Цитата: СНК от 09.11.2018 13:54:491. Вы указали на ошибку г-на Коновалова, в чем я с вами согласен - абсолютно черных теней на Луне не будет.
2. Более того, лунный грунт имеет максимум отражения как раз в направлении, противоположном направлению падающего света.
Это так называемый оппозиционный эффект, он измерен с Земли до полетов и его можно найти на графиках.
3. Учитывая альбедо Луны (поправьте, если я сильно ошибаюсь) около 0.1, соотношение освещенности подсолнечной поверхности и освещенности поверхности находящейся в тени должно составлять не более 10 к 1. При угле падения значительно менее 90 градусов. Что скажете?
4. Таким образом, требование "абсолютной черноты лунных теней" со стороны противников полетов - не имеет под собой оснований.
1. Да. И вообще не будет никакой "идеальной черноты" в любых неосвещённых участках (хоть на луне, хоть не на луне), если из этой неосвещённой прямым светом точки виден какой-то освещённый предмет – этот "более освещённый" даст подсветку рассеянным отражённым светом какой-никакой интенсивности.
2. Оппозиционный эффект не столь значителен, чтобы учитывать освещение только от тех участков, в которых он наблюдается, и игнорировать другие, Это во-первых. Во-вторых оппозиционный эффект наблюдается строго с противоположной стороны от источника света, а в эту противоположную сторону и простираются тени, эти тени достаточно длинные, так как прилунение было утром. Таким образом кусок поверхности, на котором мы из тени можем наблюдать оппозиционный эффект гораздо дальше от нашего освещаемого отражённым светом предмета , чем участки поверхности слева-справа от нас, за боковыми краями тени.Так что предмет, помещённый в тень, будет освещён тем больше, чем ближе к "боковому" краю тени находится. попытаться опытным путём установить, насколько ярче освещает участок "оппозиционный" можно попытаться отодвигая предмет ближе к этому участку, но чем дальше, тем ниже граница тени – предмет надо опускать ниже, чтобы не вышел за границу этой тени и не высунул макушку на свет (а высунув - он тем самым удлинит тень), а чем ниже - тем меньше освещение от горизонтальной освещённой поверхности... не получается.
На фото с телескопом "оппозиционный" участок далеко слева, а боковые границы тени ближе. Заметьте, что там астронавт находится глубже в тени, ближе к противоположному боковому границу тени – он уже ярче освещается с противоположной стороны.
3. альбедо точно высчитывать тут даже нет нужды. Аналоговая фотоплёнка более чувствительна, чем фотобумага (потому с одного и того же кадра можно сделать разные фоточки – либо "недосветить, и тогда всё, что на свету уйдёт в белизну, зато в тени что-то можно будет рассмотреть, либо пересветить – тогда на свету что-то рассмотрим, а тени уйдут в черноту). Цифровые изображения тоже до чувствительности аналоговой плёнки не дотягивают – 256 градаций-ступеней яркости (по сути 256 уровней яркости мини-лампочек-люминофоров, которые на наших экранчиках сияют). Из файлов с расширенным динамическим диапазоном (HDR) можно вытянуть либо в ту либо в другую сторону и тогда уж рассмотреть на экране – но это тоже сродни печати на фотобумаге, всё многообразие в одном пакете не рассмотрим. Ну не поддерживают наши мониторы-экраны больше 256 градаций яркости люминофоров от полностью выключено до включено на полную мощность. Для офисной работы и предпечати годится, а выводить на экран изображения со слепящим солнцем, заслонившись рукой от которого рассмотрим что-то в тени – "кому это нужно", да к тому же несчастные случаи косяком потянутся – сетчатку ярким свечением от экрана начнут себе сжигать все подряд.
4. В общем-то да, но тот же коновалов заклубился не на "абсолютно чёрных тенях", а на насколько интенсивно это будет – тут огромное поле для манипуляций, особенно учитывая сказанное в пункте 3. (всего диапазона яркости, имеющегося на аналоговой плёнке мы не увидим на экране, а сама плёнка, естественно, не передаёт наблюдаемого нашим глазом яркостного диапазона).