Цитата: Александр__1 от 04.01.2021 08:01:37Запасы материалов знали точно где и сколько, экономика то плановая, распределение по планам, в том числе и создание госрезерва, в том числе и на заводах. Госрезерв как структуру начали формировать ещё при Иване Грозном, так что это не новость для страны. В 1938-м году в Торжке открыли специальные учебные заведении для подготовки кадров. Перед войной несколько расширили количество подразделений и увеличили номенклатуру, но не более. Таки это всё наследие клятого царизма.
То есть планирование псу под хвост, работаем по факту наличия/отсутствия? Почему Вы думаете, что при эвакуации было по другому? Вспомните эвакуацию 1918-го года.
Неумение выполнять планы в обозначенные сроки было недостатком не только РККА.
В Барнауле было по эскизам, вероятно принятым уже после начала войны, потому как и энергетические мощности и подъездные пути строились во время ВОВ, даже строителей не было своих, строительство вёл эвакуированный из Нижнего Новгорода трест СтройГАЗ и несколько стройтрестов из Ленинграда и Смоленска. Про места расположения я уже говорил, забирали площадки готовившиеся под любое строительство, так же забирали и пустыри расположенные недалеко от ж/д. Про станкостроительный я уже говорил, могу добавить про Рубцовский тракторный, начали строить в ноябре 1941-го года на территории хлебной базы Алтайского управления хлебопродуктов с зерноскладами и элеватором, там действительно были подъездные пути, от царей остались.))
Смотрите какой получается парадокс, на просьбу привести список хотя бы из нескольких предприятий эвакуированных на СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ НИХ подготовленные ДО ВОЙНЫ площадки начинаются разговоры разговорные без конкретных наименований.
Катастрофы у нас начали заканчиваться когда от управления отодвинули политработников и делом занялись специалисты, в любой сфере, хоть в военной, хоть в производственной. Вот так бывает и бывало не раз.
Запасы сырья для функционирования завода и запасы строительных материалов, с функционированием завода не связанных, две большие разницы. Однако при перемещении предприятия в первую очередь требуются именно стройматериалы. Я не уверен, что Госрезерв существовал при Иване Грозном, но немного столкнулся с его функционированием в конце восьмидесятых. Эти резервы расположены в специально устроенных хранилищах, а хранилища расположены так, чтобы была возможность доставить запасы наиболее эффективным способом. Номенклатура, пути и способы подвоза всегда закладываются ещё при размещении хранилища, так, чтоб доставить нужное количество в нужное время. А для этого нужно всё заранее строго рассчитать.
Если мы возьмём за основу тезис, что планы эвакуации предприятий начали создаваться лишь после директивы, которая появилась в конце июня 41-го, то у нас ничего не получится - просто потому, что до этого времени непонятно какие именно, откуда и куда будут перемещаться предприятия. Соответственно, мы не успеем полностью определить, куда именно, в каком количестве и к какому времени нужно подвезти стройматериалы.
Вы говорите, что в Поволжье, на Алтае, в Сибири и на Урале не было своего "Днепрогэса" и поэтому там пришлось срочно модернизировать имеющиеся ТЭС и строить новые. Это действительно так. Но при этом, стоит помнить и о том, что основные объекты промышленности, которые возводились в СССР в период первых пятилеток, были объекты, размещаемые на Украине и в западной части РСФСР. Особенно много их было именно на Украине, и связанно это с тем, что ещё в конце 19 века там стала появляться крупные металлообрабатывающие заводы. Та же Юзовка дала толчок к развитию очень большого числа промышленных предприятий. Создавать новую советскую промышленность на уже существующей базе было проще и выгодней. Поэтому Днепрогэс появился гораздо раньше Енисейской или Саяно-Шушенской ГЭС и даже каскада ГЭС на Волге.
Крупная массовая промышленность в восточной части РСФСР стала развиваться большей частью именно во время и после войны. И для этого потребовалось в авральном порядке развивать энергоснабжение данных регионов. Но если бы предприятие вывезли в место где вообще отсутствует возможность подать на него энергию, то его не было бы смысла вообще вывозить. Поэтому везли именно туда, где такие перспективы были. И те же вопросы появляются, по поводу строительных материалов. Если их нет, и привезти их в нужное место и в нужном количестве к нужному сроку нет возможности, то нет смысла везти на это место завод, для которого необходим мощный фундамент. А учитывая, что тот же цемент необходимо хранить в особых условиях, то проблема ещё сильнее возрастает. Это снаряды в крайнем случае можно выгрузить на грунт, цемент - нельзя. Если хоть немного вберёт в себя влаги - испортится. Безвозвратно.
Вы хотите, чтобы я назвал вам конкретные площадки, которые готовились для конкретных заводов. Увы, не могу. И не знаю тех, кто подобную конкретную информацию имеет. Однако заметьте, предприятия часто ставились на подходящих площадках официально предназначенных для других целей. Это, конечно, конспирология, но почему вы не допускаете мысли, что при планировании экстренного перемещения предприятий параметры этих "чужих площадок" не учитывались? То, что в Барнауле не хватало "своих" строителей, неудивительно. Держать "запас строителей" на чёрный день бессмысленно. Но имеет смысл заранее определить откуда и сколько нужно привезти этих специалистов в экстренном случае. Особенно если строительство ведёт стройтрест эвакуированный из Нижнего Новгорода, а не из Великого. Нижний под оккупацией не был, и просто так "эвакуировать" из него стройтрест смысла не было. Там своего строительства хватало с избытком и в столь же суровых условиях. Зачем такой "экспромт"?
В противном случае, как раз и получится ситуация, когда построенные перед войной УРы остались без гарнизонов. В противном случае и получится бессмысленный трехдневный пятисоткилометровый марш-бросок 8 мехкорпуса, когда куча танков просто остались стоять на обочинах из-за поломок и отсутствия топлива.
Вполне естественно, что были и накладки, был невольный экспромт, даже халатность и глупость встречались, но имелся генеральный план, который являлся структурной основой процесса эвакуации предприятий во время войны. И этот план, судя по всему, был создан задолго до июня 41. И отнюдь не в виде "эскиза".
С политработниками, которых отодвинули, всё, на мой взгляд, сложнее. Но эту тему лучше обсудить отдельно.
Вообще, планирование в СССР, которое явственно проявилось в сталинское время, ведёт своё развитие с царских времён. При царе его нельзя было сделать действительно глобальным и увязанным в единый план. И не случайно, что одним из первых дел перекрасившихся в либерастов бывших коммунистов, была ликвидация Госплана. Сейчас государственное планирование потихоньку восстанавливается на новом уровне. Не без проблем, конечно, но кое-что делается. Глядишь, лет через несколько увидим новый Госплан, который будет определять задания Госкорпорациям. Это, как ни забавно, Госкорпорациям очень выгодно.