Ненавижу детей. Ненавижу. Интернет то и дело пестрит подобными заявлениями от взрослых людей. Причем некоторые из них уже Родители. Что стоит за столь странной ненавистью, ярой неприязнью к малышам? Почему люди испытывают негативные эмоции при виде младенцев?
Конечно, можно повесить ярлыки, что это только «ненормальные», «больные» люди ненавидят детей или поверить в вполне логичное объяснение самого ненавистника (в детстве видел процесс родов и пр.) и не заглядывать вглубь проблемы, но от этого ничего в лучшую сторону не изменится. Ненависть будет расти и расти, при этом приносить тягость, как окружающим людям, так и самому ненавистнику. Пока глубинные причины, очень часто неосознающиеся самим человеком, не будут вскрыты — проблема останется проблемой, борьба с ее проявлениями не принесет должного эффекта.
Предлагаю с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана разобраться в истоках ненависти взрослых людей к детям.
От любви до ненависти
Выражать ненависть к детям, к тем, кто особо нуждается в нашей поддержке и помощи, в развитом культурным обществе не принято. В современной цивилизации ценность человеческой жизни, как никогда ранее, высока, права и свободы отдельного человека, а особенно ребенка находятся под приоритетной защитой государства.
Однако, к сожалению, принятие Конвенции о правах ребенка и какие бы то ни было принятые правовые нормы в защиту детей и охрану их детства не означают психологической готовности, необходимого культурного уровня всех членов общества, чтобы следовать им. Моральные порицания «да как вам не стыдно», «разве можно обижать маленьких», «вспомните, вы же сами были детьми» тоже не работают.
Ненависть к детям как снежный ком возрастает в нашем обществе и проявляется в различных формах. Злостные взгляды, оскорбления, ругань, побои, грязные высказывания в интернете.
Системно-векторная психология понимает ненависть как обратную сторону любви, точнее ее отсутствие. Там где нет любви — там есть пустота, заполняющаяся ненавистью, неприязнью.
Когда люди открыто пишут «ненавижу детей» — они пишут не о детях, а о себе, о своих психических нехватках. Пишут для того, чтобы хоть как-то снять страдание своих душевных травм, от собственной нереализованности и никчемности. Это так просто обвинить во всем, что с тобой плохого произошло маленького беззащитного человека, гораздо проще, чем из глубины своей души вынимать якорьки из детства и работать над собой.
Следует отметить, что корни ненависти к детям находятся как в индивидуальном бессознательном, так и в коллективном.
Культура – это наше все
С точки зрения системно-векторной психологии все люди рождаются с заданными природой определенными свойствами психики – векторами. Вектора природой заданы, но не их развитие и реализация не обеспечены. В процессе жизни (конкретнее до пубертатного возраста) ребенок либо развивает заложенный в нем потенциал в должной мере, либо остается на начальном уровне развития – архетипичным. Развитие и реализация векторов зависит от выбранной родителями методики воспитания, от окружения, в котором воспитывается и растет ребенок, от того, как прошла социализация, усвоение ребенком культурных, нравственных норм общества, от темперамента ребенка.
Чем выше развито в культурном отношении само общество, чем больше шансов для ребенка в процессе социализации стать культурным человеком. Культура в глубоком смысле слова – это ограничение ненависти, непрязни людей друг к другу. Деградация общества, падение нравов приводит к разрушению внутренних барьеров выражения ненависти к ближнему своему, в том числе к детям.
«Дети — это самые мерзкие твари на земле! Наглые, злые, вонючие, постоянно орущие и чего-то там требующие!! Беззащитные! Да им стоит только пасть свою поганую открыть, как им все сразу на помощь прибегут! Выродки проклятые! Надо вовремя аборты делать»
Накопление коллективных нехваток, то есть общее недовольство качеством своей жизни, неудовлетворенность в работе, в личных отношениях приводит к повальному выражению неприязни. Объектом этой неприязни и становятся самые незащищенные категории населения – дети, бомжи, пожилые люди.
Ошибки воспитателей – несчастная судьба
«Я не знаю, что не так со мной, но я просто ненавижу детей. Они меня раздражают и чувствую тошноту рядом с ними. Не могу видеть детские вещи в магазинах. К слову, у меня двое детей и я их обожаю».
«Мне 27 лет, моей дочке два года, но я так и не смогла ее полюбить. Дочерью я занимаюсь через силу. Даже поиграть с ней не получается. Покормлю — одену — спать уложу — и в Интернет. Только у компьютера могу забыться… Она весь день одна сама играет, иногда испачкается, ушибется — я даже пожалеть ее не могу, как будто блок какой-то стоит!!! Что это такое, я не знаю…»
«Я сама ненавижу детей. Я их боюсь, а, следовательно ненавижу. У меня ярковыраженная детофобия, при виде молодой мамы с коляской меня начинает трясти, я тут же себя представляю на ее месте, я боюсь беременности, детей, и ничего не могу поделать с этим! При виде беременной меня тошнит, маленьких детей я боюсь, ненавижу их и я никогда не нахожусь в их обществе».
«Я почему-то вижу лишь недостатки в рождении их. И больно рожать, боли, даже малейшей не выношу и шрамов и растяжек мне не надо, спать не смогу сколько захочу и по клубам ходить, как я обожаю делать сейчас, по выходным, и растрат на них куча, лучше я заграницу за эти денежки буду ездить и маникюру придёт конец, если они появятся, о уходе за своим телом можно будет забыть»
Испытывать чувства от любви до ярой ненависти, раскачиваться в собственных эмоциях свойственно только людям, наделенным от природы зрительным вектором. При правильном воспитании зрительные люди – самые добрые, сострадающие, сочувствующие, понимающие. Яркий пример человека с развитым зрительным вектором –
мать Тереза.
Если зрительный вектор не развился в полном объеме, то страх, боязнь постоянно преследуют его обладателей. Кроме того, в развитии зрительного вектора выделяются несколько стадий и «застревание» на одной из них и приводит к тому, что некоторые любят больше себя, растения, животных, нежели людей (детей).
Развитые зрительные люди знают, чем больше любви они отдают, тем больше ее становится. Нереализация зрительного вектора – недополучение в реальной жизни положительных эмоций, общения, невыполнение своей видовой роли – сострадать ближним своим, помогать, заботиться о нуждающихся, отдавать людям свою любовь приводит к тому, что зрительные мамы начинают мучатся «эмоциональными раскачками» – внезапные истерики, приступы ненависти сменяются приливами любви к близким, к своим детям.
Люди с анальным вектором, жизненными ценностями которых являются дети, семья, дом, получив в детстве травмы от неправильного воспитания, хранят в своей душе прошлые обиды: они не забыли, как им «недодали» внимания и ласки родители, как их не замечали, не хвалили должным образом педагоги и т.д. Вязкая ригидная психика, отменная память, перерастающая в злопамятность, не позволяют быстро отпустить обиды, предательства. Баклажка обид, недовольства собственной жизнью переполняется и требует выхода наружу. Только в анальном векторе мы наблюдаем садизм, жестокость по отношению к домочадцам.
Если анальный человек не реализовал себя в профессии, в семье, то ненаполненные жизненные ориентации из положительных ценностей становятся негативными, превращаются в объект для отрицания и осквернения, дабы получить хоть какое-то куцее психическое удовольствие.
Отдельная группа женщин, признающихся в своей ненависти к детям – это
кожно-зрительные дамы. Страх перед родами, перед младенцами, страх перестать быть соблазнительной для мужчин, перестать быть свободной имеет природные корни. Издревле кожно-зрительные женщины не рожали, функция продолжения рода не являлась их ролью, они ходили с мужчинами на охоту и на войну, обучали и воспитывали чужих детей. Сегодня благодаря развитию медицины кожно-зрительные женщины способны родить, но вот психологически не все готовы стать матерью.
Ненавидят детей как источник шума и постоянного привлечения внимания к себе взрослых звуковые мамы. Они по своей сущности интроверты, погружены в свои собственные мысли, выход наружу для них сопряжен с большими усилиями. От состояния звука зависит, как женщина реагирует на детей. Фрустрированный, неразвитый звуковой человек по сути душевный аутист, он не ощущает никакой связи с действительностью, живет в придуманном им самим мире. Большинство террористов, идущих на массовые убийства людей, в том числе детей (вспомним Брейвика) такие вот душевные аутисты. Им чуждо чужое горе, детские слезы и страдания. Они его не ощущают, не понимают и не страдают чувством вины и муками совести. Выбросить плачущего ребенка с балкона для звуковых мам – освобождение от давления на ее чувствительные уши, больше она ни о чем не думает. Она равнодушна ко всему происходящему.
Неразвитость векторов еще не приговор
Итак, чувства неприязни к детям, которые испытывают люди, говорят об их душевных сложностях. О некой возможной неразвитости и нереализованности векторов. При этом корни неразвитости лежат в детстве самих ненавистников, в частности, в их отношениях с мамой.
Неправильное воспитание «ненавидящих детей» привело к тому, что тот потенциал, который был заложен в них природой, не получил необходимого развития. Следовательно, человек живет с ощущением, что он мог бы добиться больше, с чувством неудовлетворения собственной жизнью и скидывает свой негатив на детей. Они становятся для него мишенью бессознательной мести, за травмы родом из детства и несостоявшееся успешное будущее.
От конкретного набора векторов зависит подоплека ненависти отдельного человека.
В обществе в целом нарастающий шквал ненависти к детям связан с общей деградацией культуры, которая перестает выполнять свою главную роль – ограничивать количество неприязни в социуме.
Ощущение ненависти – гадкое, противное чувство, не приносящее столь большой радости и счастья, как любовь. Осознать природу своих страхов, ненависти к детям можно при изучении себя, устройства своего психического, его бессознательной стороны. Ради себя и своего счастья и здоровья, чтобы не жить с негативом, без гармонии с собой и окружающим миром необходимо обратиться за помощью к психологии.