АВИАЦИЯ и иные...
13,471,686 34,204
 

  osankin ( Слушатель )
21 мар 2023 22:31:46

Король и "пешки"

новая дискуссия Дискуссия  1.123

Король и "пешки"

Летчик-ас Иван Полбин научил бомбардировщик Пе-2 пикировать на врага почти под прямым углом

Цитата"Первое ощущение от Пе-2 - красивая хищная птица"1, - вспоминала штурман Галина Брок-Бельцова, летавшая на "пешке" в 1943-1945 годах. И действительно, этот основной советский бомбардировщик тех лет не только выглядел поджарым и остроносым, но и мог бомбить с пикирования - словно атакующий жертву сапсан или кречет.
А это резко повышало точность бомбометания. В одном и том же полку в 1943 году при бомбометании с горизонтального полета среднее отклонение упавших бомб от цели составляло более 200 метров, а при бомбометании с пикирования - 18...
Однако это преимущество машины очень долго не использовалось. "Петляковы-2" бомбили, как правило, с горизонтального полета.
Еще 2 сентября 1943 года командующий ВВС Красной Армии А.А. Новиков вынужден был потребовать обучить бомбометанию с пикирования хотя бы по одному полку из трех в каждой дивизии "пешек
Но еще раньше ситуацию стал переламывать полковник Иван Семенович Полбин.
В истории отечественной авиации роль Полбина сравнима с ролью Валерия Чкалова, сумевшего в 1935 году доказать строевым летчикам: на новом истребителе И-16 можно летать и воевать. И самолет, отпугнувший поначалу своей сложностью в пилотировании, стал символом советских ВВС второй половины 30-х, героем Испании и Халхин-Гола...

Строгая машина

Что мешало бомбить с пикирования? (Мы не берем случаи, когда над полем боя висела низкая облачность: пикируя из-под нее, пилот не успел бы вывести быстро разгонявшийся и довольно инертный "Петляков-2" из пике.)
Мешала недостаточная подготовка пилотов. Чтобы бомбить с пикирования, надо было долго тренироваться: ведь при выходе из пике возникает огромная (вплоть до 5-6-кратной) перегрузка. "Уши закладывает, из носа кровь течет"... Выводя в январе 1942-го Пе-2 из пике под углом 90 градусов (наилучшим с точки зрения поражения цели!), капитан Виталий Гордиловский - опытный, но не натренированный в пикировании летчик - потерял сознание и получил повреждения внутренних органов...
А ведь пилоту в этот момент надо было не только не "отключиться", но и приложить немалые физические усилия, чтобы перевести машину в горизонтальный полет. Автомат пикирования выводил из пике слишком медленно. Поэтому надо было еще взять на себя штурвал и изо всех сил тянуть его. Не зря в предельно достоверном фильме 1967 года "Хроника пикирующего бомбардировщика" делать это летчику помогает штурман...
И не зря в воспоминаниях воевавших на Пе-2 особо подчеркивается, какой напряженной работы потребовал от фронтовых полков переход к бомбометанию с пикирования под углом 60 и более градусов; как долго нужно было отрабатывать такие удары. Угол пикирования следовало увеличивать постепенно, удар отрабатывать тоже постепенно - сначала отдельными экипажами, затем звеньями, эскадрильями и, наконец, полком.
И все это, повторим, на фронте. Потому что в летных школах пикировать вообще не учили, а в запасных авиаполках - где тренировали выпускников школ - в 1942-м молодой летчик успевал выполнить всего одно бомбометание с пикирования, а в 1943-м - два...
И не у всех фронтовых командиров - отвечавших прежде всего за боевые вылеты - были силы и желание организовывать подобные тренировки. Ведь эта машина была еще и "слишком сложна в технике пилотирования, особенно на взлете и посадке". "Сколько раз, - вспоминал командовавший полком и дивизией "Петляковых-2" А.Г. Федоров, - мне приходилось наблюдать, как в начале разбега "пешка" вдруг разворачивалась вправо, и летчик, не сумев парировать разворот с помощью другого мотора, вынужден был прекращать взлет. А какое внимание требуется при посадке! Малейшая оплошность приводит к серии таких высоких "козлов", что невольно поражаешься, как только выдерживают шасси". В общем, у многих чересчур строгая машина вызывала "очень настороженное отношение". Где уж тут осваивать бомбометание с пикирования - отработать бы взлет-посадку...

Мысль и настойчивость

А вот Полбин находил и силы, и возможности для того, чтобы учить подчиненных бомбить с пикирования.
И командуя весной-летом 1942 года 150-м бомбардировочным авиаполком, с которым участвовал в начале Сталинградской битвы.
И получив в марте 1943-го 301-ю бомбардировочную авиадивизию.
И возглавляя с апреля 1-й бомбардировочный авиакорпус, ставший впоследствии 2-м гвардейским, а с декабря 1944-го 6-м гвардейским и воевавший на Степном (с 20 октября 1943 года - 2-й Украинский) и 1-м Украинском фронтах.
Конечно, помогали волевые качества, требовательность. Они бросались в глаза еще в 1929 году, еще первым его подчиненным - курсантам Вольской объединенной школы летчиков и авиатехников. Не привыкшим к военной дисциплине "рабочим и крестьянам" помкомвзвода Полбин показался "очень строгим", "сверхпридирчивым, взыскательным и суровым". (А на самом деле он был просто требовательным).13
Но явно сказывалось и то, что Иван Семенович имел полное среднее образование.
Ведь учеба в школе приучает человека постоянно сталкиваться с новой информацией - и постоянно ее анализировать (а не отмахиваться от нее). Приучает, иначе говоря, ДУМАТЬ, постоянно думать над тем новым, что преподносит жизнь.
Думающий, не боящийся нового командир яснее осознает преимущества бомбометания с пикирования, нежели командир неинтеллектуальный и ограниченный. И поэтому активнее и настойчивее примется этот способ внедрять...

Делай как я!

Информация к размышлению: к 15 июля 1933 года (Полбин уже полтора года служил летчиком тяжелого бомбардировщика ТБ-3) среднее образование было лишь у 12,4% курсантов-авиаторов, а неполное среднее (7 классов) - лишь у 26,1%. 58,1% имели только начальное (4-6 классов), а 3,4% вообще не учились в школе!
К 1941 году 46,2% коллег Полбина - командиров авиационных полков, дивизий и корпусов - все еще оставались с начальным образованием...
А теперь еще несколько цифр. К июлю 1943 года, началу Курской битвы, в одной из двух дивизий полбинского корпуса бомбить с пикирования умели лишь 16% летчиков.
А к августу (в обеих дивизиях) - уже 40%.
А к октябрю, в разгар битвы за Днепр, - около 70%.
Для сравнения: в 3-м бомбардировочном авиакорпусе бомбить с пикирования к октябрю 1943-го мог лишь один полк из шести, а в остальных лишь единицы - то есть вряд ли более 20% пилотов...
В июле 1944-го на Львовщине в корпусе Полбина бомбили практически уже только с пикирования. А вот в соседнем, 4-м бомбардировочном - лишь примерно в каждом третьем вылете: там натренировали не всех пилотов...
У Полбина пикировали под углом 60-70 градусов, а, скажем, в дивизиях "пешек" на Ленинградском и Южном фронтах - 45-50 или даже 25-30 градусов19...
При этом Иван Семенович учил не просто бомбить с пикирования, а бомбить с минимально возможной высоты.
Чтобы бомбы упали с минимальным отклонением от цели!
Тем же летчикам-пикировщикам морской авиации это нужно было как воздух - чтобы попасть в такую малоразмерную цель как корабль или судно. Однако еще и в августе - октябре 1944-го пилоты и черноморских, и балтийских Пе-2 кнопку сброса бомб нажимали на высоте 2100 - 2800 метров (и лишь 10 октября, над Либавой, на 1700 метрах, а снайперские экипажи над Констанцей в августе - на 1300)20.
А в корпусе Полбина в том же 1944 году - и пикируя с тех же высот, что и морские летчики, - на 1000-1700 метрах21 (и не одни лишь снайперы, а все пилоты). А бывало, что и на 300-700 метрах22!
Своим опытом Иван Семенович делился с другими корпусами и отдельными дивизиями Пе-2 - через статьи в газетах.

"Вертушка Полбина"

Мозг Полбина не переставал работать. (Вот тут он уже отличался от Чкалова - чьи успехи зиждились на интуиции и воле.)
"В каждом очередном полете на боевое применение, - вспоминал летавший под его началом в 150-м полку Леонид Жолудев, - командир открывал новые свойства, дополнительные возможности Пе-2; делал в блокноте какие-то расчеты, чертил схемы боевых порядков, заходов на цели и, когда мысль окончательно "дозревала", доводил свои соображения до всего летного состава, учил тактике действия, соответствующей высоким качествам новой машины. Довольно часто теоретические занятия подкреплялись показными полетами".
Комполка, "казалось, был неутомим. По три-четыре раза в день вылетал он для бомбометания на полигон, вечерами проводил занятия и разборы, а утром снова садился в кабину самолета".
...Пикировать пилотов научили, но ведь Пе-2 действуют не одиночными экипажами, а группами. Как рациональнее организовать групповое бомбометание с пикирования?
И Полбин разработал новый тактический прием - знаменитую "вертушку".
Над целью стал вращаться наклоненный к плоскости горизонта круг (точнее, эллипс), образованный летящими друг за другом "пешками". Они поочередно пикировали, сбрасывали часть бомб, уходили вверх, описывали круг и снова пикировали - обеспечивая тем самым непрерывность воздействия на цель.
Да, этот прием был давно известен, его еще в 41-м применяли немцы. Но у нас его долго опасались: ведь чем дольше самолет находится над целью, тем больше у него шансов быть сбитым зенитками или истребителями. Считалось также, что организм летчика не выдержит двух и более пикирований подряд: слишком велики перегрузки.
А Полбин летом 1943 года - тщательно все рассчитав - рискнул! В самом деле, летчики-пикировщики стали опытнее, хватает уже и истребителей для прикрытия "круга". Надо лишь определить оптимальные дистанции между самолетами в "круге", оптимальные скорости, оптимальное построение сил прикрытия. Да, провести для этого расчеты, опыты, длительные тренировки...
В истребительной авиации такую же роль играл тогда Александр Иванович Покрышкин. Автор "кубанской этажерки" и "соколиного удара" - тактических построения и приема, позволявших сохранять инициативу в воздушном бою...
"Полбинскую вертушку" переняли затем и другие соединения, оснащенные Пе-2.
А Полбин в июле 44-го ее еще и усовершенствовал. Теперь "Петляковы-2" вырисовывали над целью не эллипс, а нечто похожее на ромашку: каждый заход на цель группа осуществляла с нового направления и описывала, таким образом, несколько эллипсов, вытянутых в разных направлениях (словно лепестки цветка).
"Ромашка" могла смещаться в горизонтальной плоскости - и обрушиваться на вновь обнаруженную цель.
...15 июля 1944 года, на третий день наступления войск 1-го Украинского фронта на Львов, "пешки" добились невиданного еще результата. Массированные удары полбинского 2-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса сорвали контрудар, нанесенный восточнее Львова, в районе Зборов - Золочев, 1-й и 8-й танковыми дивизиями 48-го танкового корпуса немцев. (По советским меркам - двумя танковыми корпусами.)
Причем, 8-й дивизии - как признал бывший начальник штаба 48-го корпуса Ф.В. фон Меллентин - Пе-2 причинили "огромные потери"24.
"Мне неоднократно приходилось испытывать "прелести" бомбежки и раньше, - показал на допросе один из пленных офицеров 8-й танковой; - русские ВВС больше пугали, чем причиняли какой-то реальный ущерб. На этот раз все оказалось по-другому". Как видно из первой фразы, немец отнюдь не стремился (в отличие от многих пленных) угодить допрашивающим; можно поэтому верить и второй...
Полбин был летающим командиром, возглавляя группы "пешек" в десятках боевых вылетов. Все, чему учил подчиненных, делал в бою и сам. До Победы оставалось три месяца, когда 11 февраля 1945 года над немецким городом Бреслау в Силезии (ныне польский Вроцлав) самолет ведущего восьмерки "пешек" гвардии генерал-майора авиации Ивана Полбина был подожжен снарядом 88-мм зенитки и, не дотянув до своих, упал и взорвался.



Сталинградский фронт 1942 год.


"Полбинская вертушка", преобразившаяся в "Ромашку". Июль 1944 года.
Отредактировано: osankin - 21 мар 2023 22:42:09
  • -0.03 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (164)
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
21 мар 2023 22:38:58

Женские полки на Пе-2 были потому, что на этом самолёте были электромашинные усилители рулей.
Или это было враньё?
  • +0.17 / 5
  • АУ
 
 
  osankin ( Слушатель )
21 мар 2023 22:44:06

А женский полк использовал бомбометание с пикирования?
  • -0.13 / 5
  • АУ
 
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
21 мар 2023 22:45:29

Угу, электроусилитель руля во время пикирования на автомобиле отключается.
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
21 мар 2023 22:47:10

Усилители рулей были?
Или очевидец врёт?
  • +0.13 / 3
  • АУ
 
 
  osankin ( Слушатель )
27 мар 2023 22:50:56

Из книги Артёма Драбкина "Я дрался на Пе-2"
Из воспоминаний Малютиной Елены Мироновны, лётчика 587-й БАП, до призыва в армию летчика-инструктора 102-й учебной эскадрильи ГВФ:
ЦитатаВ конце 1942 года на меня пришел вызов на переучивание в ЗАП в Йошкар-Олу. Зиму занимались теорией, изучали материальную часть.Учились ходить строем, стрелять по конусу.
...
С весны начали летать сначала на Р-5, потом — СБ. Дали десяток провозных полетов на спарке Пе-2, и мы вылетели самостоятельно. Ходилив зону, на полигон. Бомбили с пикирования, а вот полк бомбил только с горизонтального полета. Всего мы налетали часов 30. Переучивание давалось легко, поскольку у меня уже было полторы тысячи часов налета.Полторы тысячи — это полторы тысячи! Хоть и на У-2 по коробочке. А в нашей девятке были летчицы, летавшие по трассам.
...
...в марте 1944 года мы, девять женских экипажей, полетели на фронт в 587-й БАП.
...
Что сказать про «пешку»? Сложный самолет. Планер был отличный,но моторы для него слабоваты. Тем не менее хорошие экипажи на новых самолетах брали до 1200 килограмм бомб. Первой начала брать командир эскадрильи Федутенко, а за ней и мы подтянулись. Отрывалась она тяжело.На взлете не хватало сил поднять хвост. Поэтому штурман давила на плечи, помогая отжать штурвал. Кабина была приспособлена под мужчину средней комплекции. Поэтому мне, например, техники подкладывали подушку на сиденье. Что касается пилотирования, то у нас проблем не было — все летчицы были с огромным опытом, и то, что ты мне говоришь про «прогрессирующий козел» и падения при полете по коробочке, я первый раз слышу. Я никогда с «козлом» не садилась. У нас была одна летчица послабее, поэтому она дважды выкатывалась за аэродром. Но, славу богу, экипаж не страдал, страдала машина. Но что машина? Железка! Ее восстанавливали.
  • +0.08 / 8
  • АУ
 
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
27 мар 2023 22:57:48

И?
О чём речь?
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
27 мар 2023 22:59:15

А вы что хотите услышать?
  • -0.14 / 4
  • АУ
 
 
 
  Виктор 1964 ( Слушатель )
31 мар 2023 20:22:25

Ну и что? Я Вам воспоминания Галлая могу добавить, после обороны Москвы на мигах(днем они занимались испытательной работой, а ночью взлетали в небо Москвы, спали под утро несколько часов) перекинули в пикировщики. А что? Летчик-испытатель, универсал. И летал и бомбил. Ничего плохого про самолёт не сказал, кстати, кто не в курсе, Пе-2 был переделан из двухмоторного истребителя "сотка", потому и мог фигуры высшего пилотажа закрутить.
  • +0.19 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
01 апр 2023 01:54:36

Опытный испытатель-универсал не равен среднемассовому ускоренному выпускнику военного времени. Массовые машины должны быть простыми и дружественными к пользователю. А то Чкалов на всём мог и проталкивал в производство поделия, на которых ускоренный выпускник бился без всякого воздействия противника. А ещё пилот в боевом вылете может быть ранен, это тоже усложняет посадку. Ну и венец всего - наши мыслители до встречи с ленд-лизовскими Б-25 так и не понимали, что в дальнем бомбовозе должно быть ДВА лётчика, один за 10 часов полёта на Ил-4 (ДБ-3) так изматывался, что катастрофы на посадке преследовали и этот тип машин. Недаром же Рычагов наехал на промыслов прямо на совещании у Сталина, правда промыслы оказались сильнее, но то такое. Он хоть попытался.
  • -0.21 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
01 апр 2023 11:58:13

Смешались в кучу кони, люди....Что-нибудь хотя бы про ТБ-1 слышали? Я так полагаю, нет, если Б-25 за откровение для наших конструкторов считаете.И да, задрали с этой легендой про Рычагова, не говорил он ничего про гробы, вообще не подтверждается документально эта городская легенда, запущенная Симоновым со слов Исакова, хотя ВВС с промышленностью перед войной знатно собачились....
  • +0.15 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
01 апр 2023 15:26:43

Слышал. Теперь попытайтесь объяснить как Ильюшину удалось пропихнуть на вооружение продольно неустойчивый ДБ-3 с ОДНИМ лётчиком, как удалось административно отодвинуть Туполева с его ДБ-2, хотя у Туполева админресурс был тоже ого-го? А откровением для наших был не Б-25, а то, что американская армия и флот тогда и ещё долго после этого времени могли сами выбирать варианты нескольких фирм, которые лучше с их точки зрения. Другой вопрос, что точка зрения военных тоже может быть ошибочной в моменте, но тут уж по другому никак. Или военные выбирают - это вот мы купим, а это себе в дупу засунь, дорогой товарищ конструктор, ил вариант наоборот - промышленность говорит армии, флоту и аэрофлоту: летайте и плавайте вот на этом вот, а другого чего хрен вам.
  • -0.12 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
01 апр 2023 15:55:34

Да все просто, как мычание. Ну "не шмогла" фирма Туполева в лице Петлякова дать обладавшие хоть какой-либо приемлимо надежностью ТБ-7 с двумя пилотами, несмотря на то, что трахались с ним начиная с 1934, не помог и админресурс со стороны НИИ ВВС в лице Филина, усиленно двигавшего эту машину, да и вообще многие летчики были за него. Но он и стоил не как ДБ-3,  а подороже несколько, а уж надежность его движков оставляла желать лучшего. Что, вообще без дальних бомбардировщиков надо было остаться?
  • 0.00 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
01 апр 2023 16:07:46

Вы знаете, используя эффект послезнания - наверное, да. Строительство дальних бомбардировщиков в СССР перед войной и в войну - на 99% напрасно израсходованные ценнейшие ресурсы. Не окупила наша АДД вложения в себя ну вот никак. Ну да такого много было. Дюралевые торпедные катера Г-5, "самозарядомания", десятки тысяч малобоеспособных лёгких танков, и т.д и т.п. Одна линкорная программа чего стоила. Это при том, что катастрофическую нехватку качественных бронебойных снарядов самых ходовых тогда калибров 45 и 76 мм удалось расшить только с помощью ленд-лиза к концу 1943 года, когда эти калибры уже практически потеряли свою противотанковую актуальность. Много ошибок было сделано, а людей, которые пытались на эти ошибки указывать, обвиняли в подрыве боеспособности, хотя кто её больше подрывал - это ещё вопрос.
  • -0.50 / 20
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering ( Слушатель )
01 апр 2023 17:10:35

какую же лютую херь вы несёте.
  • +0.51 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
01 апр 2023 17:28:11

Читайте исторические документы, что сказать.
  • -0.32 / 17
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
01 апр 2023 17:36:00

Позвольте вмешаться! .....  Ваш пост - не то, что не тянет на ссылки и исторические документы ....а выглядит как  ....школьник начитался мемуаров , и насмотрелся художественных фильмов . А потом этим и аргументирует - "вы неучи все" .  Докажите свою правоту - и все поймут .
  • +0.19 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  KOBA ( Слушатель )
01 апр 2023 17:49:18

Ну так и читайте, гляньте на западных союзников для них, что флот, что дальняя авиация вполне себе сыграла роль. То что СССР, США и ВБ будут союзниками, до начала войны было далеко не очевидно.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
01 апр 2023 17:39:25

По всем пунктам - либо мимо, либо общемировые тренды были таковы. АДД не нужна? Паулюс, в конце  июля - начале августа 1942 года во время наступления на Сталинград оставшийся без запаса горючего со снабжением по одной ЖД ветке, с вами не согласится, других примеров - масса, например, по промышленным объектам Германии до примерно первой четверти1943 года после летних обсеров англичан 1942 года работала только АДД ВВС КА. Москитный флот - на что денег хватало на тот момент, и , кстати, не только у нас. Самозарядки - общемировой тренд, Штаты успели ее довести, нас подвела невысокая на тот момент грамотность личного состава на среднем уровне и большая стоимость производства в условиях военного времени, линкоры тоже общемировой тренд, окончательно по ним все всё поняли только после Пирл-Харбора.По снарядам вообще мимо, массовой пушкой ИПТАПов, съевших панцерваффе, до конца войны была ЗиС-3, да и 45мм в 1943 никак свою актуальность не потеряла.Бронебойный с тупоголовым наконечником 76мм образца 1943 года позволил бороться с новыми тяжелыми танками противника в борт на любых дистанциях боя, с тройками и четверками и до него нормально справлялись на любых дистанциях.
  • +0.17 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sergant
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  izverg
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  izverg
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sergant
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sdfyns
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sergant ( Слушатель )
01 апр 2023 21:21:17

АДД, при своей незначительной численности - это каждая третья бомба , сброшенная ВВС на немцев. Это тысячи тонн грузов , доставленных за линию фронта. Это вынесенные нахер  опрники фрицев во время Белорусской операции. Это взятие Кенигсберга. Это снабжение армии во время броска через Гоби и Хинган. 
Прежде чем языком мести - ознакомились бы с фактами и цифрами....
Про линкорные программы - вся советская\ программа "Большого флота" , на пике , стоила меньше , чем строительство одной третьей линии обороны , под Ржевом , утвержденной в мае 1941 г.
  • +0.14 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  DimonT ( Слушатель )
01 апр 2023 14:24:38

БОЕВЫЕ машины должны иметь предельные характеристики, не уступая вражеским. А то с тз "простые и дружественные" - военным "мирного времени" очень нравились бипланы, например И-15 в разных версиях, но - как истребитель они уже на Халхин-Голе были устаревшими, а в 41м "Чайка" даже бомберы не особо догоняла.
Так что - в рамках парадигмы обучения всё равно выбор "из двух зол" (а по факту - "что в лоб что полбу")-  либо пилоты-истребители бьются на "норовистых" либо они всё равно без шансов "мясо" для врага.
  • +0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
01 апр 2023 15:31:58

Ну вот Яковлев таки сделал неплохой истребитель, который был при этом доступен среднему ускоренному выпускнику. Он не превосходил немцев, ведь немцы были цельнометаллические с более мощными моторами, а Яковлев сделал свой Як-истребитель из говна и палок и мотор всю войну на него ставили М-105. Что могла делать промышленность, на том и воевали. А за бипланы держались потому, что среднего выпускника на поликарповский И-16 далеко не всякого можно было посадить. Нужна была рабочая лошадка для средних лётчиков, не-Чкаловых.
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
01 апр 2023 15:42:47

Цельнометаллический, это не лётная характеристика, а "долгожительство" с ремонтами.
Более мощные моторы не играли на виражах при маленьком крыле.
Оптимизацию немецкие авиационные инженеры проиграли. Проиграли кубок конструкторов по войне.
Наши лётчики их лётчиков перебили. И это факт.
  • +0.08 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
01 апр 2023 15:49:39

Цельнометаллический - это удельная прочность конструкции, а мощный мотор - это скорость, то есть возможность навязать бой в выгодной ситуации и уклониться от боя в невыгодной. Ну и возможность вести бой на равных на вертикальном маневре, излюбленном немцами.
  • +0.03 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
01 апр 2023 15:54:22

А наши обороняли переправы и били строи немецких бомбардировщиков.
И только потом, кода уже совсем стало делать нечего, Кожедуба приняли в полк свободных охотников.
  • +0.08 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
01 апр 2023 15:55:17

Вы пытаетесь выдать нужду за добродетель.
  • -0.02 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
01 апр 2023 15:56:32

Это строй. Мы немцев победили строем. Строй бъёт класс.
Строй непобедим.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
01 апр 2023 15:57:34

Но бои-то были на виражах!
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
01 апр 2023 15:58:24

Ну так у наших по другому не выходило!
  • -0.16 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
01 апр 2023 15:59:34

И кто победил?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
01 апр 2023 16:09:52

Победила антигитлеровская коалиция. СССР плюс США с ресурсами ЛА плюс Британская империя. А в одно рыло СССР - 3й рейх очень даже неизвестно, как бы всё вышло.
  • -0.79 / 23
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
01 апр 2023 16:21:41

Было бы так же, только дольше.  Примерно на год. Но мы бы дошли до Ламанша.
  • +0.24 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF ( Слушатель )
01 апр 2023 17:36:52

  В 1943 году без ленд-лиза СССР пришлось бы решать вопрос увеличения производства боеприпасов без западного сырья для пороха и взрывчатки, без поставок этих самых пороха и взрывчатки. А боеприпасы - это все, альфа и омега войны, вопрос главный. Вторая проблема, куда менее значимая - авиатопливо высокооктановое. Третья проблема - повышение качества и количества автопарка, без которого стратегические наступления затруднены. Четвертая проблема - исчерпание к лету 1943 года свободного мобилизационного потенциала РСФСР. Новые призывники появлялись либо за счет молодежи, вступавшей в возраст призыва, либо за счет переосвидетельствования комиссованных по ранению, снятия с брони, потрошения МПВО, ВОХР и прочих контор, заменой мужиков женщинами в них и т.д. В любом случае призыв переставал компенсировать потери. 

 Но эти все проблемы невозможно рассматривать без рассмотрения положения Германии. Боеприпасная промышленность, производство порохов и взрывчатки у немцев находилось на высоком уровне, угроза налетов снята, необходимость расходовать часть ресурсов на снаряды для ПВО, на тяжелые пушки для ПВО - сняты. Флот и его производственные программы урезаются до минимума, резурсы можно перенаправить на программы сухопутного вооружения. Личный состав ПВО люфтваффе радикально режется в пользу пополнения для сухопутных войск, войска из Норвегии, Италии и частично Балкан идут на Восток. Бомбардировочная авиация серьезно усиливается и готовится к серьезному воздействию на промышленные тылы СССР, жалкие 1,5 тыс вылетов на промышленнность Поволжья в мае-июне 1943 г показались бы легкими цветочками. А самое главное - происходит программа Шпеера по усиленной милитаризации германской экономики, в условиях минимального воздействия с воздуха. Немцы вполне могли уже к 1944 году накопить серьезные стратегические резервы для контрнаступления и перевода ситуации на фронте в как минимум ничейное, патовое состояние. Но, контролируя трудовые и материальные ресурсы Европы против одного СССР они находились бы более выигрышном положении.
  • -0.05 / 18
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivan2 ( Слушатель )
01 апр 2023 17:48:48

В РСФСР! На какой помойке Вы скопировали этот текст?
Если у нас были мобпроблемы по Вашему мнению, ТО КАКИЕ БЫЛИ ПРОБЛЕМЫ У Германии, не у РЕЙХА, а у Германии?
  • +0.23 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF ( Слушатель )
01 апр 2023 17:57:50

 Я ничего не копирую, пишу сам. В 1944 г РСФСР смогла призвать всего 1,8 млн человек. Проблемы у немцев были, реально численность войск на Востоке все время снижалась. Но без необходимости пополнять и формировать группировки на Западе при наличии одного фронта они бы эти проблемы решили.
  • -0.32 / 18
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Коломбет ( Слушатель )
01 апр 2023 16:34:20

Постоянное преувеличение роли лендлиза ( который только с 1943 года в норм объемах пошел) уже навязло в зубах. До Курской дуги мы как то, в основном сами справлялись. Кто реально помог в 1941 - это британия, безо всякого лендлиза
  • +0.21 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27 ( Практикант )
01 апр 2023 16:48:15

  И то не особо сильно.
  • +0.29 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
01 апр 2023 16:56:09

Да им, какбе, самим не помешало. Но там понимали, если СССР, по какой причине, выйдет из войны, им хана. Собсно, те-же цели они преследовали и во времена ПМВ.
  • +0.17 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ДмитрийА ( Слушатель )
01 апр 2023 17:27:28

Бритиши не отдавали излишки - они отрывали с кровью от сердца очень нужное самим. Те же Харрикейны.
  • -0.23 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  KOBA
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Коломбет ( Слушатель )
01 апр 2023 21:20:05

каждый четвертый танк под Москвой был британский. Но тут куча ньюансов по их применению т.е. насколько они в зимних условиях помогли. . В 1942 атакой валентайнов отбросили немцев от Владикавказа. Так что бриты танками помогли. и бритовские летчики в Мурманске,  отказались от зп, которую валютой предлагал СССР. А она была больше их жалования. Сказали что они тут не за деньгами! Это тоже надо помнить. Я не за бритов, я за правду.
  • +0.16 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Старгородский ( Слушатель )
01 апр 2023 21:37:24

Тогда и бритты были другие... Да и не надо сравнивать офицеров и политиков.
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivan2
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivan2
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sergant
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ligr
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sergant
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Cutlass
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Cutlass
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Cutlass
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Cutlass
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sergant
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sergant
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Senya
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ligr
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить