Продолжение дела о?Павла Троицкого
В 1937г. было возбуждено дело "контрреволюционного "Иноческого братства Даниловского монастыря",
возглавляемого схархимандритом Симеоном (Холмогоровым) и архиепископом Феодором (Поздеевским)".
По этому делу было арестовано много ссыльных епископов и духовенства.
Иеромонах Павла (Троицкого) также привлекли к этому делу, но арестовать его
не смогли, т.к. он от ареста скрывался.
Арестованных разделили на несколько групп
(дело П-5328 архива УФСБ по Владимирской обл., дело П-8151 того же архива и др.).
В материалах этих дел имеются неоднократные упоминания о иеромонахе Павле (Троицком).
Из дела П-5328 (по нему были осуждены 16 человек):
"...Установлено, что на территории Московской обл. и ряде районов Ивановской обл.
существовала подпольная к/р организация церковников и монашества, т.н.
"Всероссийское Иноческое братство", возглавляемая архиепископом Поздеевским и
архимандритом Холмогоровым с группой своих послушников из бывшего Московского
Даниловского монастыря на основе к/р платформмы ссыльных епископов, известной
под именем "Истинно Православная Церковь"...
Были созданы к/р группы - ячейки организации, объединенные в т.н,
"домашние нелегальные церкви" ("скиты", "обители" и т.д.)...
В г.Малоярославце и в Зарайске имелись к/р группы, которые возглавлялись
архимандритами Соловьевым Поликарпом, Сафоновым Стефаном и иеромонахом
Троицким".
Также в этом деле имеется справка:
"Составлено:
15/IV -1937г.
г.Иваново.
СПРАВКА
" 1). На проходящих по делу Холмогорова М.М., Поздеевского А.В., Коренченко П.С.,
Бекренева Г.И., Селифонова А.И., Каретникову А.И., Алексеева А.А.,
Ставицкого В.С., и Голубцова С.А. - материалы выделены в особое производство.
2). Соловьев Поликарп, Сафонов Стефан и Троицкий Павел - привлекаются
к ответственности по самостоятельному делу УНКВД Калининской обл.
3). Вещественные доказательства по делу - переписка к/р содержания
приобщается особым пакетом.
Нач. 3 отделения IV отдела УГБ
Лейтенант госбезопасности /Новиков/ ".
В деле П-8151 иеромонах Павел назван "руководителем к/р группы послушников
епископа Поздеевского в Москве и Малом-Ярославце".
Указано также, что "специально для обсуждения вопросов создания
к/организации" в 1934г. он приезжал в Зарайск из Ростова к епископу
Феодору (Поздеевскому), где "встретился с архимандритами Соловьевым, Сафоновым".
Архимандрит Симеон (Холмогоров) и др., проходившие по делу П-8151 были расстреляны
МестаПроживания
Калининская (Тверская) о., с.Завидово, Новая ул., 16
ГодОкончанияПроживания=1939
В начале июня 1939г. о.Павел уехал в Москву, и в это время за ним пришли из органов.
Агриппина Николаевна сказала, что о.Павла дома нет, и как только сотрудники НКВД
ушли, сразу же поехала в Москву, нашла о.Павла и попросила, чтобы он не возвращался.
о.Павел сказал: "Если я не вернусь, то тебя арестуют", и поехал в Завидово
Аресты
Тверская о., с.Завидово
ГодАреста=1939
ДеньАреста=7
МесяцАреста=6
Осуждения
Особое Совещание при НКВД СССР
ГодОсуждения=1939
ДеньОсуждения=29
МесяцОсуждения=10
СтатьяОбвинения=ст.58-10 ч.2, 58-11 УК РСФСР
Приговор=8 лет ИТЛ
Причиной ареста о.Павла стали показания епископа Мануила (Лемешевского), которого
к нему привели против его воли. Эта встреча оказалась роковой.
О.Павел последовательно отвергал обвинения в антисоветской политической деятельности
и старался не назвать ни одного имени: "Что же касается лиц, которые были со мной
связаны, то я еще раз подтверждаю свои прежние показания о том, что назвать этих
лиц я не могу по своим религиозным убеждениям".
МестаЗаключения
Москва, Внутренняя тюрьма ГУГБ НКВД СССР
ГодНачалаЗаключения=1939
ДеньНачалаЗаключения=8
МесяцНачалаЗаключения=6
ГодОкончанияЗаключения=1939
ДеньОкончанияЗаключения=23
МесяцОкончанияЗаключения=8
Москва, Лефортовская тюрьма
ГодНачалаЗаключения=1939
ДеньНачалаЗаключения=23
МесяцНачалаЗаключения=8
ГодОкончанияЗаключения=1939
ДеньОкончанияЗаключения=10
МесяцОкончанияЗаключения=11
Москва, Бутырская тюрьма
ГодНачалаЗаключения=1939
ДеньНачалаЗаключения=10
МесяцНачалаЗаключения=11
ГодОкончанияЗаключения=1939
ДеньОкончанияЗаключения=17
МесяцОкончанияЗаключения=11
Был переведен в Бутырскую тюрьму, как осужденный ОСО НКВД, для объявления постановления.
17 ноября о.Павел отбыл по этапу в Ивдельлаг НКВД под усиленным конвоем
Ивдельлаг НКВД
ГодНачалаЗаключения=1939
ДеньНачалаЗаключения=28
МесяцНачалаЗаключения=11
ГодОкончанияЗаключения=1944
Если при отправлении в лагерь о.Павел был признан годным к легкому труду, то в июле
1940г. он смог отработать только один день на расчистке баржи. Далее сразу заболел
и до нового года отмечен как "инвалид неработающий". Впоследствии он говорил, что
остался живым только благодаря тому, что был взят на работу в лагерную санчасть.
в 1942 и 1943 годах в дело о.Павла поступали медицинские справки, свидетельствующие
о его тяжелом состоянии здоровья: "Страдает тяжелым неизлечимым недугом в форме
декомпенсированного порока сердца, стойкая отечность, печень увеличена, отечность
в легких на обоих базах - хрипы застойного характера". О.Павел находился в стационаре
по два-три месяца, имел инвалидность то первой, то второй группы. В 1942г. вышло
постановление об освобождении осужденных, страдающих неизлечимым недугом. Однако
о.Павла освобождать не торопились. Об его освобождении хлопотала сестра Елена
Васильевна. Очевидно, каким-то образом ей удалось спасти брата - может быть
лагерное начальство пожалело его, а может быть, за деньги оформили документы о
его смерти, т.е. списали его как умершего и отпустили с какими-то другими документами.
С этого времени и начинается самый таинственный период в жизни о.Павла
МестаПроживания
Калининская о., г.Кувшинов (около города)
ГодНачалаПроживания=1944
Место жительства для своих духовных чад (за исключением Агриппины Николаевны и
двух-трех из Санкт-Петербурга), как потом и место погребения, о.Павел захотел оставить
неизвестным.
О.Павел был великим аскетом, постником, всегда молился, жил очень строгой жизнью,
ничего не имел. Даже литургию совершал он, используя в качестве чаши стеклянную
рюмку. Все подарки, присылавшиеся ему, он обычно сразу кому-нибудь отсылал - передаривал.
В начале Великого Поста всегда писал: "Я теперь ухожу в затвор". Весь Великий Пост
он не отвечал на письма. О.Павел категорически запрещал говорить о себе: очевидно,
он жил нелегально или, скорее всего, под другим именем. Все силы он отдавал молитве,
службе и писанию писем.
Агриппина Николаевна была прихожанкой храма свт.Николая в Кузнецах. В 1951г.
настоятелем храма стал протоиерей Всеволод Шпиллер, вернувшийся из болгарской
эмиграции в Россию. Агриппине Николаевне понравилось его благоговейное служение
и она рассказывала о нем о.Павлу. Около 1970-х годов начинаются удивительно
близкие, особенные отношения о.Павла с о.Всеволодом, их переписка и духовная связь.
О.Всеволод считал о.Павла святым старцем, своим духовником, хотя ни разу его
не видел. В это время и в последующие годы по благословению о.Павла устанавливается
через Агриппину Николаевну его письменная связь с целым рядом молодых священников
и их семьями. Письма (их сохранилось примерно 300-400), содержавшие указания
о воле Божией, и духовные наставления о.Павла воспринимались как письма "с неба",
становились святыней и руководством к жизни для его учеников. Они свидетельствуют
о том, что о.Павел - удивительный подвижник, обладавший такими поразительными
духовными дарами, которые всегда соединяются в нашем представлении с великой святостью.
Он был совершенно прозорлив, знал, где что происходит, кто что думает и делает,
предсказывал будущее, отвечал на письма, еще не полученные и даже еще ненаписанные.
Переписка с ним осуществлялась через посыльных, и нередко бывало так, что передается
посыльному письмо для о.Павла, а посыльный вручает его ответ, который написан
раньше, чем то письмо, которое передается, - и тем не менее, в ответе отвечено
на все, о чем спрашивается в письме. О.Павлу была свойственна удивительная свобода,
он никогда не говорил того, чего не думал или не знал. Главным принципом его
подвижнической жизни было следование воле Божией, и он в письмах часто писал:
"Такова воля Божия". Те, кто с ним переписывался, хорошо знали, что если послушаться
благословения о.Павла, то все будет так, как он говорит, все будет хорошо. И горе
тому, кто спросил и не послушался. Агриппина Николаевна говорила, что о.Павел
живет в доме, хозяйкой которого является некая Мария Николаевна. У нее была
дочь Галина. Мужа Галины звали Анатолием. Галя и Толя часто ездили в Москву,
привозили письма о.Павлу и отвозили его ответы, записывали в Николо-Кузнецком
храме проповеди о.Всеволода на магнитофон или получали чьи-то записи и очень
быстро доставляли их о.Павлу, который очень дорожил этими проповедями и часто
их слушал.
В своем письме в 1989г. о.Павел писал: "Очень прошу обо мне никому не говори.
Я никого не боюсь, но хочу умереть тихо, без всяких почестей, как миллионы людей
умирали в лагерях без всякой вины. У меня нет зла на всю эту страшную жизнь и на
этих людей с 1917г. Теперь как будто стали понимать всю прожитую жизнь - все
развалили, разгромили, расстреляли, уничтожили, а теперь пожинают всходы своего
посева за 72 года...".
Последнее свое прощальное письмо о.Павел прислал 16 февраля 1991г.,
потом прислал еще по обычаю красные яички на Пасху с краткими приветственными
словами
Кончина
1991
ДеньСмерти=6
МесяцСмерти=11
Не дожив двух с половиной месяцев до 98 лет, втайне, также как и жил,
скончался о.Павел в начале ноября 1991г. Точный день своей кончины, и место
погребения он не позволил сообщить, уподобляясь в этой строгости своему древнему
святому покровителю, преподобному Павлу Фивейскому.
Духовные чада о.Павла приняли считать днем его кончины 6 ноября в день празднования
иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и каждый год в этот день собираются
на службу в Николо-Кузнецком храме множество священнослужителей и мирян
Публикации
1Шпиллер И.В. Воспоминания об о.Всеволоде Шпиллере// М., Изд-во ПСТБИ, 1995. 95с.
2Иеромонах Павел Троицкий. Жизнеописание/ Сост.прот.Владимир Воробьев. М.: Православный
Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003.
Заявитель
Протоиерей Владимир Воробьев
Документ
Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-5328.
Привожу, чтобы показать, как ведется База данных Новомучеников Русской Церкви.
О.Павел не был расстрелян, слава Богу, но посмотрите внимательно, какова была его жизнь.
"То, что ты мне переслал князь, то ведомо мне, яко безумный лай собаки, аки лающей на ветер. Но мы верою сильны, а не пустым крыжем (крест католиков). Пусть себе поносят пока могут, потом я отвечу и вой услышишь... Не будь гневлив на показ, а примечай без