Цитата: Superwad от 07.08.2019 08:51:29Уважаемый перегрев. Я тут полистал про гальванопластику. Так как я сам занимаюсь гальванической, то очень интересно стало. Как Маск делает свои сопла (ведь я так понимаю, речь шла именно про них?), именно про материал. Сам процесс написан, что можно получать как из растворов (тут мне все понятно), так и из расплавов (информацию не нашел ). Так вот сам вопрос - из чего же состоит сопло у Фалькона - из чистого металла, но положенного слоями?
По имеющейся на сегодня информации – да. Только двигатель Мерлин называется
Строго говоря, какой-то конкретики об особенности конструкции данного керогаза, кроме разрозненных сведений общего характера, не имеется. Известно, что когда-то в конструкции ЖРД применялась пайка. Об этом, после разрушения двигателя в полете несколько лет назад, прямо говорилось в релизах СейсИкс. Но когда стали появляться такого рода фотографии, сразу обратили внимание на характерный внешний вид камеры, на котором отсутствовал характерный демаскирующий признак паяной конструкции – утяжины (это такой прогиб внешней оболочки между фрезерованными рёбрами огневой стенки)
К сожалению не нашел прям крупного плана, но при большом увеличении их вот тут можно разглядеть.
Плюс ко всему внешняя оболочка Мерлина очень походила на прошедшую механическую обработку. В общем сначала предположили худшее, что все три детали камеры Мерлина: камера сгорания, сопло верхнее и сопло нижнее изготовлены методом аддитивных технологий. С другой стороны нет худа без добра, это подтолкнуло свои работы в этом направлении и после нескольких лет напряженной работы удалось изготовить методом АТ отдельные аналогичные элементы (не только смесительную головку). Конечно не такие окавалки как на Мерлине (поменьше), но вполне себе работающие законченные функциональные узлы.
В свете повышения эффективности отечественного производства сильно заинтересовались, а как там у супостата. Съездили, заказали кое-какие "исследования", ну и выяснили, про гальванопластику. Сказать, что очень удивились, значит не сказать ничего.
Во-первых, нам хорошо были известны проблемы получения толстослойных гальванических покрытий, а здесь нужно было наращивать значительно большие толщины с обеспечением требуемых механических свойств материала.
Во-вторых, этот процесс относится к трудноуправляемым и окончание цикла в общем-то может существенно плавать. Как оказалось от полугода до года.
В-третьих, очевидные трудности токарной обработки крупногабаритной детали после каждого цикла гальванопластики. Токарить там приходится буквально микроны.
С другой стороны преимущества столь причудливой технологии тоже очевидны.
Во-первых, очень стабильная геометрия тракта охлаждения, а значит очень стабильные гидравлические характеристики.
Во-вторых, как класс отсутствуют запаи тракта (перекрытие каналов охлаждения припоем).
В-третьих, как класс отсутствует ослабление прочностных характеристик потому, что как класс отсутствует паянное соединение. Что объясняет, казавшееся ранее невозможным форсирование двигателя до нынешних значений.
Что касается, каких-то детальных подробностей технологии, то, увы, мне они не известны.
Цитата: Superwad от 07.08.2019 08:51:29Ну а про шероховатость тут тоже мне понятно - электрохимическое полирование - это сила. Механика такого не выдаст.
Там история несколько другая. Некто, опровергая полеты американцев на Луну, произвел "расчет" охлаждения двигателя F-1. Нагородил кучу всякой наукоподобной херни и, как дважды два "доказал", что такой двигатель невозможен. Но при этом упоролся в оценке гидравлического сопротивления тракта охлаждения в два с раза (по своей горбатой методе, по моей оценке примерно на порядок). Ему сразу сказали, что характеристики тракта определены неверно и вся писанина идет по звезде мешалкой. Например, не учтена шероховатость внутренней поверхности, ну и как водится насовали цитат из учебников как шероховатость влияет на теплообмен. Тут же зарево пылающих пуканов опровергов осветила все места посадок Аполлонов на Луне. Паническая реакция сгенерировала весь спектр беспомощных отмазок от: "Ни на что не влияет" до "Невозможно сделать". Хотя при изготовлении цельнотянутой трубы повышенная шероховатость внутренней поверхности является неизбежным спутником технологии, и когда того требуют условия применения, такие трубы подвергают электрохимическому полированию, как Вы справедливо заметили. Апофезом истории было предъявление этой публике отраслевого стандарта по расчету охлаждения ЖРД, который прямо обязывает учитывать любую шероховатость тракта, что естественную, что искусственную.
После чего начались массовые подрывы с выходом на околоземную орбиту, а отдельные экземпляры так прямо к Луне и стартовали.
Вот с тех пор братву и штырит