|
|
valery913 ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 09:50 |
|
|
Ответы (113) |
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 12:15 |
Трата денег. Попытка сделать из ракеты самолет, но при этом это просто ракета с крыльями при взлете. И таки да, крылья, предназначенные для посадки, на скорости 25 маха - очень дорогое и весьма сомнительное удовольствие.Цитата: valery913 от 24.03.2021 09:50:24
|
|
mse ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 13:09 |
Если это самолёт с мегаоптикой или мегаРЛС, которые стоят как 10 рокет, то чому бы и ни? Даже если и "гражданские". Или с двигательной установкой для какого мегаспутника, у которого штатная тавойтнулась.Цитата: Прокруст от 24.03.2021 12:15:05
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 14:50 |
Мегаоптика давно есть на спутниках.Цитата: mse от 24.03.2021 13:09:42
|
|
mse ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 15:23 |
Катая мегаоптику туду-сюду, а не топя её в Тихом Окияне, можно неплохо съэкономить.Цитата: Прокруст от 24.03.2021 14:50:16
Чтобы не таскать с собой тонны топлива для посадки там где надо, а не там, где получилось. Торможение брюхом о воздух, не требует топлива в тех масштабах, как у Маска.Цитата: Прокруст от 24.03.2021 14:50:16
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 15:34 |
1. Сажайте ракеты как МаскЦитата: mse от 24.03.2021 15:23:51
|
|
mse ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 17:30 |
Нахрена?Цитата: Прокруст от 24.03.2021 15:34:28
Каким он брюхом тормозит? Он тормозит двигателями.Цитата: Прокруст от 24.03.2021 15:34:28
Накрылось тазом не от дороговизны. Щас в пиндосии успешно пользуют многоразовую разведплатформу Х-35.Цитата: Прокруст от 24.03.2021 15:34:28
|
|
basilevs ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 19:07 |
То другое. Смысл не в том, что спутник поизносился, и надо бы дорогое зеркало переиспользовать в новом. А втом, что X-35 запускается на нужную хитрую орбиту, чтобы вовремя в нужном месте что-то подсмотреть. И он возвращается не потому, что устал и ремонтировать пора, а потому, что надо запуститься на новую хитрую орбиту и посмотреть где надо и что надо в определённый момент.Цитата: mse от 24.03.2021 17:30:35
|
|
mse ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 19:23 |
да без разницы. Пусть на "хитрую орбиту", пусть мегаоптика, пусть дозаправка.Цитата: basilevs от 24.03.2021 19:07:49
|
|
Alexxey ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 18:23 |
Говорят, аэродинамический манёвр с заходом в верхние слои атмосферы позволяет очень существенно экономить топливо на смену плоскости орбиты (по сравнению с обычным маневрированием в пустоте), даже с учётом затрат на спуск/возврат в эти самые верхние слои. Так что "хитрых орбит" может быть за один полёт и несколько.Цитата: basilevs от 24.03.2021 19:07:49
|
|
Senya ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 18:40 |
Вроде уже считали когда-то. Для совершения атмосферного маневра нужно настолько затормозить корабль (загоняя перигей в достаточно плотные слои атмосферы) что в космос он уже не вернётся. Сманеврировать можно единственный раз перед посадкой, пройдя над непредвиденной точкой, но не более. И это ещё без учёта потери скорости в атмосфере.Цитата: Alexxey от 25.03.2021 18:23:56
|
|
Alexxey ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 19:39 |
Обсуждалось, помню, но всё больше в контексте космобонбондировщика. А потом у Левантовского прочитал, что аэродинамический манёвр можно с выгодой использовать и для поворота плоскости орбиты на большие углы. Такие повороты обычным ракетным способом в пустоте очень затратны. Это легко представить для предельного случая поворота на 90°: фактически нужно полностью погасить свою скорость до 0 и развить такую же в направлении поперёк, т.е. суммарно затратить конский импульс в √2V (на Марс можно слетать и обратно вернуться). Поэтому для поворота на большие углы выгоднее либо через промежуточную вытянутую эллиптическую орбиту (повернуть в апогее, где скорость минимальна, затем вернуться обратно на круговую), либо аэродинамическим манёвром в верхних слоях, либо сочетанием первого и второго. Найду сейчас этот кусок из Левантовского.Цитата: Senya от 25.03.2021 18:40:57
ЦитатаПовороту плоскости орбиты может способствовать и аэродинамический маневр при наличии подъемной силы — проход через атмосферу планеты, хотя и требующий довольно сложного управления, но приводящий к экономии топлива. Например, можно почти полностью избавиться от последнего импульса при переходе через бесконечность, так же как это делается вообще при возвращении из района Луны (см. § 3 гл. 11). Но и при низкой орбите возможен такой маневр [2.11]: тормозной импульс заставляет спутник сойти с орбиты, чтобы затем, войдя в плотные слои атмосферы (граница на высоте 100 км), совершить в них вираж и выйти из них уже в другой плоскости со скоростью меньшей, чем скорость входа. Остается теперь двумя разгонными импульсами вывести спутник на орбиту прежней высоты, заодно увеличив еще несколько отклонение плоскости орбиты. Для реальных значений аэродинамических коэффициентов и высоты орбиты до 600 км таким путем можно повернуть орбиту на 40–50°, выиграв по сравнению с чисто ракетным поворотом массу топлива, составляющую от 0,2 до 0,3 начальной массы спутника на орбите.
|
|
Senya ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 22:32 |
На высоте 100 км в одном кубометре всего 0.5 миллиграмма воздуха. Даже полностью обогнув Землю по экватору корабль на 1 метр квадратный площади соберёт всего 20 килограммов встречной массы. Просто не с чем взаимодействовать для изменения траектории. На высоте 50 км, где воздух в десять тысяч раз плотнее, уже можно маневрировать, но с этой высоты челнок на собственных двигателях уже никуда не улетит. Поэтому потеоретизировали, но реализовывать никто не стал.Цитата: Alexxey от 25.03.2021 19:39:00
|
|
Alexxey ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 22:49 |
Справедливости ради, про 100 км там говорится, как о границе, конкретная высота предлагаемого маневрирования не уточняется.Цитата: Senya от 25.03.2021 22:32:58
Возможно, но цифры предполагаемой экономии тоже наверное не с потолка взяты.Цитата: Senya от 25.03.2021 22:32:58
|
|
aspb ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 23:07 |
Колумбия STS-3 ныряла до 56 км.Цитата: Senya от 25.03.2021 22:32:58

|
|
grizzly ( Слушатель ) |
| 26 мар 2021 в 00:03 |
Описание полёта. Никаких нырков там не значится.Цитата: aspb от 25.03.2021 23:07:09
|
|
aspb ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 22:07 |
В АКС "Спираль" Лозино-Лозинского смена орбиты в широком диапазоне предусматривалась без нырков в атмосферу. Маневрирование атмосфере планировалось только на этапе спуска.Цитата: Alexxey от 25.03.2021 18:23:56
|
|
Alexxey ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 22:27 |
Наверное не просто так. Интересно почему, где-то можно об этом почитать?Цитата: aspb от 25.03.2021 22:07:42
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 19:26 |
Фалькон - да. Старшип явно будет тормозить брюхом. Для выхода в нужную точку будут использоваться рули. Посадку SN10 уже видели? Очень немного на нее тратится топлива.Цитата: mse от 24.03.2021 17:30:35
ЦитатаНакрылось тазом не от дороговизны. Щас в пиндосии успешно пользуют многоразовую разведплатформу Х-35.Да ладно, то то же было столько воплей про дороговизну и про то, что SLS, которую они могли сделать еще до нашей Энергии, но не сделали до сих пор, была бы намного дешевле. Да за это время они с помощью SLS могли бы сделать рейсы на Луну регулярными!
|
|
Фёдор144 ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 20:11 |
Цитата: Прокруст от 24.03.2021 19:26:14
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 20:56 |
Именно!Цитата: Фёдор144 от 24.03.2021 20:11:00
Цитатав реале ему будет нужно погасить вторую космическую ... эффективное аэродинамическое гашение которой ...Таки нет, крыльев не требует. Большую часть этой скорости можно погасить носовой чушкой, а потом поворачиваться на брюхо для планирования вниз. Нет крыльев на 25 Маха - значит тормозить можно дешево и сердито.
во-первых, возможно только на планетах с плотной атмосферой ... из которых у нас есть только земля ...и во-вторых, требует конструктивных решений, сравнимых с шаттлом-бураном ... но рассчитанных на вдвое более высокие нагрузки ... учитывая вдвое большую кинетическую энергию ...
Цитатакроме того ... базовая концепция работы спейсХ - делать максимально универсальные системы ... аэродинамическое торможение сюда не вписываетсяБазовая концепция Маска - сделать как можно дешевле доставку грузов на Марс в целом и на орбиту Земли в частности. Особенно на орбиту Земли - без этого никак. И аэродинамическое торможение вместо торможения движками очень даже вписывается. Просто крыльями этого делать не надо - они там лишние.
|
|
grizzly ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 05:20 |
Сажать ракету как Маск на планете с плотной атмосферой - технический идиотизм.Цитата: Прокруст от 24.03.2021 15:34:28
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 08:42 |
Технический идиотизм - это американский челнок. Понты как есть.Цитата: grizzly от 25.03.2021 05:20:02
|
|
aspb ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 10:31 |
Дьявол кроется в деталях.Цитата: Прокруст от 25.03.2021 08:42:26
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 11:31 |
Красивые презентации показывают достигаемую цель. Промежуточные пункты при этом обычно игнорируются.Цитата: aspb от 25.03.2021 10:31:15
|
|
grizzly ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 20:04 |
Челнок появился преждевременно, существующие технологии пока не позволяют.Цитата: Прокруст от 25.03.2021 08:42:26
Те бочки с горючим, которые уже 10 раз взорвал Илошка, рассматриваться в качестве ракет могут с тем же правом, что бумажный самолётик - как прототип истребителя 5 поколения.Цитата: Прокруст от 25.03.2021 08:42:26
На существующем уровне технологий да. Но так будет не всегда, если конечно, человечество не самоубьётся.Цитата: Прокруст от 25.03.2021 08:42:26
|
|
ЮрийР ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 20:38 |
В принципе не долго осталось.Цитата: grizzly от 25.03.2021 20:04:36
|
|
grizzly ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 23:57 |
Это однозначно. Если появится ДУ, позволяющая при сходе с орбиты затормозиться хотя бы до 2 км/с, теплозащита в нынешнем виде просто будет не нужна.Цитата: ЮрийР от 25.03.2021 20:38:56
Особенности существующих типов электроракетных двигателей не позволяют надеяться, что в обозримом будущем удастся создать ЛА для полётов в атмосфере на них.Цитата: ЮрийР от 25.03.2021 20:38:56
|
|
adolfus ( Слушатель ) |
| 26 мар 2021 в 23:06 |
Если не учитывать нагрев, то наверняка есть. Оденако мы живем в реальном мире, где не все так просто. Ближе всех к этой цели оказался SR-71 черный дрозд, однако настолько от нее далеко, что отпало все желание идти по этому пути.Цитата: ЮрийР от 25.03.2021 20:38:56
|
|
ЮрийР ( Слушатель ) |
| 27 мар 2021 в 01:44 |
Дрозд - только пример планера. И пример древний. И его компромиссы были вызваны необходимостью, в том числе, возить топливо в диапазоне скорость/высота.Цитата: adolfus от 26.03.2021 23:06:21
|
|
Superwad ( Слушатель ) |
| 26 мар 2021 в 12:01 |
1. Буран был большим - под военную программу.Цитата: Прокруст от 25.03.2021 08:42:26
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 26 мар 2021 в 14:12 |
Все эти проблемы уже вполне успешно решаются Маском. И это пока еще без Старшипа, который будет многоразовым.Цитата: Superwad от 26.03.2021 12:01:11
ЦитатаВ США с 2010 года успешно эксплуатируется секретный космический мини-шаттл X-37B, разработанный компанией Boeing. За это время корабль шесть раз побывал в космосе, где выполнял эксперименты в интересах американских ВВС. Их подробности засекречены.Мы наблюдаем типичную гонку вооружений. Наши военные просто догоняют.
В сентябре 2020 года испытания своего мини-челнока провел Китай. С космодрома Цзюцюань 4 сентября с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-2F" на орбиту был запущен аппарат для тестирования технологий многократного использования. Через два дня он успешно приземлился.
|
|
Пикейный жилет ( Слушатель ) |
| 26 мар 2021 в 14:37 |
Музей техники в Шпайере.Цитата: Прокруст от 26.03.2021 14:12:51
|
|
basilevs ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 15:43 |
Цитата: mse от 24.03.2021 15:23:51
Цитата: mse от 24.03.2021 15:23:51
|
|
Фёдор144 ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 18:38 |
Цитата: mse от 24.03.2021 15:23:51
|
|
rat1111 ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 03:33 |
Не топливаЦитата: mse от 24.03.2021 15:23:51
|
|
Игорь_ ( Слушатель ) |
| 25 мар 2021 в 15:40 |
Крылатому аппарату ни топливо ни окислитель не нужны. Он и так маневрирует в атмосфере на несколько тысяч км. Пример-авангард.Цитата: rat1111 от 25.03.2021 03:33:34
|
|
сапёрный танк ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 21:58 |
.......Обратите внимание, что представлять будут на закрытом показе. И это гражданский проект?Цитата: Прокруст от 24.03.2021 12:15:05
|
|
aspb ( Слушатель ) |
| 24 мар 2021 в 23:04 |
X37B от Боинга летает давно. Поднимается на орбиту р\н Атлас-5 или Фэлкон 9.Цитата: valery913 от 24.03.2021 09:50:24
Цитата1 НАИМЕНОВАНИЕ, ШИФР СЧ НИР И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЧ НИР 1ЛТехническое задание https://zakupki.gov.…548D0A9E00
Наименование СЧ НИР: «Системные предпроектные и проектнопоисковые исследования целевой программы создания космического комплекса с многоразовым многофункциональным крылатым кораблем».
Шифр СЧ НИР: «Авангард (Пилот)-ММКК».
1.2 Основания для выполнения СЧ НИР: Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы.
2 ЗАКАЗЧИК, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СЧ НИР
2.1 Государственный заказчик: Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».
2.2 Сроки выполнения СЧ НИР: начало - с даты заключения государственного контракта: окончание - 30 августа 2022 г.
2.3 Место выполнения - определяется Головным исполнителем.
3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СЧ НИР
3.1 Целью СЧ НИР является обоснование необходимости и определение технологической реализуемости создания, требований к техническим характеристикам и перечня критических технологий космического комплекса (далее по тексту - КК) с многоразовым многофункциональным крылатым кораблем (далее по тексту - ММКК) для транспортно-технологического обеспечения (ТТО) низкоорбитальных пилотируемых и автоматических космических средств (далее по тексту - КК ММКК), а также формирование проектного облика ММКК.
3.2 Для достижения цели СЧ НИР должны быть решены следующие задачи.
3.2.1 Формирование перечня технически реализуемых целевых задач, а также обоснование необходимости и эффективности применения ММКК для их решения.
3.2.2 Формирование технических требований к КК ММКК и ММКК для целевых задач с оценкой возможности их комплексирования (создания многофункционального КК ММКК).
3.2.3 Разработка предварительного проектного облика КК ММКК, обеспечивающего выполнение предъявляемых требований.
3.2.4 Определение перечня критических технологий создания КК ММКК и формирование программы теоретических, экспериментальных, конструкторскотехнологических (технологических) работ по освоению критических технологий для внедрения в КК ММКК.
3.2.5 Технико-экономическое обоснование программы работ в обеспечение | создания КК ММКК.
3.2.6 Разработка проекта технического задания (ТЗ) на опытноконструкторскую работу (ОКР) по созданию КК ММКК или проекта ТЗ на НИР по освоению критических технологий для создания КК ММКК
4 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЧ НИР
4.1 Требования к выполнению п. 3.2.1 ТЗ
4.1.1 При формировании перечня целевых задач КК ММКК должен быть проведен анализ отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и документов программно-целевого планирования в ^ области космической деятельности, а также аналогичных опубликованных документов иностранных государств и организаций - ведущих участников космической деятельности. С учетом результатов анализа должны быть определены: перечень задач (результатов) космической деятельности, для решения (получения) которых необходимо или целесообразно использование возвращаемых космических средств ТТО многократного применения (на безальтернативной основе или в качестве предпочтительного способа); перечень перспективных отечественных и иностранных низкоорбитальных пилотируемых и автоматических космических средств (далее по тексту - обеспечиваемые космические средства), ТТО которых возможно и целесообразно
осуществлять с помощью ММКК (с указанием их государственной принадлежности, целевого назначения, планируемых (прогнозируемых) сроков развертывания и эксплуатации, основных технических характеристик, предполагаемых требований к ТТО). В ходе СЧ НИР должно быть обосновано ранжирование в указанных перечнях задач космической деятельности и обеспечиваемых космических средств по их приоритетности для КК ММКК.
4.1.2 Для каждой задачи космической деятельности и каждого обеспечиваемого космического средства, определенных в соответствии с п. 4.1.1 ТЗ, должны быть исследованы возможные и определены технически | реализуемые варианты целевого применения ММКК с учётом характеристик надёжности КК ММКК и его составных частей.
4.1.3 Целевое применения ММКК должно исследоваться как цикл из нескольких миссий ММКК, каждая из которых, в общем случае, включает этапы: межполетной (для первой миссии - первичной) подготовки (восстановление, регламентные работы, транспортировка, хранение, предстартовая подготовка); запуска (старта) и выведения на целевую орбиту; выполнения задач космической деятельности в автономном полете; сближения и стыковки (или кооперации другим способом) с ^ обеспечиваемым космическим средством; выполнения операций ТТО; расстыковки (прекращения кооперации) с обеспечиваемым космическим средством; схода с орбиты, полета в атмосфере и посадки (в том числе с возращением на Землю результатов космической деятельности). Должна быть исследована возможность и целесообразность осуществления в одной миссии ММКК операций ТТО нескольких однотипных или разнотипных обеспечиваемых космических средств.