Цитата: rat1111 от 25.08.2016 20:24:09Общество разорвет.
Этногенез украинцев - состоялся. Скажем спасибо ВКП(б) и ее наследнице КПСС. А вот то что идет сейчас - это как раз этноцид тех самых украинцев. Причем, поскольку, в отличие от коммунистов и их последышей типа Кучмы с януком или того же бацьки, которые варили лягушку этноцидили русских медленно - нынешние этноцидят в форсированном режиме. Так что взорвется - 146%. Собственно если здесь сашко из ровно или стасега застали пока их не задолбало в баны улетать - то то, что этнические украинцы начинают закипать - видели
Доберусь до компа попробую на эту тему и тему "башен" поподробнее отписаться. Пример уркаины - просто хрестоматийный
Буду ждать, когда Вы отпишитесь.
Еще, очень интересно у
Сизиф'а
Сегодня в 00:57 про то, что нынешние процессы (Вы эти процессы назвали этноцидом [советских] украинцев,
ulena Вчера в 22:14 назвала этноцидом русских, по-моему, это все об одном и том же) проводились целенаправленно, но инициаторы уже понимают, что не они могут воспользоваться результатами.
Пока я представлю свою версию:
.Вопрос: состоялся или не состоялся этногенез украинцев, легко принимает схоластический характер поскольку этнические общности (какую бы классификацию мы не приняли: нация, народность или этнос, субэтнос) вообще размытые понятия. Про состоявшийся этногенез можно говорить только в том смысле, что в некоей популяции процессы этногенеза заметно замедляются по сравнению с каким-то периодом в прошлом. На Украине процессы этногенеза в последние 25 лет и в последние 2 года точно не замедляются. Поэтому я пытаюсь сосредоточиться на этих процессах и посмотреть, к каким изменениям они приведут.
Вычитал, что есть такой В. А. Шнирельман, который пишет, что идентичность (этничность) бывает плавающей, ситуационной, символической. Очевидно, что все это мы наблюдаем на Украине. Я себе картину представляю следующим образом.
На Украине объективно существовало и продолжает существовать несколько конкурирующих оснований идентичности:
1. Идентичность Галиции.
2. Идентичность южно-русско-малороссийская.
3. Идентичность Советской Украины.
4. Идентичность новая, независимой Украины.
1. Идентичность Галиции. Очень четкая идентичность, уходящая в XII век, а при желании – еще дальше. В эту линию органично укладывается и Даниил Галицкий, и Мазепа, и Бандера. Слабость этой идентичности в том, что она ограничена тремя галицкими областями. Уже на Волыни она сталкивается с заметной конкуренцией.
2. Идентичность южно-русско-малороссийская. Эта идентичность опирается на мощный культурный слой, причем имеющий исключительно позитивный заряд, как для представителей самого этноса, так и для соседей. Этот культурный слой – это культура бабушек и дедушек, максимум прабабушек и прадедушек ныне живущих, т. е. это еще что-то живое. Кроме того, эта идентичность закреплена в огромном количестве художественных образов в литературе и кино. Слабостью этой идентичности является некоторая архаичность, слабая адаптация к современной жизни.
3. Идентичность Советской Украины. Эта идентичность в свое время развивалась на основе, за счет и в ущерб идентичности южно-русско-малороссийской. Слабостью этой идентичности является привязка к идеям коммунизма, социализма и индустриального общества. Для носителей данной идентичности то, что коммунизм/ социализм потерял свою привлекательную – это еще полбеды. Вторая половина беды – развитие культа «постиндустриального» общества и распространение мифологии «креативного класса».
4. Идентичность новая, независимой Украины. Потенциально, это было самое перспективное направление, поскольку опиралось на существующее собственное современное развитое государство. Ничем таким похвастать не могли носители ни «галицийской», ни «малороссийской», ни «советской» идентичности. Эта идентичность на протяжении двадцати лет осторожно инкорпорировала элементы конкурирующих идентичностей, постепенно усиливаясь. Я бы назвал ее «новой» украинской идентичностью. Наивысшим достижением на этом пути я бы назвал ЧЕ-2012. Однако слабость этой идентичности – там же где ее сила: по мере того, как украинское государство стало становиться все менее развитым, современным и своим, эта идентичность начала распадаться.
События 2014-16 гг. резко ускорили следующие процессы:
1. «Галицийская» идентичность за счет радикализации резко усилилась.
2. На Украине начались процессы консолидации неукраинских идентичностей (этничностей).
1. «Галицийская» идентичность за счет радикализации резко усилилась. Она фактически подмяла под себя носителей «малороссийской» идентичности. Это произошло, например, в образе Фарион: мы знаем, как называть ваших детей, а вы – не знаете, делайте, как вам говорят. «Галицийская» идентичность объявила «советской» идентичности открытую войну и попыталась ее попросту уничтожить. Причем вместе с носителями. «Новую» украинскую идентичность «галицийская» пытается сейчас просто переделать под себя, то есть исключить из нее все неприемлемые элементы. По сути, это мало чем отличается от уничтожения.
Я сомневаюсь, что они достигнут необратимых результатов. Этноцид одними культурными методами не достигается. Вы сами пишете, с каким трудом Московское государство «переваривало» ГВН и какими методами. Галиция уже столкнулась с теми же проблемами, пытаясь «переварить» Украину.
2. На Украине начались процессы консолидации неукраинских идентичностей (этничностей). В Закарпатье задумались, а не объявит ли себя русинами или лучше сразу венграми? Румыния – не самая привлекательная страна в Европе, но если что, Буковина решит, что они румыны. Наконец, и самое главное, русские на Украине начали осознавать себя именно русскими. Им нет места в рамках «галицийской» Украины, «малороссийская» Украина тоже – не их, им никак и ничем душу не греет. «Советской» Украины больше нет. «Новая» Украина рушится прямо у них на глазах.
Часть из них просто уедет в Россию. Часть останется. При определенном развитии событий они могут освоится в роли национального меньшинства. Этот сценарий достаточно любопытен, поскольку в этом случае
русские на Украине впервые выступят политической силой.
3. Большинство украинцев сейчас находятся в шоковом состоянии. Важно понять, в каком направлении они будут из этого состояния выходить. Как они будут себя вести? Как будут реагировать на различные внешние раздражители? По этой группе пока больше всего вопросов.
Возможна ли в будущем реконвергенция такого украинского субэтноса в общерусский? Какой для этого должна быть политика России в отношении западных украинцев, русских и «таких» украинцев? И должна ли она быть дифференцированной?