Цитата: Longspig от 23.04.2019 14:19:53Смутное чувство. Действительно устный - был! Не пересказ, а рассказ. Реального участника торпедной атаки ИЛ-2 в Крыму. За малостью лет, запомнил мало. Он пришел к нам 4-классникам в школу рассказать о войне. Запомнилось только два снаряда влетевших в кабину и ударившихся о бронеспинку. Он не помнил как тяжелораненый вернулся и посадил самолет. И да! - устный. Но звезду Героя Советского Союза за ту атаку можно было потрогать руками.
(пытался как-то найти, что это могла быть за операция в Крыму против немецкого флота.... не смог. Почему-то в голове засел Крым, но за давностью лет, в этом могу ошибаться. ИЛ-2 и торпеды - точно!)
В авторитетной книге "Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне" в
Глава 2. Тактика минно-торпедной и бомбардировочной авиациипро состав написано:"Перед войной в количественном отношении минно-торпедная авиация составляла 9,7%, а бомбардировочная 14% общего состава авиации ВМФ. Самолетный парк бомбардировочной авиации представляли самолеты СБ-2, ТБ-1, ТБ-3, парк минно-торпедной авиации самолеты ДБ-3Ф. В 1940 г началось и в ходе войны было завершено перевооружение бомбардировочной авиации самолетами Пе-2. Минно-торпедная авиация получила самолеты А-20Ж.", т.е. Ил-2 там нет. Зато Ил-2 широко использовали "топмачновый" способ бомбометания, наиболее разультативный. ВОт описание:"Наиболее сложным, но и результативным являлось топмачтовое бомбометание (в штурмовой авиации его начали применять с 1943 г). Подход к цели при этом производился на бреющем полете или на средних высотах (600–900 м) с последующим снижением до 10–30 м. На расстоянии 700–800 м от корабля или транспорта топмачтовикн заканчивали маневрирование и на полной скорости, уточнив боковую наводку, начинали атаку. Бомбы сбрасывались с взрывателями, установленными на соответствующее замедление, с расчетом попасть в борт корабля либо непосредственно, либо с рикошета, после удара о воду. От разворота на боевой курс и на боевом курсе вплоть до момента сбрасывания бомбы топмачтовики осуществляли пуск «эрэсов» и вели непрерывный огонь из пушек и пулеметов на подавление корабельной зенитной артиллерии противника. Выходя из атаки, «илы» как бы перепрыгивали через верхние оконечности (топы) мачт атакованных кораблей.
Эффективность этого вида бомбометания во многом зависела от морально-психологической стойкости летчиков, их боевой выучки, умения владеть самолетом и оружием. Каждая атака требовала от экипажа выдержки, максимального напряжения сил и воли."
Вот пример :"Утром 10 мая 1944 г в 25 км севернее Асери (Финский залив) воздушная разведка обнаружила копной, имевший в своем составе десантные баржи, тральщики, сторожевые корабли и катера (всего 15 единиц). Для их уничтожения было выделено восемнадцать Пе-2, двадцать Ил-2 (из них 9 тоимачтовиков) и 49 истребителей прикрытия. "..."В 11.40 с высоты 15–25 м в строю «фронт звеньев» (ведущие звеньев старший лейтенант Н.А. Никитин и лейтенант Ф.А. Кошевой, с 6 марта 1945 г Герои Советского Союза) с дистанции 250–300 м нанесла удар группа топмачтовиков в составе восьми Ил-2 (один самолет был сбит истребителями противника). Выбор цели каждый летчик-топмачтовик производил самостоятельно. В результате удара было потоплено 3 тральщика и 2 сторожевых катера, один сторожевой корабль был поврежден. "
В районе Крыма Ил-2 использовались для атак немецких конвоев между Крымом и Румынией, об таком эпизоде наверно и вспомнил ветеран. Или вот такой эпизод в р-не Анапы:"В 7.55 в районе оз. Соленое с высоты 900 м штурмовики нанесли удар по конвою, следовавшему в двухкильватерной колонне (рис. 3.2), выполнив два захода под углом 90° к курсу цели (с правого и левого бортов) с применением бомб ФАБ-50, АО-25, реактивных снарядов, пушечно-пулеметного вооружения и зажигательных средств. Баржи и катера во время удара пытались маневрировать, меняя курс и скорость, перестраивались в шахматный порядок. На отходе от цели группа наших самолетов была атакована четырьмя Ме-109 и двумя ФВ-190, но истребители обеспечили штурмовикам надежное прикрытие. Для отсечения самолетов противника, вылетевших с аэродрома Анапа, была выслана пара «Аэрокобр».
В результате удара затонули десантная баржа и сторожевой катер, две десантные баржи, поврежденные «эрэсами», горели на плаву. Все наши самолеты благополучно возвратились на аэродром."