Cyclop ( Слушатель ) | |
19 окт 2015 13:59:16 |
Цитата: ЦитатаСверхтяжелые ракеты-носители времен лунной гонки прекрасны. "Сатурн-V" выглядит настолько рациональным и инженерно красивым, что можно понять происхождение аргумента сторонников "лунного заговора" - кажется, что такая замечательная ракета должна была бы летать до сегодняшнего дня. Но проблема сверхтяжелых ракет состоит в том, что они непригодны для обычных космических задач, для которых требуется меньшая грузоподъемность. Говоря простым языком, у вас есть грузовик "Урал", на котором вы пару раз в год возите удобрения, кирпичи или доски на дачу. Будете ли вы на нем каждый день ездить на работу в офис? Теоретически это возможно, но очень нерационально - мощный двигатель "ест" десятки литров солярки на сотню километров, не говоря уже о сопутствующих расходах или проблемах с парковкой. С космосом то же самое - "тяжелыми" стали называться ракеты грузоподъемностью двадцать тонн на низкую околоземную орбиту, а "сверхтяжелой" сейчас называют ракету с грузоподъемностью больше 50 тонн на НОО. Но не нужно думать, что изобретательное человечество легко отказалось от мечты получить универсальную ракету, которой можно каждый месяц запускать небольшие спутники, но один-два раза в год отправиться на Луну или дальше.
...
К сожалению, эти интересные проекты по обе стороны океана ждала одинаковая судьба - по политическим мотивам они были закрыты. В США приступили к созданию шаттла, а в СССР новый главный конструктор Глушко вынашивал идею своей универсальной ракеты, из которой потом выросла "Энергия".
ДядяВася ( Слушатель ) | |
19 окт 2015 14:48:01 |
Цитата: Cyclop от 19.10.2015 11:59:16
ILPetr ( Слушатель ) | |
19 окт 2015 15:41:17 |
Цитата: ДядяВася от 19.10.2015 12:48:01
ДядяВася ( Слушатель ) | |
19 окт 2015 16:46:53 |
Цитата: ILPetr от 19.10.2015 13:41:17
ILPetr ( Слушатель ) | |
19 окт 2015 17:05:05 |
Цитата: ДядяВася от 19.10.2015 14:46:53
ДядяВася ( Слушатель ) | |
19 окт 2015 17:47:17 |
Цитата: ILPetr от 19.10.2015 15:05:05
Цитата: ILPetr от 19.10.2015 15:05:05
Удаленный пользователь | |
19 окт 2015 19:10:13 |
Цитата: ILPetr от 19.10.2015 15:05:05
krizis2003 ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 01:53:27 |
Цитата: ILPetr от 19.10.2015 15:05:05
ILPetr ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 11:37:51 |
krizis2003 ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 12:16:47 |
Цитата: ILPetr от 20.10.2015 09:37:51
Цитата: Цитата2. Все принципиально наоборот. Вы причину и следствие местами попутали. Из-за невозможности прямого масштабирования нашим не удалось сделать движки большой тяги, пришлось "выкручиваться" - монтировать на одну раму четыре двигателя и чтобы получить хоть сколько-нибудь приемлемые характеристики один турбонасосный агрегат:
Просто очевидно, что если бы двигатели было так просто отмасштабировать (и так трудно разработать ТНА), то количество камер было бы меньше - три-две-одна.
ILPetr ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 12:53:11 |
Цитата: Цитатано я смотрю не на цифры, все проблемы Сатурна - его размеры,и инфраструктура их обслуживания, - первые ступени девшёвые, в силу простоты.
Цитата: ЦитатаУ Шаттла все компоненты гораздо дороже, с размерами тоже проблема, + гораздо дороже водородная инфраструктура.
Цитата: ЦитатаТ.е стоимость запуска может быть сопоставима. А грузоподъёмность Сатурна выше в несколько раз. Способность возвращать груз гораздо дешевле реализуется на одноразовых аппаратах.
Цитата: ЦитатаНичего я не попутал Ведь речь идёт о обратном масштабировании, от большего к меньшему.
Цитата: ЦитатаУ СССР не вышло не масштабировать, а сделать двигатель с уникальными параметрами, наращивали сразу и давление в камере сгорания, и размеры, оказалось выгоднее пожертвовать тяговооружённостью, в пользу экономичности.
Цитата: ЦитатаУ американцев есть не напряжённые двигатели разных размерностей, полученные масштабированием, небыло проблем сделать промежуточный
krizis2003 ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 13:54:18 |
Цитата: ILPetr от 20.10.2015 10:53:11
Цитата: ЦитатаКак раз наоборот - из-за посредственных характеристик F-1 первая ступень имеет огромные размеры и кучу технологических сложностей по формированию листов переменной толщины (из заготовок толщиной 2 дюйма фрезеровались панели толщиной около 5 мм). Вторая же ступень - это уже водород, с которым наши до сих пор не начали играться. Видимо из-за простоты и дешевизны?
Цитата: ЦитатаВторая и третья ступени Сатурна-5 - водородные. Вся водородная инфраструктура пригодилась для Шаттла.
Цитата: ЦитатаЗнаете примеры предполагаемого возвращения на Землю 14 тонн полезной нагрузки на одноразовых системах?
Цитата: ЦитатаА какой смысл масштабировать американцам устаревший двигатель в меньшую сторону? При таком масштабировании всю технологическую оснастку все равно придется создавать заново. Ну и ниша там уже занята современными высокоимпульсными движками: RS-68 - 325 т.с., RS-24 - 180 т.с., RS-27 - 90 т.с.
Цитата: ЦитатаА разве "сделать" и "масштабировать в большую сторону" - это не одно и тоже? У СССР не вышло сделать "двигатель с уникальными параметрами", отчего же не масштабировали одну камеру?
ILPetr ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 14:38:16 |
Цитата: ЦитатаОбъёмы водорода несравнимы, делать всё равно пришлось., денежку добавляла и сама эксплуатация.
Цитата: ЦитатаЯ и в многоразовых такого не припомню, если один раз припомните. подумайте, стоило ли городить ради этого шаттл
нет в этом смысла обычно.
Цитата: ЦитатаРечь о керосинка. вообще то.
Смысл - стоимость. в том числе эксплуатации, да и невыгоден водород на первых ступенях. РФ делает водородники, водородные разгонные блоки, но не для себя. Оснастку, американцам, таки стоило сделать, ибо на РД 180 оказалось нереально.
Цитата: Цитатанет, не одно и тоже, когда масштабировать неизчего. Одну камеру не масштабировали, потому что требовался экономичный двигатель. Штаты обошлись неэффективным. Могли бы и сейчас обходиться
krizis2003 ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 14:58:05 |
Цитата: ILPetr от 20.10.2015 12:38:16
Цитата: ЦитатаНу отчего же "не сравнимы" - в баке Шаттла было около 630 тонн водорода, а во второй и третьей ступени Сатурна-5 примерно 375 тонн. Разница даже не вдвое.
Цитата: ЦитатаИзначально предполагалось, что некоторые "полезные нагрузки" дешевле свозить на Землю для технического обслуживания и ремонта, или для утилизации, дабы русские не захватили. Поэтому требование о возврате 14,4 тонны было.
Цитата: ЦитатаПолагаете, содержать две инфраструктуры дешевле?
Цитата: Цитата"Одноголовый" двигатель аналогичной тяги был бы еще экономичнее.
Берем для примера РД-107/108 и НК-33, у первого тяга 80 т.с. и удельный импульс 250 секунд, у второго - 180 т.с. и 305 секунд.
ILPetr ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 15:14:40 |
Цитата: ЦитатаВо первых бак больше далеко не в два раза, во вторых в два раза для водорода может быть принципиально.
Цитата: ЦитатаЗабыли о чём речь? не о том, что предполагалось, а почему Сатурн выгоднее. Собственно, после появления Энергии американцы пытаются сделать его аналог. Уже больше четверти века.
Цитата: ЦитатаКоличество не увеличивается, если учесть тот же РД180
Цитата: ЦитатаВы точно поняли о чём речь? НК 33 ни разу не масштабирование РД 107.
krizis2003 ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 16:02:45 |
Цитата: ILPetr от 20.10.2015 13:14:40
Цитата: ЦитатаЯ Вам привел цифры из Вики. Да, там далеко не два раза, а всего в 1,7 (по массе водорода).
Цитата: ЦитатаПМСМ, все оценки себестоимости, точнее - их сравнения, политизированы. Обе программы безумно дороги и в обоих себестоимость вывода на орбиту килограмма реального груза беспредельно дорога. Поэтому бессмысленно сравнивать какие-то неведомым путем полученные цифры - и то и другое очень дорого.
Цитата: ЦитатаТ.е. применение кислород-керосиновых двигателей на самом деле повышает стоимость топливной инфраструктуры для американцев - кроме водородной приходится содержать еще и керосиновую.
Цитата: ЦитатаЯ-то понял. Это Вы никак не можете понять, что в отношении ЖРД большой тяги никакое масштабирование невозможно (кроме "располовинивания" многокамерного двигателя).
ILPetr ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 16:35:52 |
Цитата: ЦитатаЭто вы никак обосновать не можете. На практике оно было. только более сложное, снизу-вверх, у американцев, тогда пришлось доработать, главным образом камеру сгорания. Обратно масштабировать проще.
krizis2003 ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 16:49:10 |
Цитата: ILPetr от 20.10.2015 14:35:52
ЦитатаНу я же Вам привел простейший пример с площадью критики и объемом камеры сгорания? Ну и как Вы будете "женить" вчетверо уменьшившуюся критику с восьмикратно "усохшей" камерой сгорания? Не масштабируются ЖРД большой тяги. Ни в какую сторону.
krizis2003 ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 14:00:00 |
Цитата: ILPetr от 20.10.2015 10:53:11
ILPetr ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 14:49:18 |
Цитата: ЦитатаТНА там новый сделать- не фунт изюму
krizis2003 ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 15:03:53 |
Цитата: ЦитатаКстати, это очень показательный момент о "сложности разработки турбонасосов", помните, совсем недавно:
?
Таки начнем. Вот двигатель РД-170
Который полетел в 1987 году.
Вот двигатель РД-180
Полетел в 2000.
Вот РД-191
Полетел в 2013.
Что объединяет все эти двигатели? В них одни и те же камеры сгорания.
ILPetr ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 15:44:35 |
krizis2003 ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 16:07:48 |
Цитата: ILPetr от 20.10.2015 13:44:35
Удаленный пользователь | |
19 окт 2015 18:12:52 |
Цитата: ДядяВася от 19.10.2015 12:48:01
ДядяВася ( Слушатель ) | |
19 окт 2015 18:41:47 |
чебуратор ( Слушатель ) | |
19 окт 2015 19:08:14 |
Цитата: ДядяВася от 19.10.2015 16:41:47
krizis2003 ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 01:58:02 |
Цитата: ДядяВася от 19.10.2015 16:41:47
Михаил Бack ( Слушатель ) | |
19 окт 2015 20:42:05 |
Цитата: Cyclop от 19.10.2015 11:59:16
Пикейный жилет ( Слушатель ) | |
19 окт 2015 23:04:21 |
Удаленный пользователь | |
19 окт 2015 23:46:59 |
Цитата: slavae от 19.10.2015 21:24:44
Михаил Бack ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 01:55:30 |
Cyclop ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 10:10:23 |
Михаил Бack ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 12:23:56 |
Цитата: Cyclop от 20.10.2015 08:10:23
Cyclop ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 12:47:30 |
Михаил Бack ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 16:11:38 |
Цитата: Cyclop от 20.10.2015 10:47:30
Cyclop ( Слушатель ) | |
20 окт 2015 16:29:15 |