На прошлой неделе появились первые слухи, что «Боинг» обсуждает с ВВС США возможность запуска в серию нового варианта истребителя F-15, который уже скоро отметит свой юбилей. Как выяснилось, переговоры ведутся уже 1,5 года и об их характере, как и о требованиях к новой модификации «Орла», можно было только гадать.
Но на днях всплыли некоторые подробности о ходе дискуссии между ВВС США и «Боингом», а также отдельные детали будущей модификации F-15X.
Появление нового проекта «Боинга» – реакция на запрос ВВС к авиастроительным фирмам на разработку нового боевого самолета, который бы укладывался в концепцию так называемого «минимаксного решения» (то есть сочетания дорогих и сложных систем вооружения с простыми и дешевыми). Самолет должен иметь низкие технические риски при реализации программы и быть достаточно эффективным для решения боевых задач в условиях структурных сокращений ВВС США.
Истребитель должен быть при этом «дешевым, как по закупочной цене, так и по эксплуатационным расходам» по отношению F-35, так чтобы ни в коем разе это не сказалось на закупках «Маленького дристуна». Забавно, когда стартовала программа F-15 – самолет рассматривался как «дорогая часть» «минимаксного решения» против F-16, а теперь рассматривается в качестве «дешевой» по отношению к F-35, который идет на смену F-16! Интересные повороты колеса судьбы! Или очевидный глюк программы «Объединенного ударного»…
С начала XXI века ВВС США не закупали уже истребителей 4-го поколения (последние F-16 поступили в 2001 году), даже модернизация парка фактически была заморожена, чтобы не отнимать финансирование у «объединенного истребителя», тем более в условиях секвестра.
За это время стало очевидно, что «объединенный истребитель» не может эффективно решать все задачи, стоящие перед ВВС – многие «уникальные и дорогостоящие возможности» просто порой излишни. ВВС США уже неоднократно заявляли, что «авиапромышленность обманула [их] как с ценой, так и с возможностями» F-35. Именно на этом фоне возникли предложения перейти сразу к «6-му поколению истребителей». И вот еще одной альтернативой стал возврат к 4-му поколению, причем, что интересно, довольно бескомпромиссный – без всяких паллиативных «сайлент иглов», предлагаемых «Боингом» лет 10 назад.
В результате обсуждения с ВВС США «Боинг» предложил одноместный вариант F-15 на базе наиболее совершенной версии «Игла» – F-15QA, созданной для ВВС Катара. В нем объединены все современные технические решения для боевых самолетов: крупноформатные дисплеи в кабине пилота, нашлемная система отображения информации, электронная система дистанционного управления, локатор с АФАР, новые средства связи, в том числе спутниковые, современная система РЭБ и подвесные контейнеры разведки и целеуказания.
Но главным отличием F-15X от всех предыдущих моделей «Игла» станет феноменальный состав вооружения – до 22 ракет «воздух-воздух». Это стандартный F-15 несет 8 ракет, а наиболее «продвинутый» – катарский – 12. При 8 ракетах воздушного боя «Х» будет иметь возможность взять на борт 28 бомб SDB или семь 900-кг боеприпасов. Действительно, «летающий арсенал»!
При этом «Боинг» готов максимально пойти на встречу ВВС в плане требований цены – она будет «много меньше» 95 млн., по которой якобы производятся F-35. Причем цена для «Боинга» будет фиксированной – то есть всё превышение затрат только за счет фирмы! Выгода «Боинга» понятна – сохранение производства на «истребительном» заводе в Сент-Луисе, который периодически «подкармливает» оборонный филиал «Боинга» зарубежными контрактами (в последнее время где-то на 5 млрд!).
И самое интересное тут – место F-15X в структуре ВВС США: самолет предназначен для замены аж всего парка F-15C/D! Минимально это 235 самолетов. Первоначально старые «орлы» хотели поменять на «модернизированные» F-16, но снижение боевых возможностей в первую очередь в плане завоевания «господства в воздухе» слишком очевидно, и могло вызывать серьезные возражения.
Замена же «Орла» на «Орла» вызывает только один вопрос – за счет каких средств? Даже если цена будет «только» на уровне «Супер хорнита» – 65 млн, их где-то надо будет взять. Здесь выдвигается довод меньшей стоимости жизненного цикла нового «Орла» – назначенный ресурс в 20 тыс ч будет в три раза больше, чем у «старичка». То есть F-15X сможет служить лет… 80! экономя средства на обновления парка и постоянные модернизации. Кроме того, «Боинг» обещает с учетом многолетнего опыта эксплуатации «орлов» снизить цену летного часа F-15X до 27 тыс долл – почти в два раза по сравнению с 42 тыс у F-15C/D и только на 6 тыс больше, чем у F-16. Причем последний будет теперь уступать «Орлу» практически во всех аспектах. Эта цена летного часа ощутимо ниже, чему у «стелсов» – F-22 и F-35. То есть конгрессу при выделении средств есть над чем подумать! У программы одни «плюсы» – не надо менять наземную инфраструктуру, проводить переподготовку пилотов, цепочка поставки запчастей и комплектующих отлажена. В общем, бери и пользуйся!
Интерес к подобному F-15 по мимо Катара проявил еще и Израиль. Возможности будущего F-15X могут быть в дальнейшем расширены практически всей номенклатурой, которую пытались прописать на «орлах» – ракеты «Гарпун», JSOW, возможно и HARM. Не исключено использование противоспутниковых ракет или гиперзвуковых. В свое время рассматривался вариант использования ракет «Пэтриот» для противоракетной обороны. Плюсом «Орла» являются и «защечные мешки» – конформные подвесные баки, которые предполагается набивать сменным оборудованием – разведывательным, дополнительными пушками, РЭБ и т.п.
В общем вырисовывается очень заманчивый для ВВС США проект. К тому же флот США уже пробил «тихой сапой» производство новых «Супер хорнитов» в пику F-35, а чем ВВС хуже?! Собственно «успехи» флота в постоянном «оттягивании конца» производства «хорнитов», заставляли удивляться – а что ВВС-то «сопли жуют»?
Если, если деньги дадут… Уже упомянутый Катар тут сорвал перечисление денег за европейские «тайфуны». А в Штатах что-то давно не было кризиса… Ну, не будем каркать.
https://afirsov.livejournal.com/361988.html