Цитата: Доктор Удмурт от 08.09.2022 20:45:45В удмуртских сёлах до сих пор довольно много детей идёт в школу не зная русского вообще. Должен же быть хотя бы один предмет на языке который дети понимают.
так я об этом как раз пару страниц тому и писала, что идея вести начальное обучение на родном языке здравая, потому, что в противном случае ученик не будет понимать, что от него хотят, но:
1) это оправдано, если родной язык
значительно отличается от русского (например, удмуртский), с украинским такой проблемы нет вообще, все украиноговорящие (даже очень свидомые)
прекрасно понимают русский язык
2) это применимо только на ранних стадиях обучения (то самое начальное образование), потому что потом изучение любой дисциплины требует специальной терминологии, которой в языках, оставшихся на уровне языков бытового общения, просто нет, и вы будете вынуждены придумывать какой-то косноязычный новояз для терминов.
но мы тут даже никак не согласуем термин "обучение мове". и тут (заодно отвечая rat по поводу создания точек напряженности исключением из школьного курса предмета "родной язык") под этим понимается несколько вариантов. пройду по основным, если это:
1) обучение в формате "родной язык", т.е. он по выбору может быть и не украинским, а тем же русским, греческим, татарским - так я только за.
2) обучение на мове другим предметам - оправдано, если дети не понимают их на русском, параллельно необходимо изучение русского
3)
обязательное изучение мовы по факту проживания на территории (б)укры (как это было до этого учебного года в ДЛНР) - категорически против. я в свое время о существовании мовы узнала в 1м классе, где меня зачем-то начали ей учить и еще рассказывать, что это мой родной язык (в программе, кстати, предмет назывался украинский язык, никаких "родных"), вот это, имхо, бред