Цитата: Доктор Удмурт от 21.01.2022 19:10:32А что мешало это делать раньше начиная с 2014-го? В чем спешка именно сейчас в 2022, а не в 2016, 2018, 2020? Или почему не подождать до 2030 или 2040?
Мне кажется, я могу объяснить, что мешало раньше.
Не уверен, что есть причина спешить прямо сейчас, но, по-моему, уже можно начинать.
Я имею в виду следующее. В 2016-17 гг. не видел никаких перспектив наших отношений с Украиной. Рассуждал на эту тему здесь -
26 июля 2016, 11:36:51. Логика была такая: экономических интересов у нас на Украине нет; вопросы безопасности можно решить иначе; Украине от нас тоже ничего не нужно (из того, что мы готовы были бы отдать). Егорию я даже как-то написал так: "
Экономических преимуществ, которые называете Вы (транспортные развязки, побережье моря - выход в Южную Европу, концентрация ископаемых, энергетических, природных ресурсов и производительных сил и т. п.) я сейчас не вижу. Поэтому, к огромному сожалению, я склоняюсь к мысли, что Россия бороться за эти земли не будет. По крайней мере, с той энергией, с которой она боролась за них в XVIII и XIX веках. Ни для того, чтобы сделать частью метрополии, ни, тем более, чтобы превращать в колонии. Не вижу я счастливого финала возвращения южнорусских земель в состав российского государства. Разве что совершенно фантастические сценарии. Донецк бы и Луганск выцарапать, чтобы там можно было нормально жить..." Т. е. я никак не мог даже самому себе объяснить,
зачем с Украиной вообще надо что-то делать?
Для чего?
Что? Украина в эти годы стремительно удалялась от России, перестраивала свою экономику "под Европу". Попытка вернуть Украину в 2013 г., не говоря уж о 1991 г., в смысле вернуть былую степень интеграции, стоила бы очень дорого.
А вот сейчас я вдруг взглянул на это дело иначе. Изменилось следующее. В 2016-17 гг. Украина энергично и целенаправленно трансформировала свою экономику "под Европу". Это означало развитие трех отраслей: а) сельского хозяйства, специализирующегося на кукурузе и подсолнечнике, б) металлургии и в) транспорта и логистики (коридор Львов-Одесса). Украинское узкоспециализированное сельское хозяйство и металлургия ориентировались на рынки третьих стран и не создавали серьезной конкуренции европейским производителям, напротив, они являлись потребителями европейской продукции: семенного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, металлургического, энергетического оборудования и вообще всякой продукции машиностроения, нужной в этих отраслях. Подобная специализация была Украине в целом не выгодна, повлекла деградацию восточных областей, но хотя бы была выгодна ряду западных и центральных регионов, которые я как-то назвал "Поясом благополучия"
02 марта 2017, 13:54:00.
Так вот, уже в 2019 г. стала все больше проявляться порочность этой схемы развития, а 2020 и 2021 гг. вообще все поломалось. Новые отрасли украинской специализации оказались чрезвычайно зависимы от доступности и стоимости энергоносителей. Еще хуже то, что в глубочайшем кризисе оказались европейские отрасли, которые использовали украинские сельское хозяйство и металлургию как рынки сбыта. Транспортный коридор Львов-Одесса, который раньше рассматривался как часть проекта "Один пояс - один путь", вдруг оказался тупиком. Стало очевидно, что Украина никому на Западе не нужна. Раньше она никому на Западе не была нужна как развитое и благополучное государство, а тут оказалось, что вообще не нужна. Даже как потребитель европейских товаров (потому что производство этих товаров в Европе сворачивается), даже как поставщик дешевого сырья (потому что это сырье в Европе уже не нужно, да и на Украине оно перестало быть дешевым). А вот для нас Украина вдруг снова приобрела определенную ценность. Это произошло, потому что: а) выросла ценность наших энергоресурсов, а значит относительно подешевело все, что на них можно обменять; и б) в России сложились условия для Индустриализации 2.0.
Индустриализацию 2.0 обсуждали
zdrav, например,
Сегодня в 12:09 и
Sir Max Merfie. Они сошлись на том, что Украина здесь может пригодиться в виде трудовых мигрантов. Думаю, что не только так. Украинское сельское хозяйство может стать потребителем продукции нашей химической промышленности, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. Украинской металлургии мы найдем применение такое, какое сочтем нам выгодным - иначе оно просто будет задыхаться из-за дефицита кокса и электроэнергии. Т. е. мы вполне можем поддержать нынешнюю украинскую специализацию. Но сверх этого, мы можем с выгодой для нашей Индустриализации 2.0 использовать остатки украинского машиностроения, пребывающего с 2020 года в состоянии клинической смерти. Иными словами, экономическая интеграция Украины опять стала интересна. На принципиально других условиях, чем это было 10 лет назад. Украинские предприятия не будут ключевыми звеньями технологичных цепочек. Это нам не надо, да такое они уже сами не потянут. Но это будет выгодно нам, поскольку позволит быстрее расшить какие-то узкие места, и это будет выгодно им, поскольку ничего другого им сейчас не остается.
Вот почему у меня сложилось впечатление, что время заняться Украиной подошло или уже близко. Как в анекдоте: "Вы не любите кошек? Да Вы просто не умеете их готовить!" Мне кажется, я уже представляю, что можно сделать с Украиной.