Цитата: Global Federation от 25.12.2019 20:37:57Тут важно понимать что секторальные санкции против российской экономики были введены не за Крым, а за Донбасс - сразу после первого "минска". Эти санкции лишили банковский сектор дешевых денег на Западе, притока капитала нашему ТЭК и к тому же США стали держать в уме такой козырь как отключение РФ от SWIFT. Никакой интеграции Донбасса в Россию, что бы там нам не говорили, быть не может - потенциал санкций далеко не исчерпан. Ни те условия, ни те люди. Упростили бы переселение и больше от них ничего не нужно.
Вы преувеличиваете значение названных санкций (и санкций вообще). Факторы, сдержавшие Россию на украинском направлении в 2014 г. были совсем иные, а сдерживающие сегодня – тем более.
Главное – есть сомнения в том, что украинскую проблему следует решать путем полной или частичной оккупации Украины («до Днепра», «до Приднестровья», «по Сбруч»). Занять всю Украину или любую ее часть в 2014 г. было легко. Можно это сделать с несколько большими трудностями и сейчас. Но вопрос и тогда, и сейчас заключается в том, что: а зачем? Что дальше? Занять территорию можно, а добиться политического урегулирования – нет. Сейчас это даже еще более ясно. Украинское общество пропитано настроениями, которые: а) препятствуют политическому урегулированию конфликта в Донбассе и б) препятствуют формированию вменяемой дееспособной власти. Это сейчас. А в 2014 г. в условиях полной или частичной оккупации эти же самые настроения сделали бы невозможным формирование на Украине сколько-нибудь лояльной России вменяемой и дееспособной власти. Одних марионеток можно заменить другими, но вменяемой и дееспособной властью они не станут. А от Украины России нужно, в первую очередь, вменяемость, дееспособность; лояльность – даже не главное.
По сравнению с нынешним состоянием Россия в 2014 г. была безнадежно слаба. Ошибкой является проецирование нынешних возможностей России на ситуацию 2014-го года. Вступать в такую войну при отсутствии уверенности в устойчивости собственной экономики, находясь в шатком международном положении и со слабыми вооруженными силами было бы чистейшей авантюрой, а то и просто самоубийством.
Отсутствие уверенности в устойчивости российской экономики. То, что российская экономика способна нормально функционировать в условиях низких цен на нефть ($45) и имеет в этом отношении преимущества перед другими нефтедобывающими странами (Саудовская Аравия и США) стало понятно только после 2015 г. В 2014 г. было неочевидно, что «контрсанкции» так удачно сработают и российское сельское хозяйство так сильно на них отреагирует. В 2014 г. было неизвестно, а возможно ли вообще воссоздание в России гражданского авиастроения, судостроения, производства для них материалов, двигателей оборудования. В 2014 г. Россия критически зависела от украинского транзита. «Сила Сибири» до мая 2014 г. существовала в виде проекта. «Турецкого потока» и «Северного потока - 2» не существовало даже в таком виде. «Ямал-СПГ» только начинался. В 2014 г. Крым был физически отрезан от России. Строительство энергомоста, собственной энергогенерации, автомобильного и железнодорожного моста завершилось вот буквально вчера. Санкции все это усугубили бы, но и без них все выглядело не особенно обнадеживающе.
Международное положение было откровенно шатким. Отношения с Китаем упрочились до состояния почти союза, военного и экономического в последние годы. Совместное патрулирование стратегической авиации, содействие в создании китайской СПРН, совместные проекты в энергетике, разработка ШФДМС – все это появилось в последние пять лет, а в 2014 г. не существовало даже в зародыше. На ближнем Востоке нас тогда, можно сказать, вообще не было. У нас не было военных баз в Сирии, мы не сотрудничали там с Ираном, Турция была тогда на грани войны с нами, а не в состоянии конфликта с США, с Саудовской Аравией мы регулировали цены на нефть в формате ОПЕК+. У КНДР еще не было ракет, способных угрожать США (хотя бы Гавайям). Было непонятно, как поведет себя в условиях американского давления Индия? Сможет ли выстоять в случае чего Венесуэла? Европа находилась полностью на стороне США и даже не помышляла о какой-то фронде. Тогда, напомню, «на подходе» был Transatlantic Trade and Investment Partnership. Брекзит был просто бредовой идеей в немногих головах. Какая война в 2014 г. при таком раскладе?
Состояние вооруженных сил России в 2014 г. Укры уверены, что в Донбассе им устроили погром восемь российских БТГр, пять из которых были сформированы на безе дшп, пдп и дшбр и только три – на базе мсбр и полка МП. Может быть, в тех обстоятельствах использование ВДВ было допустимо, но, по-хорошему, это не их профиль. Но тогда в составе СВ России, видимо, просто не было нужного количества боеготовых танковых и мотострелковых соединений. Это сейчас 2 гв. и 3 мсд, 4 гв тд. – трехполковые, а 144 гв. и 150 мсд – четырех. В 2014 г. на их месте было две духполковые дивизии и две мсбр. В 2014 г. только начиналось перевооружение СЯС: «Ярсов» было 33 (сейчас 150), только-только был сдан второй «Борей» (сейчас их 4 и 4 строятся). Дальняя авиация только начала получать Х-101. Еще только продолжаются работы над «Кинжалом», «Цирконом», «Сарматом», «Авангардом» и еще не известно, чем и когда закончатся.
Ну и какое значение на этом фоне имели санкции? Какое значение они, даже при условии их расширения имеют сейчас?
Мир потихоньку привыкает жить в условиях санкций. Китай и Европа учатся обходить американские санкции против Ирана; Индия и Турция – игнорировать санкции против оружейного импорта из России. Расширение американских санкций просто приводит к тому, что образуется вполне самодостаточный и даже уютный мир за пределами сферы влияния США. Если в итоге туда вытолкают Китай с ЕС, то в полной изоляции окажутся уже сами США.
Теперь вернусь к Вашему: «Никакой интеграции Донбасса в Россию, что бы там нам не говорили, быть не может». Во-первых, про интеграцию нам ничего особенно и не говорят. Она просто происходит. Или Вы интеграцией признаете только принятие в состав РФ на основание ФКЗ?
Даже если так, то именно в 2019 г. события начали развиваться в этом направлении. Упрощенный порядок принятия в гражданство РФ для жителей «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» придуман явно не для того, чтобы всех их эвакуировать в Россию. Это такой растянутый по времени референдум, на котором голосование происходит не тайно, а открыто. Итоги такого референдума при всем желании будет невозможно поставить под сомнение. Как большинство «проголосует» «за», так и произойдет то, что вы хотите. И никакие санкции на это не повлияют. На «большой» пресс-конференции Путин фактически поставил вопрос о расчленении Украины (чего раньше избегал) и подвел под нее историческую и правовую базу. Минские соглашения являются идеальным инструментом для принуждения Украины к добровольному отказу от суверенитета над Донбассом. Исполнение минских соглашений означает отказ от суверенитета над Донбассом «де факто», а уклониться от исполнения минских соглашений можно, только отказавшись от него «де юре».
Все двигается в нужном направлении. В последнее время – даже заметно ускорилось. Поэтому Ваш пессимизм понять не могу.