблизительно, конечно), иначе как он будет знать сколько можно запросить за товар (а у компаний есть маркетинговые отделы и пр.).
3) Вообще, это одна из основных функций денег - любой потребитель расчитывает как достичь максимального уровня удовлетворения своих потребностей затратив минимум денег.
4) В экономической науке есть целый раздел посвящённый потребительским свойствам товара - Товароведение.
Конечно, для разных покупателей потребительская ценность товара будет различной, и при вычислении КЭР можно говорить только о некоем усреднённом верхнем пределе цены. Но для множества сделок можно расчитать средний верхний предел цены достаточно точно. Впрочем, нет особой необходимости
точно расчитывать верхний предел цены. И вот почему.
Зачем, в чём смысл указания
КЭР рядом с ценой товара, и как это поможет экономике?
Одно простое действие (вычисление и указание КЭР) может принципиально изменить экономику страны и уровень жизни людей. Тут сработает большое количество факторов. Можно потратить много часов рассказывая об этом, но чтоб не делать из небольшой статьи многотомную книгу я опишу только несколько очевидных последствий.
1) В настоящее время покупатель имеет минимальное представление о том, что он покупает. Скажем, просто для того, чтоб оценить качество покупаемой мебели - нужно быть квалифицированным столяром. А чтоб определить качество покупаемых продуктов нужно иметь хорошо оборудованную лабораторию. И так далее. Вообще, КЭР это, по сути, отношение цены и качества товара, и покупателю интересна максимальное соотношение цены и качества. Но когда он приходит в магазин - он не столяр, не специалист по компьютерам, у него нет лаборатории для анализа. Даже просто увидеть вычисленное при официальной сертификации товара соотношение цены и качества (пусть и усреднённое) - будет гигантским подспорьем при покупке. Если потребительскую ценность товара мы оценить зачастую не можем - то приходится ориентироваться только на цену. А самая низкая цена, как правило, у самых низкокачественных продуктов. А если будет указан КЭР - то пользователь сможет ориентироваться на вычисленное (в государственной лаборатории, согласно официальной методике утверждённой в профильном министерстве) при сертификации товара (а товары в любом случае должны быть сертифицированы, если это только не бабка на базаре продаёт огурцы). Вместо ориентации на минимальную цену, покупатель сможет ориентироваться на максимальное соотношение качества и цены товара. А это именно то, что ему нужно, ведь потребителю нужно максимально эффективное удовлетворение его потребностей.
2) Производитель перестанет тратить больше денег на рекламу, и станет больше уделять внимание качеству продукции. Ведь сколько бы денег он не вложил в рекламу, но если КЭР его товара будет ниже, чем у товаров конкурента - много он своих товаров не продаст. Тут и экономия большей части средств, которые сейчас тратятся на рекламу (а это сейчас может быть и 20% и 50% от цены товара!), и социальный эффект, когда назойливая реклама перестанет досаждать людям.
3) Самым эффективным способом повышения КЭР будет внедрение новых изобретений и рационализация производства. Именно они, изобретения и новые технологии позволяют повысить потребительскую ценность товара быстрее, чем будет повышаться его стоимость. Кстати, незадолго до перестройки в СССР был проведён эксперимент в министерстве электротехнической промышленности - в течении 3-х лет работа предприятий оценивалась не по количеству заработанных денег, а по верхнему пределу цены проданных товаров. И за эти 3 года министерство вышло в лидеры по внедрению новых изобретений и инноваций.
4) Увеличение производительности труда. В разы. Вот, скажем, можно купить дешёвую мебель, которая прослужит 10 лет и развалится. Или купить более качественную мебель, которая пусть и будет несколько дороже, но зато прослужит 30 лет. Например, если дешёвый и некачественный стол будет стоить 1000 рублей и прослужит 10 лет, а качественный стол, который прослужит 30 лет будет стоить 1500 рублей (дороже, ведь на него пойдут и материалы получше, и труда больше), то КЭР второго будет в 2 раза выше, чем у первого. Фактически, будет изготовлена стол, который заменит изготовление 3-х менее качественных столов, а затраты на его производство будут всего в полтора раза выше. То есть производительност труда (если учитывать именно потребительскую ценность) будет в 2 раза выше.
5) Опять же, указание КЭР поставит крест на попытках производителя искусственно занижать срок службы производимой продукции (особенно этим грешат производители современной электроники, или изобретатели новых "стандартов" специально несовместимых со старыми, заставляя потребителя покупать всё новые и новые вещи). Вообще, следствием введения КЭР станет переход от "общества потребления". Ведь суть этого явления как раз в том, что максимизируются расходы потребителя, а не уровень удовлетворения наших потребностей. Кстати о ВВП - валовом продукте. Ведь это не просто сумма произведённой продукции, это именно сумма проданной продукции (можно поставить цену за 1 гвоздь в 1.000.000 рублей, но в ВВП эта цена попадёт только если производитель продаст этот гвоздь). То есть ВВП - это суммарные затраты общества на удовлетворение своих потребностей. Ориентация на максимальный ВВП - это и есть ориентация на максимизацию затрат общества на потебление, а не на максимальное удовлетворение наших потребностей.
6) В расчёте КЭР можно (и нужно!) учитывать не только
прямой эффект для покупателя, но и косвенный, который получает общество в целом (и как следствие, опосредованно, и покупатель). А эффект для общества - это и
экология, и
импортозамещение и пр. Ведь если использовать продукцию вредящую экологии - общество в любом случае понесёт расходы (или на рекреационные мероприятия, или на восстановление здоровья людей оказавшихся во вредной экологической обстановке). Купив, пусть и дешёвый, но экологически вредный стиральный порошок - покупатель всё равно заплатит на наносимый им вред. Хотя и опосредованно, через налоги государству, которые этому государству нужно будет потратить на очищение воды (или на лечение людей, если оно не сможет очистить воду в достаточной степени).
7) Государство получит и способ оценки своей экономики с точки зрения удовлетворения потребности людей и общества. И реальные рычаги управления экономикой посредством изменения методики расчёта КЭР для конкретных групп товаров. Государственные проекты могут учитывать и спонсировать производство продукции имеющей максимальную эффективность. Кредитная и налоговая политика может быть построена с учётом КЭР произведённой продукции. Чем ниже будут налоги или ниже кредитный процент для производства продукции в высоким КЭР - тем выше будет заинтересованность производителей вы выпуске более качественной продукции.
Будут ли небольшие изменения в налогах и кредитах эффективны? Ведь это всего несколько процентов цены издения, а производитель заинтересован в максимизации прибыли.
Да, и вот почему. В экономике все субъекты являются и производителями и потребителями одновременно. И домохозяйства являются производителями - они производят рабочую силу. Даже армия является "производителем услуг" - она удовлетворяет (базовую!) потребность общества в безопасности.
Поэтому "теоретически" силы толкающие экономику в сторону производства более эффективной продукции с точки зрения производителя должны быть уравновешены силами действующими в сторону производства более эффективной продукции для потребителя. Это и приводится в качестве аргумента, почему капиталистическое общество должно быть эффективным. Приводятся в пример идеальный рынок, на котором действует конкуренция, где "невидимая рука рынка" всё прекрасно регулирует. Вот только в современном реальном мире рынок далеко не идеален, конкуренция не всегда действует, и есть другие факторы в совокупности приводящие к тому, что производитель оказывается чуть сильнее, чем потребитель. И поскольку производителями являются все, то этот небольшой перекос приводит к тому, что экономика, пусть и медленно, эволюционирует в сторону производителя. Поэтому общество и превратилось в "общество потребления" - как общества
максимизации затрат на потребление.
И если дать (пусть небольшое) "преимущество" потребителю (то есть максимизации эффективности производства для потребителя, а не производителя) - экономика начнёт эволюционировать в обратном направлении. И поскольку мы зашли в сторону "общества (максимизации затрат на) потребление", то в обратную сторону мы тоже сможем вернуться очень далеко, и эффект для экономики будет огромным. Как было написано выше - эффективность экономики может возрасти
в разы.
Если эффективность экономики РФ вырастет в несколько раз, ну хоть даже и всего в 2 раза - значит ли это, что экономика вырастет в 2 раза? Нет, намного больше. В 2 раза вырастет её конкурентоспособность! Россия не просто вытолкнет со своего рынка иностранных производителей с менее качественной продукцией. Она сама выйдет на внешний рынок с более конкурентоспособной продукцией. И будет вытеснять менее конкурентоспособных производителей за рубежом, постоянно расширя свои рынки сбыта. Кроме того, поскольку сейчас происходит формирование нового технологического уклада, то даже если конкуренты перейдут на использование КЭР, у России будет фора в десятилетие, и она может стать лидером нового технологического уклада, и пользоваться плодами своего рывка ещё очень долго.