Обсуждение космических программ
8,792,908 39,579
 

  valery913 ( Слушатель )
24 мар 2021 09:50:24

Разработчик "Бурана" создает новый многоразовый комплекс с орбитальным самолетом

новая дискуссия Новость  2.783

МОСКВА, 24 марта. /ТАСС/. Научно-производственное объединение "Молния" (входит в концерн "Калашников") ведет активную разработку нового гражданского многоразового комплекса с орбитальным самолетом. Об этом сообщила генеральный директор предприятия Ольга Соколова.

"Сейчас задача поставлена, и полным ходом идет разработка гражданского многоразового комплекса с орбитальным самолетом", - сказала Соколова в интервью, опубликованном на сайте предприятия.
Как уточнила Соколова, макет был представлен на форуме "Армия" в закрытом павильоне. Сейчас конструкторское бюро продолжает его улучшать, предприятие набирает людей для работы над проектом. "За последний год мы продвинулись очень серьезно в плане разработки нового аэрокосмического комплекса гражданского назначения", - отметила гендиректор предприятия.

https://tass.ru/armiya-i-opk/10979283
  • +0.25 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (113)
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
24 мар 2021 12:15:05

Трата денег. Попытка сделать из ракеты самолет, но при этом это просто ракета с крыльями при взлете. И таки да, крылья, предназначенные для посадки, на скорости 25 маха - очень дорогое и весьма сомнительное удовольствие.
Приятно конечно приземлиться как самолет, а не как там у Маска планируется, с лихим переворотом. Уверен туристы оценят. Но не окупится.
  • -0.16 / 12
  • АУ
 
 
  mse ( Слушатель )
24 мар 2021 13:09:42

Если это самолёт с мегаоптикой или мегаРЛС, которые стоят как 10 рокет, то чому бы и ни? Даже если и "гражданские". Или с двигательной установкой для какого мегаспутника, у которого штатная тавойтнулась.
  • +0.08 / 6
  • АУ
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
24 мар 2021 14:50:16

Мегаоптика давно есть на спутниках.
Вообще совсем этим давно ракеты справляются. Зачем ракете нужны крылья для посадки как у самолета?
PS.
Я понимаю что в будущем для туризма это точно потребуется, но таки может для начала сделать сверхтяж чтобы инфраструктуру в космосе наладить? Космические отели потребуют много чего. Или Маску отдадим?
  • -0.08 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
24 мар 2021 15:23:51

Катая мегаоптику туду-сюду, а не топя её в Тихом Окияне, можно неплохо съэкономить.

Чтобы не таскать с собой тонны топлива для посадки там где надо, а не там, где получилось. Торможение брюхом о воздух, не требует топлива в тех масштабах, как у Маска.
  • +0.18 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
24 мар 2021 15:34:28

1. Сажайте ракеты как Маск
2. Маск тож тормозит брюхом. И не обслуживает при этом крылья, как это делалось на челноке. Не понимаю почему вас беспокоит то, что потребуется потратить немного топлива при посадке.
PS.
Попытка сделать из ракеты самолет уже была. Накрылась медным тазом из-за дороговизны. Что изменилось сейчас?
  • -0.25 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
24 мар 2021 17:30:35

Нахрена?

Каким он брюхом тормозит? Он тормозит двигателями.

Накрылось тазом не от дороговизны. Щас в пиндосии успешно пользуют многоразовую разведплатформу Х-35.
  • +0.19 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
24 мар 2021 19:07:49

То другое. Смысл не в том, что спутник поизносился, и надо бы дорогое зеркало переиспользовать в новом. А втом, что X-35 запускается на нужную хитрую орбиту, чтобы вовремя в нужном месте что-то подсмотреть. И он возвращается не потому, что устал и ремонтировать пора, а потому, что надо запуститься на новую хитрую орбиту и посмотреть где надо и что надо в определённый момент.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
24 мар 2021 19:23:58

да без разницы. Пусть на "хитрую орбиту", пусть мегаоптика, пусть дозаправка.
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Alexxey ( Слушатель )
25 мар 2021 18:23:56

Говорят, аэродинамический манёвр с заходом в верхние слои атмосферы позволяет очень существенно экономить топливо на смену плоскости орбиты (по сравнению с обычным маневрированием в пустоте), даже с учётом затрат на спуск/возврат в эти самые верхние слои. Так что "хитрых орбит" может быть за один полёт и несколько.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
25 мар 2021 18:40:57

Вроде уже считали когда-то. Для совершения атмосферного маневра нужно настолько затормозить корабль (загоняя перигей в достаточно плотные слои атмосферы) что в космос он уже не вернётся. Сманеврировать можно единственный раз перед посадкой, пройдя над непредвиденной точкой, но не более. И это ещё без учёта потери скорости в атмосфере.
  • +0.31 / 18
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Alexxey ( Слушатель )
25 мар 2021 19:39:00

Обсуждалось, помню, но всё больше в контексте космобонбондировщика. А потом у Левантовского прочитал, что аэродинамический манёвр можно с выгодой использовать и для поворота плоскости орбиты на большие углы. Такие повороты обычным ракетным способом в пустоте очень затратны. Это легко представить для предельного случая поворота на 90°: фактически нужно полностью погасить свою скорость до 0 и развить такую же в направлении поперёк, т.е. суммарно затратить конский импульс в √2V (на Марс можно слетать и обратно вернуться). Поэтому для поворота на большие углы выгоднее либо через промежуточную вытянутую эллиптическую орбиту (повернуть в апогее, где скорость минимальна, затем вернуться обратно на круговую), либо аэродинамическим манёвром в верхних слоях, либо сочетанием первого и второго. Найду сейчас этот кусок из Левантовского.
ЦитатаПовороту плоскости орбиты может способствовать и аэродинамический маневр при наличии подъемной силы — проход через атмосферу планеты, хотя и требующий довольно сложного управления, но приводящий к экономии топлива. Например, можно почти полностью избавиться от последнего импульса при переходе через бесконечность, так же как это делается вообще при возвращении из района Луны (см. § 3 гл. 11). Но и при низкой орбите возможен такой маневр [2.11]: тормозной импульс заставляет спутник сойти с орбиты, чтобы затем, войдя в плотные слои атмосферы (граница на высоте 100 км), совершить в них вираж и выйти из них уже в другой плоскости со скоростью меньшей, чем скорость входа. Остается теперь двумя разгонными импульсами вывести спутник на орбиту прежней высоты, заодно увеличив еще несколько отклонение плоскости орбиты. Для реальных значений аэродинамических коэффициентов и высоты орбиты до 600 км таким путем можно повернуть орбиту на 40–50°, выиграв по сравнению с чисто ракетным поворотом массу топлива, составляющую от 0,2 до 0,3 начальной массы спутника на орбите.
  • +0.12 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
25 мар 2021 22:32:58

На высоте 100 км в одном кубометре всего 0.5 миллиграмма воздуха. Даже полностью обогнув Землю по экватору корабль на 1 метр квадратный площади соберёт всего 20 килограммов встречной массы. Просто не с чем взаимодействовать для изменения траектории. На высоте 50 км, где воздух в десять тысяч раз плотнее, уже можно маневрировать, но с этой высоты челнок на собственных двигателях уже никуда не улетит. Поэтому потеоретизировали, но реализовывать никто не стал.
  • +0.28 / 17
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Alexxey ( Слушатель )
25 мар 2021 22:49:07

Справедливости ради, про 100 км там говорится, как о границе, конкретная высота предлагаемого маневрирования не уточняется.

Возможно, но цифры предполагаемой экономии тоже наверное не с потолка взяты.
С другой стороны, чтобы запустить на "хитрую орбиту", затем мягко приземлить, снять данные, подшаманить и запустить по новой, ИМХО, крылья совершенно ни к чему. Для чего они тогда у X-37?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
25 мар 2021 23:07:09

Колумбия STS-3 ныряла до 56 км. 

https://wiki2.org/ru/STS-3
  • +0.09 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  grizzly ( Слушатель )
26 мар 2021 00:03:59

Описание полёта. Никаких нырков там не значится.
Просто этот снимок был сделан во время её схода с орбиты на высоте 56 км
Формулу Циолковского никто не отменял.
  • +0.26 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
25 мар 2021 22:07:42

В АКС "Спираль" Лозино-Лозинского смена орбиты в широком диапазоне предусматривалась без нырков в атмосферу. Маневрирование атмосфере планировалось только на этапе спуска.
Наверное не просто так отказались.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Alexxey ( Слушатель )
25 мар 2021 22:27:20

Наверное не просто так. Интересно почему, где-то можно об этом почитать?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
24 мар 2021 19:26:14

Фалькон - да. Старшип явно будет тормозить брюхом. Для выхода в нужную точку будут использоваться рули. Посадку SN10 уже видели? Очень немного на нее тратится топлива.
ЦитатаНакрылось тазом не от дороговизны. Щас в пиндосии успешно пользуют многоразовую разведплатформу Х-35.

Да ладно, то то же было столько воплей про дороговизну и про то, что SLS, которую они могли сделать еще до нашей Энергии, но не сделали до сих пор, была бы намного дешевле. Да за это время они с помощью SLS могли бы  сделать рейсы на Луну регулярными!
А X-35 - игрушка военных. Которая из-за Маска скоро потеряет весь свой смысл. Все эти хитрые орбиты бессмысленны перед ковровым покрытием орбит.
  • -0.14 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
24 мар 2021 20:11:00

 
то, что мы видели ... это фактически последний этап посадки ... смешная скорость ...
 
а в реале ему будет нужно погасить вторую космическую ... эффективное аэродинамическое гашение которой ...
 
во-первых, возможно только на планетах с плотной атмосферой ... из которых у нас есть только земля ...
 
и во-вторых, требует конструктивных решений, сравнимых с шаттлом-бураном ... но рассчитанных на вдвое более высокие нагрузки ... учитывая вдвое большую кинетическую энергию ...
 
что само по себе убивает всю идею ... ну поскольку взлететь со всех этой херней .. прядка 600-700 тонн сухого веса ...
 
а учитывая, что по мурзилкам это чудо должно весить 120 тонн ... никакой речи об аэродинамическом торможении не идет ...
 
кроме того ... базовая концепция работы спейсХ - делать максимально универсальные системы ... аэродинамическое торможение сюда не вписывается ...
 
----------------------
 
хорошо, давайте откорректируем ... несколько  поторопился ...
 
на луне это вообще не возможно по понятным причинам ... только на двигателях ...
 
на марсе до первой космической и схода с орбиты понятно на двигателях ... далее при сильно разреженной атмосфере ... при диаметре этого чуда 9 метров и посадочной массе 150+ тонн ... не уверен, что ему хватит выбега ... или как это называется ...
 
при посадке на землю ... до первой космической и схода с орбиты понятно на двигателях ... разумеется при посадке на землю атмосфера будет тормозить ... и для этого там даже тепловая защита предусмотрена ... но опять же дура массой 150+ тонн и диаметром всего 9 метров (150: (9*9*3,14:4)= 2,4 тонны на кв.м) ... в сравнении с например союзом 3,5 тонны и 2,2 метра (3,5 : (2,2*2,2*3,14:4)=0,9 тонны на кв.м) ... хватит ли сопротивления атмосферы? ... хотя-бы до 250 м/сек ... либо будет очень полого заходить ... и пару раз вокруг земли ...
 
задача не тривиальная ...
  • +0.15 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
24 мар 2021 20:56:19

Именно!
Цитатав реале ему будет нужно погасить вторую космическую ... эффективное аэродинамическое гашение которой ...

во-первых, возможно только на планетах с плотной атмосферой ... из которых у нас есть только земля ...и во-вторых, требует конструктивных решений, сравнимых с шаттлом-бураном ... но рассчитанных на вдвое более высокие нагрузки ... учитывая вдвое большую кинетическую энергию ...

Таки нет, крыльев не требует. Большую часть этой скорости можно погасить носовой чушкой, а потом поворачиваться на брюхо для планирования вниз. Нет крыльев на 25 Маха - значит тормозить можно дешево и сердито.
Цитатакроме того ... базовая концепция работы спейсХ - делать максимально универсальные системы ... аэродинамическое торможение сюда не вписывается

Базовая концепция Маска - сделать как можно дешевле доставку грузов на Марс в целом и на орбиту Земли в частности. Особенно на орбиту Земли - без этого никак. И аэродинамическое торможение вместо торможения движками очень даже вписывается. Просто крыльями этого делать не надо - они там лишние.
  • -0.11 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
24 мар 2021 19:28:09

X-37B наверное. 
  • +0.10 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  grizzly ( Слушатель )
25 мар 2021 05:20:02

Сажать ракету как Маск на планете с плотной атмосферой - технический идиотизм.
  • +0.14 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
25 мар 2021 08:42:26

Технический идиотизм - это американский челнок. Понты как есть.
Ракета формой от самолета отличается совершенно не случайно.
Обратите внимание на старшип - погасить уже небольшую скорость при посадке летающей бочки с рулями без крыльев не так уж и сложно.
А вот получить многоразовый челнок с крыльями без дорогого обслуживания - задача намного сложнее.
  • -0.16 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
25 мар 2021 10:31:15

Дьявол кроется в деталях.
На официальной презентации   https://www.spacex.c…/starship/ показана посадка Старшипа только в атмосфере Марса. 
Почему ? Потому, что нагрузка на теплозащиту при посадке на Марс меньше в разы в силу того, что  первая космическая для Марса 3,55 км/сек, а не 7,91 как для Земли, и плотность атмосферы Марса меньше земной в среднем в 125 раз.
Крылья в такой атмосфере просто бесполезны еще и потому, что аэродромов нет. 
Поэтому такая конструкция Старшипа обусловлена исключительно условиями внеземной посадки и не может служить примером удачной схемы для посадки на Землю. 
  • +0.24 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
25 мар 2021 11:31:12

Красивые презентации показывают достигаемую цель. Промежуточные пункты при этом обычно игнорируются.
Маску не достичь Марса, если он не сможет наладить дешевую доставку большого количества грузов на орбиту Земли. Фалькона здесь совершенно недостаточно. Даже по количеству планируемых коммуникационных спутников фалькона маловато будет. Да вы просто послушайте что говорит Маск по этому поводу - вот будет старшип, вот мы развернемся.
Старшип станет рабочей лошадкой по доставке груза на орбиту, для Марса сделают облегченную по теплозащите версию.
Крылья и на Земле для грузовой ракеты бессмысленны - гемора очень много, плюсов нет. Аэродром это не плюс, это необходимость.
Сажать старшип точно так же как первую ступень фалькона - не очень разумно. Топлива уйдет много больше - и это то самое топливо которое только что вывезли на орбиту!!! Это чудовищно дорого! Тогда как аэродинамическое торможение и нагрев пи посадке все равно будет. 
Логично не тратить топливо совсем, а просто управлять полетом с помощью рулей. И уже перед самой посадкой, на малой скорости, чуть-чуть потратится.
  • +0.02 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  grizzly ( Слушатель )
25 мар 2021 20:04:36

Челнок появился преждевременно, существующие технологии пока не позволяют.
Так же, как паровой двигатель не позволял летать аппарату Можайского, а ДВС не позволял самолетам выйти на сверхзвук.

Те бочки с горючим, которые уже 10 раз взорвал Илошка, рассматриваться в качестве ракет могут с тем же правом, что бумажный самолётик - как прототип истребителя 5 поколения.

На существующем уровне технологий да. Но так будет не всегда, если конечно, человечество не самоубьётся.
  • +0.15 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ЮрийР ( Слушатель )
25 мар 2021 20:38:56

В принципе не долго осталось.
Но потребуется новый вид ДУ. Вернее связки ДУ и наплевать на некоторые запреты по поводу активных реакторов в воздухе. И перестать возить большую часть топлива вовсе.
Если совместят возможности атомно-реактивного двигателя с закрытой активной зоной (типа буревестник) с  низкоорбитальными воздуходышащими электроракетными двигателями, то все полетит.
Я не ракетчик и все не посчитаю, несомненно. Но должен быть коридор скоростей/высот где можно постепенно вылезти на сверхнизкую орбиту, если никуда не спешить. Но если топливо не везти, а рабочее тело - воздух, то можно очень неторопливо набирать скорость+высоту
  • -0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  grizzly ( Слушатель )
25 мар 2021 23:57:01

Это однозначно. Если появится ДУ, позволяющая при сходе с орбиты затормозиться хотя бы до 2 км/с, теплозащита в нынешнем виде просто будет не нужна.

Особенности существующих типов электроракетных двигателей не позволяют надеяться, что в обозримом будущем удастся создать ЛА для полётов в атмосфере на них.
Я бы скорее поставил на лазерные ракетные двигатели с ядерной накачкой.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
26 мар 2021 23:06:21

Если не учитывать нагрев, то наверняка есть. Оденако мы живем в реальном мире, где не все так просто. Ближе всех к этой цели оказался SR-71 черный дрозд, однако настолько от нее далеко, что отпало все желание идти по этому пути.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ЮрийР ( Слушатель )
27 мар 2021 01:44:28

Дрозд - только пример планера. И пример древний. И его компромиссы были вызваны необходимостью, в том числе, возить топливо в диапазоне скорость/высота. 
Не стояло у Дрозда задачи постоянного повышения скорости и высоты с выходом на околокосмические диапазоны. Он - не пример. 
Современный планер Циркона куда как ближе. Вот к этому планеру - двигатель Буревестника.
И получится новое качество соединением новых, а не старых технологий. 
А постоянный разгон КА на высотах 80-200 км ДУ на основе ускорения молекул воздуха непрерывно работающим ионным двигателем уже экспериментально разрабатывается. 
Осталось преодолеть барьер от 40 до 80 км - тоже за счет рабочего тела - атмосферы
Энергии атомного реактора уже хватит, в этом я уверен.
  • +0.11 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Yuriy58
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  D16
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ralex
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  D16
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Luddit
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Liss ( Слушатель )
29 мар 2021 22:49:48

Уже 30 лет, как перестали. После вывода KH-9 из эксплуатации ниже 250 км никто намеренно не опускается.
  • +0.14 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Liss
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Superwad ( Слушатель )
26 мар 2021 12:01:11

1. Буран был большим - под военную программу.
2. Шатлл был большим - под военную программу.
Ни п.1. ни п.2 для современных кораблей под огромные военные грузы для доставки/увода с орбиты не нужны. Т.е. изначально эти корабли были переразмерены.
То что требуется сейчас - это совсем другие размеры под другие задачи. Тот же спутник для технического обслуживания и дозаправки топлива на орбите - вполне себе та ещё задача. Летать придется много и часто, вместо запуска новых спутников. Очень даже приличный кусок рынка, для которого нужны будут более тяжелые ракеты. Вторая задача - вывод мусора с орбиты. Делать одноразовые - то же не факт что выйдет дешевле. чем пускать многоразовые. А на крыльях намного легче обеспечить многоразовость.
Поэтому правильно поставленная задача - это залог успеха!
  • +0.09 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
26 мар 2021 14:12:51

Все эти проблемы уже вполне успешно решаются Маском. И это пока еще без Старшипа, который будет многоразовым.
Что касается челноков: российский мини-"Буран" будет беспилотным Из статьи:

ЦитатаВ США с 2010 года успешно эксплуатируется секретный космический мини-шаттл X-37B, разработанный компанией Boeing. За это время корабль шесть раз побывал в космосе, где выполнял эксперименты в интересах американских ВВС. Их подробности засекречены.

В сентябре 2020 года испытания своего мини-челнока провел Китай. С космодрома Цзюцюань 4 сентября с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-2F" на орбиту был запущен аппарат для тестирования технологий многократного использования. Через два дня он успешно приземлился.

Мы наблюдаем типичную гонку вооружений. Наши военные просто догоняют.
Крылья для посадки в мирном космосе хороши для одного - для пассажиров. Для них идеальный вариант. Конечно рано или поздно к этому придут. Но скорее поздно.
PS.
Как я понимаю логику Маска, Старшип будет универсальным. Начнет с грузов. Отладив полностью  посадку, продолжит пассажирами. Что интересно, Старшип большой - влезет много людей и ему даже не потребуется космический отель - можно и так полетать несколько дней. Конечно это будет если у него все получится.
PS.PS.
Ну и вполне возможно, на дальнейшем этапе, если все будет хорошо, Маск вспомнит о проекте X-37 и использует его разработки для создания своей пассажирской версии. Это пока не рационально, но только пока.
  • -0.03 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
26 мар 2021 14:37:43

Музей техники в Шпайере.
Бор 5
................................................................
https://ru.wikipedia…9E%D0%A0-5
  • +0.11 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
26 мар 2021 23:19:18

А зачем в космосе пассажиры?
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Senya
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
24 мар 2021 15:43:12


Что-то идея не очень прижилась. Учитывая время жизни современных спутников - овчинка выделки не стоит. Это ж изначальная идея Шаттла - таскать с орбиты спутники на ремонт.



Как показывает практика - обычный конус и даже колокол прекрасно справляются с этой задачей. Без крылышек. Крылышки нужны для мягкой посадки большой массы (см. Шаттл, Буран). Остальные - прекрасно точно попадают в цель и без них - Аполлон, Союз, Дракон.
  • -0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
24 мар 2021 18:38:23

 
хрен-редьки ... если не топливо, так структурные элементы нагонят массы ...
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
25 мар 2021 03:33:34

Не топлива
Окислителя. 
Смысл любого химического ВКС - не тащить на горбу окислитель, а брать его из атмосферы.
Ексесайзы же Маска с "многоразовыми ракетами" - это аналог попытки создать отрасль гражданских авиаперевозок на базе самолетов с ЖРД
  • +0.20 / 17
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Игорь_ ( Слушатель )
25 мар 2021 15:40:17

Крылатому аппарату ни топливо ни окислитель не нужны.  Он и так маневрирует в атмосфере на несколько тысяч км. Пример-авангард.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
  сапёрный танк ( Слушатель )
24 мар 2021 21:58:04

.......Обратите внимание, что представлять будут на закрытом показе. И это гражданский проект?Подмигивающий
  • +0.19 / 12
  • АУ
 
  aspb ( Слушатель )
24 мар 2021 23:04:56

X37B от Боинга летает давно. Поднимается на орбиту р\н Атлас-5 или Фэлкон 9.
Китай работает в этом направлении. Старт воздушный.
Роскосмос тоже озаботился этим вопросом
Цитата1 НАИМЕНОВАНИЕ, ШИФР СЧ НИР И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЧ НИР 1Л 
Наименование СЧ НИР: «Системные предпроектные и проектнопоисковые исследования целевой программы создания космического комплекса с многоразовым многофункциональным крылатым кораблем». 
Шифр СЧ НИР: «Авангард (Пилот)-ММКК». 
1.2 Основания для выполнения СЧ НИР: Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы. 
       2 ЗАКАЗЧИК, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СЧ НИР 
2.1 Государственный заказчик: Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос». 
2.2 Сроки выполнения СЧ НИР: начало - с даты заключения государственного контракта: окончание - 30 августа 2022 г. 
2.3 Место выполнения - определяется Головным исполнителем.
      3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СЧ НИР 
3.1 Целью СЧ НИР является обоснование необходимости и определение технологической реализуемости создания, требований к техническим характеристикам и перечня критических технологий космического комплекса (далее по тексту - КК) с многоразовым многофункциональным крылатым кораблем (далее по тексту - ММКК) для транспортно-технологического обеспечения (ТТО) низкоорбитальных пилотируемых и автоматических космических средств (далее по тексту - КК ММКК), а также формирование проектного облика ММКК. 
3.2 Для достижения цели СЧ НИР должны быть решены следующие задачи. 
3.2.1 Формирование перечня технически реализуемых целевых задач, а также обоснование необходимости и эффективности применения ММКК для их решения.
3.2.2 Формирование технических требований к КК ММКК и ММКК для целевых задач с оценкой возможности их комплексирования (создания многофункционального КК ММКК). 
3.2.3 Разработка предварительного проектного облика КК ММКК, обеспечивающего выполнение предъявляемых требований. 
3.2.4 Определение перечня критических технологий создания КК ММКК и формирование программы теоретических, экспериментальных, конструкторскотехнологических (технологических) работ по освоению критических технологий для внедрения в КК ММКК. 
3.2.5 Технико-экономическое обоснование программы работ в обеспечение | создания КК ММКК. 
3.2.6 Разработка проекта технического задания (ТЗ) на опытноконструкторскую работу (ОКР) по созданию КК ММКК или проекта ТЗ на НИР по освоению критических технологий для создания КК ММКК
       4 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЧ НИР
 4.1 Требования к выполнению п. 3.2.1 ТЗ 
4.1.1 При формировании перечня целевых задач КК ММКК должен быть проведен анализ отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и документов программно-целевого планирования в ^ области космической деятельности, а также аналогичных опубликованных документов иностранных государств и организаций - ведущих участников космической деятельности. С учетом результатов анализа должны быть определены: перечень задач (результатов) космической деятельности, для решения (получения) которых необходимо или целесообразно использование возвращаемых космических средств ТТО многократного применения (на безальтернативной основе или в качестве предпочтительного способа); перечень перспективных отечественных и иностранных низкоорбитальных пилотируемых и автоматических космических средств (далее по тексту - обеспечиваемые космические средства), ТТО которых возможно и целесообразно
осуществлять с помощью ММКК (с указанием их государственной принадлежности, целевого назначения, планируемых (прогнозируемых) сроков развертывания и эксплуатации, основных технических характеристик, предполагаемых требований к ТТО). В ходе СЧ НИР должно быть обосновано ранжирование в указанных перечнях задач космической деятельности и обеспечиваемых космических средств по их приоритетности для КК ММКК. 
4.1.2 Для каждой задачи космической деятельности и каждого обеспечиваемого космического средства, определенных в соответствии с п. 4.1.1 ТЗ, должны быть исследованы возможные и определены технически | реализуемые варианты целевого применения ММКК с учётом характеристик надёжности КК ММКК и его составных частей.
4.1.3 Целевое применения ММКК должно исследоваться как цикл из нескольких миссий ММКК, каждая из которых, в общем случае, включает этапы: межполетной (для первой миссии - первичной) подготовки (восстановление, регламентные работы, транспортировка, хранение, предстартовая подготовка); запуска (старта) и выведения на целевую орбиту; выполнения задач космической деятельности в автономном полете; сближения и стыковки (или кооперации другим способом) с ^ обеспечиваемым космическим средством; выполнения операций ТТО; расстыковки (прекращения кооперации) с обеспечиваемым космическим средством; схода с орбиты, полета в атмосфере и посадки (в том числе с возращением на Землю результатов космической деятельности). Должна быть исследована возможность и целесообразность осуществления в одной миссии ММКК операций ТТО нескольких однотипных или разнотипных обеспечиваемых космических средств.

Техническое задание https://zakupki.gov.…548D0A9E00
https://zakupki.gov.…175bdf3e74
  • +0.16 / 8
  • АУ