Ну а теперь вернёмся назад. И я расскажу о том, что в процессе дальнейших поисков логии этимона в выражении «ангсоц в исполнении Троцкого» всякий раз уже реально и всё больше укрепляло и подтверждало моё поначалу чисто интуитивное предположение, что «Англо-американский истэблишмент» - книга, написанная не с целью беспристрастно и исчерпывающе рассказать о «преступлении», а для того, чтобы отвести подозрения от виновных, и что политическая цель Оруэлла в «1984» – разоблачить этот замысел.
Так что возвращаюсь назад, в период с середины 1930-х по конец 1940-х годов, когда все, повторюсь, обвиняли друг друга во всяческих заговорах.
До войны обвинения были в первую очередь в потакании социал-империалистическому тоталитаризму (каждая сторона называла его по-своему, но для нас суть от этого не меняется) и даже в прямом насаждении оного. За пределами тогдашних Германии и СССР доказанность такой вины в худшем случае грозила провинившимся чем-то вроде политической смерти.
После войны обвиняли уже в совершении самого страшного из известных нам преступления — против человечности (и даже еврейский геноцид его ещё отнюдь не исчерпывал). Преступление же это не просто наказуемо смертной казнью. Как выяснил наш школяр-этимолог, оно квалифицируется не только как собственно исполнение злодеяния, но включает в себя и любую форму соучастия и даже просто подстрекательство, и к тому же не имеет срока давности, то есть будет наказано независимо от того, когда виновных в преступлении разоблачат и вину их докажут: через пять лет, через десять, через сто.
И германских социал-империалистов за это преступление в Нюрнберге наказали, и даже продолжают их выявлять и наказывать до сих пор — именно из-за отсутствия срока давности.
А вот остальные процессы имели целью выяснить, были ли у них пособники вне Германии, и если были — то кто? Кто втянул нас в эту жуткую бойню? Был ли это сознательный заговор (выражались тогда именно так, всерьёз, в том числе и в чисто юридических контекстах)? Косвенных улик, подтверждавших, что были такие соучастники и подстрекатели, были заговоры — существовало тогда в избытке. Дальнейшего расследования и нахождения недостающих прямых улик требовали повсюду; и расследовали всё реально и иногда даже действительно всерьёз; и в парламентах, и в прессе, и в судах. Главных виновных искали, естественно, в первую очередь среди тех, кто в силу своего положения и своих возможностей был вообще в состоянии соучаствовать, подстрекать, финансировать и т.д., и т.п. То есть искали заговоры среди правящих элит.
А любая правящая элита — это ведь не мифический Олимп. Для современников это всегда очень конкретные люди, во плоти и крови, с хорошо всем знакомыми лицами, именами и фамилиями; со всевозможными их растиражированными выступлениями и публикациями; с горами написанных ими официальных и частных писем. А слово — не воробей; и что написано пером — то не вырубишь топором. Даже в Библии, в конце концов, сказано: нет ничего тайного, что не стало бы явью...
Значит, не имеющая срока давности мера наказания за преступление против человечности нависла тогда реальной, личной и на всю оставшуюся жизнь угрозой надо всеми, кто соучаствовал, подстрекал, финансировал.
О ком шла речь в США, видно, хоть и весьма туманно, из приведённой выше (не)конспирологической цитаты. А в Англии речь шла вовсе не туманно и в первую очередь — о т.н. «Кливденском круге».
«Кливденский круг» - это название, которое после смерти лорда Милнера получило сообщество его соратников и единомышленников социал-империалистов, именовавшееся до того сначала «Детсад Милнера», потом «Группа Милнера» и, наконец, «Круглый стол». Кливден — место, где расположено родовое поместье и гигантский, роскошный дворец семьи Асторов. Лорд и леди Астор стали — после смерти Милнера в 1925 году — одними из лидеров его неформального социал-империалистического сообщества. Поскольку члены его часто собирались вместе по случаю светских приёмов в их имении, то один лондонский журналист и придумал как-то для них это прижившееся со временем название— the Cleveden set. В сталинские времена, поскольку с середины 1930-х отношение сообщества к СССР стало уже крайне враждебным, это его название перевели, как «Кливденская клика». Но нейтральный-то перевод, конечно же, «Кливденский круг».
Все ведущие и активные члены Кливденского круга были всем и в Англии, и в мире прекрасно известны. И точно так же миру были известны слишком уж многочисленные факты, из которых неумолимо следовало, что — виновны они в потакательстве нацизму, договаривались о чём-то с Гитлером, а для раскрытия этого преступления и вынесения приговора не хватало только прямых улик, которые подтвердили бы все уже имевшиеся улики косвенные.
И, значит, над всеми членами Кливденского круга, которые могли быть виновны в «заговоре», нависла та самая реальная угроза получить сполна и на всю оставшуюся жизнь. В США, напомню, даже при очень действенном вмешательстве «некоторых очень богатых», которым всё это «очень не понравилось», многие члены правящей элиты всё равно поимели испорченную навсегда репутацию, а некоторые — даже сели-таки в тюрьму; так что и их соратникам в других странах реально грозили абсолютно реальные репрессии.
Профессор Карл Хаусхофер, например, вскоре после окончания войны дал полные и исчерпывающие показания офицерам английской и американской разведки, и рассказал всё, что знал о тайных переговорах Рудольфа Гесса с лидерами Кливденского круга. И сразу после этого, вместе с женой, покончил с собой при обстоятельствах, которые никто даже не попытался расследовать, хотя профессору и предстояло через пару дней — теперь уже публично и под протокол — давать показания на Нюрнбергском процессе.
Сына профессора Хаусхофера, Альбрехта, который был одним из главных посредников-курьеров с немецкой стороны во всё время тайных переговоров вплоть до мая 1941 года, ещё до загадочного самоубийства его родителей казнили, вроде бы по личному указанию Гитлера, всего за два дня до исчезновения из нашей жизни и самого Гитлера тоже.
Тогда же Рудольф Гесс, ещё даже и не пожилой мужчина, спортсмен и выдающийся лётчик-ас, странным образом вдруг превратился в английском плену в сенильного, ничего и никого не помнящего зомби и оставался таковым ещё сорок с лишним лет, до самого конца своей очень долгой тюремной жизни. Причём во всё время его английского пленения руководил его содержанием и всем, что там над Гессом могли тогда проделать – довольно знаменитый у нас Брюс Локкарт, выходец из Группы лорда Милнера, на всю жизнь оставшийся его восхищённым поклонником (если судить по мемуарам самого Локкарта).
А записи исчерпывающих изобличительных показаний профессора Хаусхофера – документы, непонятно какому именно государству принадлежащие – хранятся где-то, и ни по каким законам о свободе информации их потому ни в Англии, ни в США заполучить нельзя по сей день.
И вот в этот момент, когда было слишком похоже, что кто-то лихорадочно и с абсолютной безжалостностью заметает какие-то зловещие следы, одновременно вышли в свет две книги, посвящённые одним и тем же социал-империалистам, одному и тому же «ангсоцу».
Одна - «1984» Джорджа Оруэлла, адресованная в первую очередь англичанам, со страстным им всем предупреждением: вот чем нам грозит «их» власть, если и когда она распространится на весь оставшийся ещё хоть сколько-то демократическим мир!
Вторая - «Англо-американский истэблишмент», адресованная в первую очередь американцам. Заключительную анестезирующую фразу Квигли, клинически фиксирующую «их» смерть, я уже привёл чуть выше.
И вот если читать обе эти книги параллельно и достаточно внимательно, вникая во все их смыслы, большие и маленькие, то невозможно отделаться от впечатления, что Квигли и Оруэлл в процессе работы над своими книгами знали, что и как именно каждый из них рассказывает о том или ином событии или деятеле; что даже, более того, может быть они и черновики друг друга читали и обсуждали их между собой, спорили. Что, наконец, Джордж Оруэлл в этих спорах обвинял Кэрролла Квигли и тех, кто за ним стоял, в чём-то очень серьёзном, и что вот этот-то их незаконченный спор и воспроизвёл Оруэлл в «1984», как незадолго до него таким же приёмом увековечил свой незавершённый разговор Булгаков.
Народная мудрость гласит, что больше двух совпадений не бывает; когда больше двух — это уже не совпадения. Так вот в связи с книгами Квигли и Оруэлла совпадений не два, не три и не четыре — гораздо больше. Кто не верит — могут теперь начинать загибать пальцы.
И Квигли, и Оруэлл работали над своими книгами в одно и то же время, в одном и том же месте в буквальном смысле слова: в 1947-1949 годах, в Лондоне (сколько всего времени Квигли там тогда провёл, я, правда, наверняка не знаю).
Приведённая ранее цитата - «Милнер... мог бы послужить одним из самых ранних примеров нового явления, которое Джеймс Бернхэм позднее назвал 'менеджерской революцией'» - из книги Квигли.
В обеих книгах основной рассказ ведётся об одном и том же замкнутом и тесном мирке — о круге людей, делавших и обслуживавших высокую политику, идеологию и пропаганду в Лондоне, причём не обо всём этом весьма пёстром, многообразном и драчливом мире вообще, а только об одной очень конкретной его части — о сторонниках и проводниках идеи и политики социал-империализма, то есть о Кливденском круге, прямом наследнике Группы Милнера (Кливденский круг в предвоенные и военные годы, как очень ясно показывает в своей книге Квигли, именно перечисленные области британской государственной жизни контролировал практически полностью). Весь мир, описываемый ими обоими — это на самом деле удивительно маленький мирок, в котором живут и действуют от силы несколько сот их живых современников.
Квигли признаётся, что многое для своей книги, для правильного понимания этого мирка почерпнул непосредственно из конфиденциальных бесед с самими его членами, с «посвящёнными».
Оруэлл с конца 1930-х годов и до самой смерти пользовался покровительством Дэвида Астора: сотрудничал в принадлежавшей его семье газете «Обсервер», последние годы жил в одном из принадлежавших ему имений в Шотландии. Более того, считается, что отношения у них были весьма близкие, что вообще Оруэлл на взгляды Астора оказал весьма значительное влияние (Оруэлл был на десять лет старше). Но при этом Дэвид Астор — сын и один из наследников леди Уолдорф Астор и лорда Астора, то есть — как подробно разъяснил в своей книге Квигли — на тот момент самых, возможно, ключевых фигур «внутренней партии» англо-американского истэблишмента. Другими словами Джордж Оруэлл жил, работал и был явно не последним человеком в самом центре этого замкнутого, микроскопического лондонского мирка лидеров мирового социал-империализма. И именно в этом мирке, можно даже сказать почти без натяжки — в этой компании, объявился для написания своей книги американец профессор Кэрролл Квигли.
Квигли нигде и никогда не рассказал ни о том, кто заказал, ни о том, кто оплатил его работу по подготовке и написанию «Англо-американского истэблишмента», а ведь его рукопись была впервые опубликована отдельной книгой и увидела свет только через тридцать с гаком лет после её написания и через четыре года после смерти автора — в 1981 году (ни один обычный профессор себе такую роскошь за свой счёт позволить не смог бы). Поскольку эта его книга явно подталкивает к мысли, что всё связанное с заговорами в исполнении англо-американского истэблишмента на самом деле связано в первую и главную очередь с английской социал-империалистической элитой, а также по некоторым другим признакам (о них ещё будет чуть подробнее дальше), можно предположить, что книга была заказана и оплачена именно американской частью англо-американской социал-империалистической элиты, которая и снабдила Квигли необходимыми рекомендациями, сделавшими возможными его доверительные беседы с «посвящёнными» в Лондоне. Можно также предположить, что цель истэблишмента была — защититься, дать внятное и максимально «безобидное» объяснение всем ставшим известными общественности доказательствам существования заговора. Попросту — Квигли своей книгой должен был помочь разрядить, насколько возможно, обстановку. Мог ли Оруэлл, находясь в самом центре этого мирка, этой фактически компании «заговорщиков», будучи к тому же сам одним из ведущих специалистов по именно этой теме, и зная наверняка гораздо больше, чем он мог написать и писал открыто,* о такой затее не знать?
* Тут надо учитывать одну уже довольно давнюю особенность, присутствующую в «западной» публичной политической полемике и в полной мере свойственную практически одним только англичанам (её даже в сегодняшних США всё ещё в такой степени нет). В Англии существует и принято всеми — журналистами, публицистами, редакторами и издателями всех мастей и окрасок по всему политическому спектру — негласное, но тем не менее незыблемое правило: не критиковать напрямую свою властную элиту. Причём не имеются в виду ни правительство, ни парламент, ни политические партии — их-то как раз критикуй, и чем злее и беззастенчивее, тем больший ты перец в глазах всех коллег. Но вот тех, кто реально стоят за ними и ими «кукловодят» - критиковать в Англии в печати, вообще публично нельзя ни под каким соусом; нарушение этого правила влечёт за собой изгнание из профессии. Случись Иде Тарбелл быть англичанкой и взяться не за Рокфеллера в Вашингтоне, а, скажем, за Ротшильдов в Лондоне, на следующее утро её очерки, уже тогда, скорее всего успокоились бы в мусорной корзине у её редактора, а сама она проснулась бы не просто и банально знаменитой, а именно изгоем-«конспирологом» (в нашем сегодняшнем буквальном понимании слова).
Это, читая англичанина Оруэлла, надо всегда помнить и хорошо понимать. Сразу появляется именно английское восприятие его романа и эдакое заговорщицкое посмеивание по поводу вынужденно-лицемерной, «лубочной», камуфляжно-сталинской внешности, которой Оруэлл, в нарушение всякой логики, снабдил настоящего реального Старшего брата в англо-американской Океании.
Книга Квигли — единственная из мне известных, где практически на одной странице указаны конкретно: главная опасность, о которой Оруэлл в своём романе предупреждает; прототип-источник этой опасности в реальном современном Оруэллу мире; главный обвинительный аргумент Оруэлла; и, наконец, даже реальный прототип названия придуманного Оруэллом государства «Океания» (курсив мой): (В июне 1938 года главный политический печатный орган Кливденского круга журнал «Круглый стол» в редакционной статье писал, что) «...мир будет обеспечен наилучшим образом, если планета разделится на зоны, внутри каждой из которых главенствующее положение займёт одна сверхдержава или группа таких держав, и внутрь которых другие державы извне пытаться проникать по этой причине не будут. В девятнадцатом веке мир был обеспечен, и общих войн в океаническом регионе не было потому, что британские ВМС имели бесспорное и полное превосходство на морях. В настоящий момент жизненно важно разобраться... насколько реальны возможности для того, чтобы в этом же регионе... демократические нации обеспечили безопасность, стабильность и мир, при которых можно сохранять либеральные институты...» (И с этого момента, с середины 1938 года) «...Группа Милнера всё больше и больше настаивала на том, что необходимо этот Океанический блок (Oceanic bloc) создавать.» В том же году Лайонел Кертис написал книгу под названием «Содружество Господне» (The Commonwealth of God) и рассмотрел в ней перспективу неизбежной мировой эволюции в сторону одной глобальной федерации государств. В качестве переходного, промежуточного этапа он определил создание федерации всех англоговорящих народов. Формальные рамки для создания такой «английской» федерации он предложил обозначить за счёт учреждения новой международной организации по типу тогдашней Лиги наций. Однако главную и единственно настоящую роль он отвёл отнюдь не ей: «...нужно одновременно, но совершенно отдельно вести работу с целью сформировать международное содружество по примеру того, каким в 1788 году стали Соединённые Штаты. От Лиги наций оно будет отличаться тем, что его члены частично откажутся от своего суверенитета, и их центральная организационная структура сможет таким образом воздействовать не только на государства, но и напрямую на физических лиц... Кертис прекрасно понимал при этом, что главное препятствие на пути создания такого союза коренилось в умах людей. Для его преодоления он полагался в первую очередь на пропаганду...»
Как наваждение, появляется мысль, что Оруэлл в полемическом азарте просто взял и всё это скопом перенёс в свой роман, развернул несколько сухих абзацев, уместившихся у Квигли на двух неполных страницах, в большое полотно, чтобы стало предельно ясно, к кому он обращается и о чём именно пишет.
В «1984» у Оруэлла в двух главах из книги Эммануэля Голдстейна с убийственной точностью, детально описан механизм, используя который в сочетании с «ангсоцевской» пропагандой, Партия установила в конце концов в Океании запредельно двуличный и столь же запредельно жестокий тоталитарный режим.
У Квигли с такой же точностью и детализацией описаны и механизм, и пропаганда, которые использовали Лайонел Кертис и его соратники по Группе Милнера/Кливденскому кругу в период с рубежа ХХ века и вплоть до начала Второй мировой войны. Описаны двуличие, жестокость, беспринципность, откровенная публичная ложь, в том числе под присягой и в Парламенте, предательства, манипулирование общественным мнением — описано всё. Описано настолько детально и подробно, что мне, лично, при чтении временами становилось не по себе: нет никаких абстракций, все эти мерзости, все предательства, все обманы творят живые люди, с именами и фамилиями, фотографии которых при желании сегодня любой без труда найдёт в интернете — и сможет посмотреть им в глаза. Повторюсь опять же: ничто в книге Квигли никто никогда не оспаривал и не опровергал. Всё — правда.
Так что казалось бы: Квигли Оруэллу чуть ли не подсказывал, чуть ли не помогал, подгонял даже, говорил: смотри, как всё было на самом деле страшно! И Оруэлл, можно предположить, должен был бы только всё это переписывать уже в своём, антиутопичном формате...
Почему же у них получились, тем не менее, прямо противоположные концовки-выводы?
Окончательного ответа на этот вопрос, может быть, и нет, но подсказки есть точно, если внимательно прочитать следующие несколько сопоставлений обоих текстов.
В «1984» в составе Партии есть ещё и отдельная, «внутренняя партия», её элитная часть, сообщество «посвящённых», которые единственно и наделены реальной властью.
В «Англо-амерканском истэблишменте» Кэрролл Квигли долго, подробно, снова и снова объясняет, что сообщество социал-империалистов («Группа Милнера», «Круглый стол», «Кливденский круг») всегда делилось на «внешний» и «внутренний» круги, и что реальное влияние, власть, посвящённость каждого члена сообщества тем и определялись — входил он во «внутренний круг» или нет.
Кто такой в романе «1984» О'Брайен? Член внутренней партии, один из «посвящённых».
Кто такой, с точки зрения Оруэлла, Квигли? Член внутреннего круга англо-американского истэблишмента, один из «посвящённых». *
* В самом «Англо-американском истэблишменте» Квигли признаёт только то, что он во время написания книги со многими «посвящёнными» доверительно беседовал. Но в вышедшей в 1963 году «Трагедии и Надежде», когда об «Англо-американском истэблишменте» ещё никто не знал, в главе, посвящённой всё тем же предвоенным заговорам международных социал-империалистов, Квигли пишет уже гораздо более откровенно: он сам лично был членом сообщества, на протяжении двух лет имел даже допуск к архивам и документам для написания объективной истории сообщества; он сам подчёркивает, что эти архивные документы до него никто из не посвящённых в руках не держал. Квигли не уточняет, когда это было, но задним числом, зная о его более ранней книге, можно не сомневаться, что случилось это как раз в 1947-1949 годах.