В качестве ответа на сообщение ув. Меовото –
https://glav.su/forum/4/2685/messages/5185824/#message5185824 Этот пост чуть не на пару лет был неотвеченным, но вот наконец руки до него дошли. Для связности и для понимания хода дискуссии коллегами, придется очень много копипастить и приводить множество ссылок на прошлые тексты, но что поделать. Итак.
1. В ответе на мою «Оценку возможности атаки Боинга МН17 с применением ракет Р-27Р, Р-27ЭР»
https://glav.su/blog/34420/1357540/здесь -
https://glav.su/forum/4/2685/messages/5166854/#message5166854Меовото представил и пояснил свою схему атаки -
(
https://vfl.ru/fotos/d97361f225052871.html - полный размер)
Цитата«… сконструированная траектория, совершенно логичным образом, отвечает наблюдениям некоего радиолокационного поста МО РФ (июльская, 2014 года, пресс-конференция), зафиксировавшего подъём неизвестного летательного аппарата - предположительно, та самая "горка"! - в непосредственной близости от МН17 ещё до момента его поражения. Что же касается отсутствия отметки на Усть-Донецком "Утёсе-Т", всё объясняется достаточно просто - траектория, полёта Миг-29 на конечном участке атаки МН17, когда производился кратковременный вертикальный манёвр истребителя, была, практически, ортогональна линии наблюдения Боинга радиолокатором. То есть, его радиальная скорость, по отношению к ТРЛК, была почти нулевой и отражённый сигнал не проходил доплеровскую фильтрацию его процессора».
Я ответил (привожу основное; вопрос с высотой 3000 метров несущественен, из этой лужи Меовото успешно выбрался, грациозно отряхнул рюшики
и сделал вид, что лужи и не было...):
- ...... Пока не представлена первичная информация «некоего радиолокационного поста МО РФ (июльская, 2014 года, пресс-конференция)» - ссылки на схему, составленную по неизвестным данным, я не принимаю.
Напомню, что на той пресс-конференции генерал Макушев оперировал видео ростовского диспетчерского центра – а там, как я считаю, отображалась трасса, построенная по первичной информации «Утеса» первоначально по обломкам Боинга, а потом по некоему украинскому военному самолету, поднявшемуся выше радиогоризонта «Утеса». И эта-то трасса, с учетом неких неизвестных до сего времени дополнительных данных, тогда приписывалась самолету, который назывался «предположительно Су-25». - Невидимость МиГ-29 в силу его малой радиальной скорости – извините, я расцениваю как попытку натянуть пресловутую сову. Как уже сказал, никаких меток юго-восточнее Боинга до его поражения не наблюдается, меток южнее его после поражения – аналогично. Мой вывод – истребителя там не было. - Последнее. Если перехват должен выполняться так, как вы расписали, т. е. с погрешностью места в единицы километров и с точностью по времени плюс-минус единицы, максимум десяток секунд – ОН НЕ СОСТОИТСЯ». 2. В качестве ответа последовал большой, хорошо аргументированный и снабженный иллюстрациями упомянутый в самом начале текст -
https://glav.su/forum/4/2685/messages/5185824/#message5185824на который я столь долго собирался ответить. Основные моменты из него.
На мое
«Пока не представлена первичная информация «некоего радиолокационного поста МО РФ (июльская, 2014 года, пресс-конференция)» - ссылки на схему, составленную по неизвестным данным, я не принимаю» -
ув. Меовото (не без традиционного вые..ончика, ничего, я тоже иногда не прочь
) ответил -
ЦитатаВоля Ваша, сургучную президентскую печать с апостилем небесной канцелярии, осеняющую чью-либо информацию, увы, я ни разу не наблюдал ни на одном форуме. А здесь, по факту, официальное заявление представителей МО РФ, которое, не только не было до сих пор дезавуировано авторским коллективом, но никем убедительно и не опровергнуто. Так что, и "жидкий суп", и "мелкий бисер", понятия относительные.
Официальное заявление представителей МО звучало так:
«Кроме того, российскими средствами контроля воздушной обстановки зафиксирован набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно Су-25, в направлении малазийского «Боинга-777». Удаление самолета Су-25 от «Боинга-777» составило от 3 до 5 км».Г-н Меовото увидел здесь заявление об обнаружении именно истребителя? Хорошее зрение, что и говорить.
Так вот, не считал и не считаю представленный на схеме воздушной обстановки (брифинг МО 21 июля 2014-го) отрезок траектории объекта 3505 частью траектории истребителя в ходе атаки Боинга. По той причине, что в открытом доступе нет первичных материалов (типа первички «Утеса»), подтверждающих это.
Предполагаю, что это траектория некоего украинского военного самолета (возможно, самолетов), присутствовавших в месте катастрофы, его (их) наличие с большой степенью достоверности мною было доказано вот здесь -
https://glav.su/blog/34420/1145114 3. Меовото:
ЦитатаНапомню, что на той же пресс-конференции генерал Макушев упоминал о ТРЁХ радиолокационных постах МО РФ и системы ОВД РФ, наблюдавших обстановку в районе падения МН17, из которых им были идентифицированы только два ТРЛК ростовского зонального центра ОВД, "Усть-Донецкий" и "Батуринский". Отметка же на исходной схеме МО РФ, расположена южнее трассы Боинга, имеет время обнаружения 17:19, а Макушев рассуждал о той, которая появилась на дисплее в Ростове в 17:20:35.
Поэтому, с позиции информированности МО РФ на тот период времени, связывать эти два события в единое было вовсе не скоромно, учитывая то, что, по заявлению того же генерала, диспетчерская запись оказалась в руках военных только утром того же дня пресс-конференции МО РФ. Свою же "схему" они компоновали, вовсе не ведая об этой записи, иначе на ней не была бы отражена такая странная "международная трасса" Боинга.
Поэтому приведённая на "схеме" информация была построена, исключительно, на данных военных РЛП. Примите это, как состоявшуюся данность на тот момент времени. И иного не имеем.
В общем и целом, как «состоявшаяся на тот момент данность», так и нынешняя, никоим образом не подтверждают наличие
именно истребителя, да еще и атакующего Боинг. По той причине, что, как сказано выше, эти данности на настоящий момент не подтверждены данными
объективной (технической, типа первички «Утеса», а не описательной) информации.
4. По поводу моей оценки утверждения Меовото о невидимости истребителя «Утесом» в силу его малой радиальной скорости как попытки натянуть сову на глобус, последовало:
ЦитатаДовольно самонадеянное заявление. В схему МО РФ с "17:19" будем "рыбу заворачивать"? Кого Вы таким образом "натягиваете", и на "что" - Ваше личное дело, о вкусах не спорят, однако ровно о той же специфике "радиальной скорости" по отношению к ТРЛК "У-Д", правда, ракеты "Бука", заявлял в своё время и ведущий конструктор лианозовского подразделения Алмаз-Антея Мещеряков. Интересно, как Вы "расцениваете" его рассуждения по этому поводу?
Рассуждения г-на Меовото, в отличие от рассуждений Мещерякова, базируются не на технических характеристиках «Утеса», а всего лишь на не подтвержденном технической информацией предположении о характере траектории истребителя. Если бы даже атака выполнялась по представленной Меовото схеме, эта траектория была бы иной. Почему - об этом позже.
5. На мое
«Если перехват должен выполняться так, как Вы расписали, т. е. с погрешностью места в единицы километров и с точностью по времени плюс-минус единицы, максимум десяток секунд – ОН НЕ СОСТОИТСЯ» последовало:
ЦитатаМногие состоявшиеся события описываются исследователями с указанной Вами "погрешностью места в единицы километров и с точностью по времени плюс-минус единицы, максимум десяток секунд". Однако это вовсе не отменяет факт их явления миру. Извините, но этот Ваш аргумент - вовсе никчёмный.
Замечу, что это аргумент моего оппонента - никчёмный. По той причине, что состоявшееся событие действительно может иметь те самые погрешность места и точность по времени, впоследствии определенные исследователями - но немалое число подобных событий не состоялись именно потому, что не уложились в эти точностные требования. Ну, и рисковать срывом ответственнейшего задания, поражения российского борта № 1 (все, кто в теме, помнят, откуда взялась эта полусумасшедшая версия), выполняя перехват, который абсолютно поперек руководящим документам по боевому применению, и требующий прецизионной точности места и времени? Без комментариев…
6. В свое время я попросил ув. Меовото
«…построить ВАШУ траекторию, но дополнить ее указанием высот и скоростей истребителя в наиболее «интересных» точках – точке обнаружения Боинга, точке захвата его РЛС истребителя, точке пуска ракеты, точке начала вертикального маневра. Ну, и есссно, траекторию выхода из атаки и из района атаки…» -
https://glav.su/forum/4/2685/messages/5423366/#message5423366Не вправе претензировать, сам не без греха, но ответа я так и не получил.
Поэтому приходится показать, как
МОГЛА БЫ БЫТЬ построена такая атака, если делать самое элементарное - выполнять требования документов по БП, учитывать аэродинамику МиГ-29 и обеспечивать максимальную вероятность выполнения задания.
7. Возможная этапность атаки следующая:
- выход в зону ожидания;
- барражирование на экономичном (по километровому расходу топлива) режиме -М = 0,6, или 720 км/час (М = 1 на высоте 2 км - 332,5 м/сек).
- по командам наземного диспетчера - выход в ППС Боинга в точку включения излучения БРЛС (ТВИ),
- обнаружение и захват цели БРЛС,
- оценка устойчивости сопровождения цели, выход на ДРмакс1,
- пуск ракеты, отворот, уход на базу.
Вывод в ТВИ выполняется по командам оператора наземного наведения - никаких автоматизированных систем наведения («Воздух», «Луч») нет. При этом вывод должен обеспечиваться так, чтобы курсовой угол цели был по возможности минимальным (в идеале - выход в ППС цели на траекторию ее полета, никаких «апперкотов», представленных Меовото, как могущих привести к срыву атаки, не допускается).
Само по себе сверхсложная задача, оператор наведения должен рассчитать маневр с секундной точностью, а летчик столь же точно выполнять его команды, но пусть они такие вот гении…
Примерная схема атаки - ниже. Для обоих вариантов, представленных моим оппонентом, «дозвукового» и «сверхзвукового», траектория может быть двух видов –
Первый вариант был построен с учетом дискуссии на mh17.forum.camp с коллегой Fly, он предложил траекторию с северным расположением зоны ожидания (о необходимости ее - чуть ниже).
Второй представляется более предпочтительным, поскольку зона ожидания - в основном над территорией, занятой в то время ВСУ, т.е. более безопасной с точки зрения наличия зенитных средств ополчения. К тому же это и для летчика было бы предпочтительнее - «правшам», а их все же большинство, левый вираж удобнее. Второй вариант, как и первый, учитывает сообщение коллеги Fly о сверхзвуке какого-то самолета над Торезом (свидетели). Пусть будет так.
8. По поводу зоны ожидания. Повторю сказанное полтора года назад:
Исходя из главного условия провокации - сбить Боинг над территорией, занятой ополчением, чтобы возложить вину на него, поражение Боинга должно быть обеспечено на отрезке его пути, выделенном красным цветом - т.е. там, где поражение возможно списать на ЗРК "Бук" ополчения; протяженность этого участка - около 40 км.
При скорости 910 км/час Боинг пролетит эти 40 км за 2 минуты 40 секунд. Считая за расчетную точку пуска ракеты середину указанной выше зоны ("крестик"), получается, что истребитель должен быть выведен в точку пуска с отклонением от времени пролета Боингом этой точки не более чем на 1 мин 20 секунд.
Т.е. если истребитель опаздывает на эти самые 1 мин 20 сек - Боинг уже выходит из отмеченной зоны поражения. Поэтому истребитель должен оказаться вблизи точки начала атаки - точки включения излучения -
заранее. И без ожидания не обойтись. Столь точный по времени (не по положению) «ручной» вывод истребителя в точку пуска вообще-то практически невозможен - но, как и ранее, допустим, что это удалось.
9. Г-н Меовото представил два варианта атаки Боинга. «Дозвуковой» выглядел так:
Цитата«…более элементарный способ надёжного поражения Боинга, не учитывающий ни обнаружение самолёта российской военной РЛС, ни появление ЗУ, характерного для воздушной УВ, но всё же обеспечивающий скрытность атакующего самолёта, по отношению ко всем российским РЛП. Атака в этом случае осуществлялась на дозвуковой скорости, при превышении МН17, равном 8500 метров, и увеличении высоты полёта до превышения в 8000 метров во время манёвра "горка".
Такая «дозвуковая» атака (М < 1, истребитель не выше 2000 метров) близка к рассмотренному в моей «Оценке…» -
https://glav.su/blog/34420/1357540/Напомню основной вывод: если исходить из условия отсутствия меток истребителя на первичке "Утеса" до момента поражения Боинга, т.е. нахождения истребителя под радиогоризонтом на известных высотах, и если принять за разрешенные дальности пуска Р-27Р, Р-27ЭР принятые величины, поражение Боинга истребителем при атаке в ЗПС невозможно, при атаке в ППС практически невозможно. Серьезных оснований пересматривать этот вывод пока не вижу.
9. «Сверхзвуковую» атаку г-н Меовото видит так:
Цитата«… я предположил, что к зоне выхода на атаку МН17, с целью соблюдения максимальной скрытности операции, МиГ-29 (Су-27?) подошёл на высоте, меньшей нижней границы зоны обнаружения ТРЛК "Усть-Донецкий", обеспечиваемой на таком удалении. А именно - 1500 метров от уровня моря. То есть, превышение цели, изначально, составляло 8500 метров. На этой же высоте истребитель следовал, вплоть до момента пуска ракеты Р-27ЭР1.
Во-вторых, следуя рекомендациям известного пособия, а также исходя из соображений той же скрытности, я допустил, что МиГ-29 за 1200 метров наклонной дальности до рубежа пуска (старт маневра "горка") развил воздушную скорость в 350 м/сек, превышающую скорость звука, что и породило известный факт прохождения звукового удара, скорее всего, от воздушной ударной волны по району падения МН17.
Далее, на "горке", он увеличил эту скорость до 372 м/сек, одновременно создав угол подъёма, составивший к концу "горки" 61 градус. Это обеспечило рост вертикальной скорости до значения в 305 м/сек и подъём самолёта к моменту поражения Боинга и чуть позже на высоту около 5 км, при удалении МиГ-29 от цели, примерно, на 3 км. Именно в этот момент времени хунтовский самолёт и был обнаружен РЛП МО РФ.
.
Сам же маневр, помимо надёжного решения задачи "подсвета" цели при таком существенном её превышении, позволил атакующему пилоту убедиться в том, что цель успешно поражена, и не требуется далее продолжать атаку. Разумеется, при справедливости рассматриваемой версии, "горка" является неотъемлемым элементом подобной дьявольской воздушной операции.
В-третьих, с целью соблюдения той же скрытности, линия пути при совершении маневра "горка" должна была быть строго перпендикулярна линии "визирования" МН17 с позиции ТРЛК "Усть-Донецкий". Именно таким образом обеспечивалась нулевая радиальная скорость истребителя по отношению к этой РЛС».
При ее рассмотрении я не буду даже учитывать следующего.
Для безусловного выполнения такого ответственного задания, на истребитель БЕЗУСЛОВНО будут подвешены две ракеты (считаю, что РМД не будет), т.е. суммарно 600 или 800 кг. Что несколько «обрежет» его динамические характеристики, разгон и вертикальный маневр. Но пусть приведенные вами скорости в ходе атаки обеспечиваются.
Тогда такая атака с выходом на сверхзвук и с выполнением горки, что сразу же выводит истребитель на дальность, меньшую разрешенной дальности пуска как Р-27Р, так и Р-27ЭР, при условии нормальной работы БРЛС и вооружения,
обеспечит уверенное поражение Боинга. Но в качестве гвоздика в крышку гроба "сверхзвуковой" версии ув. Меовото, следующее.
Если даже предположить, что «сверхзвуковая» атака осуществлялась строго по предложенной им траектории, т.е. «левым апперкотом», выполняя «горку», истребитель, развивший на ней скорость 372 м/сек, выходит намного выше радиогоризонта «Утеса» - названа высота около 5 км.
Но после поражения Боинга - которое летчик наблюдал уже визуально («…убедиться в том, что цель успешно поражена»), согласно руководству по боевому применению выполнялся бы отворот - отворот ВЛЕВО от цели, а не вправо, в сторону цели, как в его модели. Потому что, во-первых, летчик не псих, чтобы пересекаться с траекторией пораженной цели и попадать под ее обломки, во-вторых, таково требование руководства по БП в части обеспечения безопасности. Если угодно, первое и второе можно поменять местами.
Поэтому в наблюдающейся на первичке «Утеса» в 13.20.12 (первый цикл обзора после последнего,13.20.02, где самолет наблюдался неразрушенным) группе отметок от обломков Боинга, отметок истребителя быть попросту не может, они были бы где-то здесь -
И поэтому рассуждения о невидимости истребителя выше радиогоризонта в силу его малой радиальной скорости - это упомянутый мною в свое время натяг совы на глобус. А что следует из того, что никаких отметок в указанной зоне не наблюдается - понятно всем. Из первички Утеса» их чернильной резинкой (карандашная бы не помогла) лично стер уважаемый Виктор Павлович Мещеряков…
На этом к «истребительной» версии я более не возвращаюсь, разве что появится какая-то новая объективная, а не описательная и даже свидетельская информация.
С уважением - .