Цитата: Вадим Р. от 13.08.2022 08:38:27Художник должен иметь фотографическую память, если он рисует не с натуры, чтобы удерживать в голове, перед внутренним взглядом ту картинку, что он однажды увидел и она его настолько поразила, что родился сюжет. Т.е. всё то же самое, что и фотограф, но образ хранится в голове до переноса в материал, а не в памяти фотоаппарата. Фотографу иной раз сложнее в том смысле, что он должен нажать на спуск в нужную долю секунды. Но это, если у него жанровая съёмка. Например, спорт или природная стихия. А то образ так и останется в голове, руки-то заточены только под кнопку "спуск".
"Фотографическая память" художника не совсем фотографична. Для создания "сюжета" так вообще память для запоминания деталей и их расположения не нужна. Для художника важнее вырабатывать память на паттерны, на запоминание фрактальных паттернов. Ну, скажем, берёзовый лист всяк отличит от дубового или кленового. Но нет ни одной пары одинаковых листов что на берёзе, что на дубе. Ни по рисунку, ни по цвету. Вот эту память художники вырабатывают, чтоб осина была похожа именно на "осину вааще", а не липу. Скажем, рисует художник "по памяти" (да даже с натуры) пейзаж, и вот тут должна торчать осинка. Именно осинка, и не "точно такая же до веточки и до листочка", как он увидел это в реальном пейзаже. И это касается не именно листочков, а – по-разному ветки растут, по-разному ветвятся, разная кора создаёт разные ощущения даже на дальнем расстоянии. Чем отличается свежий снег морозным днём от слегка осевшего после оттепелей, чёрствый кусок хлеба от свежего и т.п. Не конкретно заучить "рисовать вот это яблоко", а какие характерные черты у яблок в это время года, этого сорта, при "таком или похожем освещении" под разными ракурсами. Почему рисовать учат, скажем, обнажённую натуру? Чтобы закрепить на уровне подсознания нюансы общечеловеческой анатомии, пропорции, как цвет играет и свет и тени переходят друг в друга и т.п.
А фотографу и знать не обязательно, что ветки из ствола хвойного дерева (сосны, ёлки) растут совсем не так, как на берёзе. У хвойных вот растёт ствол и вот на каком-то уровне в разные стороны начинают вылезать ветки. потом снова ствол чистый. И если чтобы определить возраст дерева можно его спилить и посчитать кольца, то возраст хвойных (особенно молодых) легко определяется по количеству таких "разветвлений" на стволе. Художник этого может и не знать, "почему так", но запоминает, что "именно так".
Так что художник в своей башке хранит "паттерны" и когда рисует (или пишет) – достаёт нужный. Да ещё и границы этих паттернов сам щупает "на зубок": когда вот такое сочетание пятен, мазков создаёт ощущение "нужного паттерна", а когда уже лишнее и "никто не скажет, что это сосна, просто какое-то абстрактное дерево или вообще арматура торчит", или когда именно это ощущение и должно возникнуть у зрителя. Отсюда, кстати, мы ценим не только "тщательно проработанные в деталюшках картины", а и – вон, картины Фешина, например. какие-то детали "просто как бы намазюканы небрежно", а какие-то выливаются в лицо младенца или старика, и старика с младенцем не перепутаешь.