Цитата: Таф от 12.04.2019 15:10:46Прочитаю книгу позже. Но есть момент о котором Микулин наверняка скромно умолчал.
Секрет успеха - 100 октановый американский бензин. Поставлявшийся напрямую плюс поставки светлых фракций и высокооктановых компонент. А также шесть комплектов нефтеперерабатывающих установок. Что в сумме дало больше 2/3 высокооктанового авиационного бензина использованного ВВС СССР в войне.
То что выпускала советская нефтеперегонка годилось для полуторок и керосиновых ламп, но никак не для авиамоторов с наддувом.
.
Залейте в современный турбомотор рассчитанный на 98 бензин 76-й и через пару минут все поймете.
Сперва об современном
Маркировка топлива (США/Россия)Октановое число — показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива для двигателей внутреннего сгорания. Число равно содержанию (в процентах по объёму) изооктана (2,2,4-триметилпентана) в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний.В разных странах используются разные системы обозначения октанового числа бензина. Например, в Америке — AKI, у нас в России — RON. При чтении мануала харли можно увидеть рекомендации для октанового числа топлива. Даны они для страны-производителя, т.е. Америки.RON — Research Octane Number
Наиболее распространенный в мире тип определения октанового числа (Австралия, Европа). Определяется путем испытаний в двигателе с изменяемой степенью сжатия и сравнения результатов с аналогичным тестом для изо-октана и н-гептана. Частота вращения двигателя — 600 об/мин.MON — Motor Octane Number
Другой тип определения октанового числа. Производится на аналогичной RON установке, но частота вращения 900 об/мин, топливная смесь подогревается и настройки зажигания изменяемые. Для современных видов топлива MON будет меньше RON на 8-10 пунктов, т.е. октановое число бензина в Америке будет на 4-5 пунктов ниже.AKI — Anti-Knock Index
Применяется в основном в США и Канаде. Вычисляется как среднее значение RON и MON. Часто пишется как (R+M)/2 или же Road Octane Number (RdON), Pump Octane Number (PON).
Ниже таблица соответствия.
Для примера, в сервис-мануале на спортстер 05 года указано:
Harley-Davidson motorcycles were designed to obtain the
best performance and efficiency using unleaded gasoline (91
pump octane or higher for the XL 1200 Custom and XL 1200
Roadster, 87 or higher for all other models). Pump octane is
the octane number usually shown on the gas pump. Some
fuel suppliers sell gasoline/alcohol blends as a fuel. The type
and amount of alcohol added to the fuel is important.
Т.е. для для моделей 1200 custom и 1200 roadster рекомендуется использовать неэтилированный бензин с октановым числом 91 или выше, для остальный моделей — бензин с числом 87 и выше.
Согласно таблице, американский бензин 91 или выше соответствует российскому 95; 87 и выше американский — 91-92 российский.и ещё. Знакомый механик выезжает на рыбалку по горным рекам с запасом растворителя 646, и тогда ему не страшно что там нет ни только его 95, но и 92, октановое число "догоняет до нужного, только так". И как видим октановое число у янки, это не то октановое число по цифре, что у нас или в Европе.
.
А теперь по авиамоторам и американскому бензину.
Понятное дело что янки нам серьёзно помогли, но есть сухие цифры,
сперва о том что в СССР не было своего авиа топлива, сказка старая и вот здесь
кратенько о реальности И так для начала в СССР производились следущие виды авиабензинов: Б-59, Б-70, Б-74, Б-78б, Б-78г.
Но не все так просто, это так называемые базовые авиабензины, номер соответствует октановому числу, "б" и "г" означают "грозненский" и "бакинский", которые немного отличаются по составу.
Однако очень часто в документах встречаются например такое обозначение: 2Б-70. Такие обозначения означали так называемые "свинцовые" бензины получаемые из основных путем добавления антидетонационных присадок (этиловые жикости).Использовались две основные этиловые жикости:
Р-9: Тетраэтилсвинец (ТЭС) - 55%, бромистый этил - 35%, монохлорнафталин - 10%, красный краситель - 1,5г. на 1 л.
В-20: идентичен, но вместо бромистогоэтила и монохлорнафталина содержится дихлорэтан. Жидкость окрашена в синий цвет. Является заменителем Р-9 и применяется в случае её отсутствия.
Антидетонационные свойства обеих жидкостей идентичны, но предпочтителней использовать Р-9 как менше загрязняющую свечи двигателя. Добавлялось от 1-4 куб. см. этиловой жидкости на 1 кг бензина. Соотвесвенно в обозначение 2Б-70 первая цифра как раз количество куб. см. на килограм бензина. Добавлять более 4 см.куб. этиловой жидкости на килограмм бензина нецелесообразно, т.к. прирост октанового числа резко уменьшается.
В резултате получались следущие марки бензинов (в скобках результируещее октановое число)
Б-59: 1Б-59(73), 2Б-59(78), 3Б-59(81), 4Б-59(82)
Б-70: 1Б-70(80), 2Б-70(85), 3Б-70(87), 4Б-70(88)
Б-74: 1Б-74(85), 2Б-74(88), 3Б-74(90), 4Б-74(92)
Б-78: 1Б-78(87), 2Б-78(92), 3Б-78(93), 4Б-78(95)
Подобные бензины готовились в войсках на бензостанциях или прямо в бензозаправщиках, тщательно перемешивая бензин.
Сразу уточню что и Р-9 и В-20 исключително отечественного производства и союзниками нам не поставлялись (это для любителей порасказать о том, что таких присадок в СССР не было и все опят же поставлялось из-за океана).
Что поставляли союзники?
Поставляли бензины Б-95 и Б-100 с соотвествующими октановыми числами. Однако вопреки расхожему мнению эти бензинв с отечественными не смешивались. К Б-95 тоже добавлялись присадки Р-9 и В-20.
Готовились смеси на основе нашего Б-70 и бензолов и изооктанов (проходящих под наименованием бензиновых светлых фракций в номенклатуре поставок)
Из них готовились следущие смеси:
Смесь №1:
60% Б-70, 20% изооктана и 20% неогексана.
Смесь №2:
60% Б-70, 20% алкилбензола и 20% неогексана.
Смесь №3:
60% Б-70, 32% изооктана и 8% изопентана.
Октановое число смесей около 95.
Ну и на закуску данные по двигателям - основной потребляемый безин, а в скобках возможный заменитель. При использовании не основного типа бензина накладывались различные ограничения (в зависимости от типа двигателя) запрещение форсажа, ограничение по наддуву, по оборотам или по мощности.
М-105ПФ
4Б-78, Смеси1 и 2, 1Б-95
М-105ПА, М-105РА, М-105
3,5Б-78, Смеси1 и 2, 1Б-95 (4Б-74)
М-103А
3,5Б-78, 1Б-95 (4Б-70)
М-103
3Б-74, 2Б-78, Б-95 (4Б-70)
М-100, М-100А, М-100АУ
2Б-70
АМ-38
4Б-78(95) (1Б-95)
АМ-35А
4Б-78
АМ-34ФРНБ
3Б-78(93), 4Б-74, Б-95
АМ-34РНБ, АМ-34Н, АМ-34РН
2Б-70
М-17
Б-70
М-88Б, М-88
3Б-78, 4Б-74, Б-95 (4Б-70)
М-87Б, М-87А, М-86
2Б-78, 3Б-74, Б-95
М-85
3Б-70
М-82
4Б-78
М-63
3Б-78, Б-95 (4Б-70)
М-62
3Б-74 (4Б-70)
М-62ИР, М-25, М-11
3Б-74, 3Б-70 (4Б-70)
Данные из "Справочник по авиамоторам" 1943г и "Краткий курс авиационных топлив, масел и охладителей." 1942 (пробегало както на ВИФ)
Более подробно в
Нефть и война 1941-1945 гг. (но это почти целый трактат)
вот таблица оттуда
,
Из 2 961 275 т, по американским данным, было доставлено в Советский Союз 2 849 166 т, потеряно при доставке 21 187 т, вернулись из-за невозможности доставки — 86 450 т. Кроме того, было поставлено много химических веществ, связанных с нефтью. Например, толуола — 116 619 т, фенола — более 40 тыс. т, а также большое количество кислот, щелочей и т. д. Американцы поставили оборудование для нефтеперерабатывающих заводов на сумму примерно 43 млн долларов. В 1943 г. по ленд-лизу были смонтированы 4 установки для Сызранского НПЗ.... .
Что конечно хорошо, однако мало и на год войны, а их было четыре.
.
Вот данные из "Обозник"
Снабжение горючим в годы Великой Отечественной войныВсего за период вооруженной борьбы с фашистской Германией Советская Армия (без ВМФ) израсходовала 13 359 тыс. т горючего. На 83 процента этот расход обеспечивался текущим производством отечественной нефтяной промышленности, на 9 — за счет импорта, 1,2 процента расхода составляло трофейное горючее. Остальная часть потребности в горючем покрывалась за счет снижения запасов на складах НКО и из других источников..
Так что поменьше читайте сказки, побольше думайте, секрет успеха Микулина в его гениальности как конструктора, и в том что его окружение чётко понимало поставленные задачи, и свои возможности и их границы. Двигатели проектировались для РККА из тех материалов что производились в СССР, и работали на тех топливных смесях, что был способен выпускать СССР. А ленд-лиз, если есть помощь союзников хорошо, а если нет, то всё сами, иначе смерть от врага. Иного выбора у них не было, как и у всего СССР.