pmg ( Слушатель ) | |
25 май 2019 22:53:28 |
photo_vlad ( Слушатель ) | |
25 май 2019 23:16:36 |
Цитата: pmg от 25.05.2019 22:53:28
pmg ( Слушатель ) | |
25 май 2019 23:22:38 |
sharp89 ( Слушатель ) | |
25 май 2019 23:20:01 |
Цитата: ДядяВася от 25.05.2019 22:42:50
ЦитатаНо остался вопрос: а в РКС Вы писали то же с заграничных IP?
Цитата: pmg от 25.05.2019 22:53:28
photo_vlad ( Слушатель ) | |
25 май 2019 23:32:08 |
Цитата: sharp89 от 25.05.2019 23:20:01
sharp89 ( Слушатель ) | |
25 май 2019 23:40:45 |
sharp89 ( Слушатель ) | |
26 май 2019 11:07:33 |
photo_vlad ( Слушатель ) | |
26 май 2019 11:26:21 |
Цитата: sharp89 от 26.05.2019 11:07:33
Liss ( Слушатель ) | |
26 май 2019 12:38:49 |
Удаленный пользователь | |
26 май 2019 12:43:21 |
Цитата: Liss от 26.05.2019 12:38:49
Alexxey ( Слушатель ) | |
26 май 2019 12:57:27 |
Цитата: Liss от 26.05.2019 12:38:49
photo_vlad ( Слушатель ) | |
26 май 2019 13:15:44 |
Цитата: Liss от 26.05.2019 12:38:49
Alexxey ( Слушатель ) | |
26 май 2019 14:45:36 |
photo_vlad ( Слушатель ) | |
26 май 2019 14:57:43 |
Цитата: Alexxey от 26.05.2019 14:45:36
Удаленный пользователь | |
26 май 2019 19:09:10 |
Цитата: Liss от 26.05.2019 15:09:49
Alexxey ( Слушатель ) | |
26 май 2019 19:32:05 |
Цитата: Несвядомы от 26.05.2019 19:09:10
Цитата: Несвядомы от 26.05.2019 19:09:10
Удаленный пользователь | |
26 май 2019 19:39:55 |
Цитата: Alexxey от 26.05.2019 19:32:05
Alexxey ( Слушатель ) | |
26 май 2019 19:50:59 |
Цитата: Несвядомы от 26.05.2019 19:39:55
Удаленный пользователь | |
26 май 2019 19:52:38 |
Цитата: Alexxey от 26.05.2019 19:50:59
Удаленный пользователь | |
26 май 2019 20:01:59 |
Цитата: Alexxey от 26.05.2019 19:56:00
South ( Слушатель ) | |
26 май 2019 20:07:43 |
Цитата: Alexxey от 26.05.2019 19:50:59
photo_vlad ( Слушатель ) | |
26 май 2019 19:42:18 |
Цитата: Liss от 26.05.2019 15:09:49
Liss ( Слушатель ) | |
26 май 2019 19:50:29 |
Nemec ( Слушатель ) | |
26 май 2019 13:34:32 |
Цитата: sharp89 от 26.05.2019 11:07:33
Удаленный пользователь | |
26 май 2019 16:38:48 |
Цитата: sharp89 от 26.05.2019 11:07:33
ЦитатаКроме того, имеет место ряд расхождений между английским и русским текстом: отдельные фразы были услышаны неправильно.
ЦитатаТак что письменный перевод совершенно исключается. Если же это перевод хьюстонской аудиозаписи, то каким образом она попала в СССР?
ЦитатаПочему только запись канала Аполлон-Хьюстон, где обратный канал?
ЦитатаНа всех американских записях мы слышим всегда оба канала, а тут один.
ЦитатаИ в чем вообще смысл тащить из Хьюстона запись, если можно найти транскрипт?
ЦитатаВ общем, конспирологическая версия сама себя кусает за хвост. В версии Молотова же все логично: перехватывали аудиосигнал с Аполлона, записывали на ленту в НИП-10, а не в Хьюстоне, а затем на слух восстанавливали содержание.
Liss ( Слушатель ) | |
27 май 2019 17:30:11 |
ЦитатаЧерез три года после "Луны-9", летом 1969 г., практически одновременно с "Аполлоном-11" (первый американский пилотируемый полет с высадкой на Луну) к Луне полетел наш автомат нового поколения "Луна-15" (техническое название Е-8). Он от начала до конца был спроектирован и построен под руководством Г.Н.Бабакина. Унифицированная посадочная платформа опускалась, разумеется, не на мешки, а на ноги. Клянусь, что совпадение по времени с полетом "Аполлона" было чисто случайным, но вызвало во всем мире множество беспочвенных газетных пересудов: что же такое задумали эти коварные русские? "Аполлон" сел, "Луна-15" разбилась, налетев на крутой склон. Для нашей лаборатории в ИКИ АН СССР это было боевым крещением, поскольку именно мы выдавали все исходные данные на полет: посадочную площадку, ее селенографические координаты, данные по рельефу на трассе подхода. Прикрываться было некем. Мы всё в этом отношении делали сами. Реально это была небольшая группа сотрудников, работавшая непосредственно под моим руководством (А.Т.Базилевский, К.Б.Шингарева, А.А.Конопихин и несколько других).
Управление лунными автоматами шло не со знаменитой большой восьмерной (составленной из 8 отдельных чаш) радиоантенны Центра дальней космической связи в Евпатории, а с гораздо меньшей одиночной антенны близ Симферополя. Несмотря на то, что я его вяло отговаривал, мой непосредственный шеф, Кирилл Павлович Флоренский, решился ехать в Симферополь сам. Ему в то время было 54 года. Он вырос с клеймом сына врага народа. От наглости начальства неизменно терялся. Поздно было ему, очень мягкому и сугубо гражданскому человеку, учиться разговаривать с генералами и полковниками, в массе своей такими же хамами, как и большинство главных конструкторов, но ему хотелось. Я в свои 32 года подходил для общения с наглым начальством гораздо больше и, не скрываю, мне тоже хотелоь поехать. Но Флоренский (по-видимому, в первый и последний раз в нашей совместной трудовой жизни, когда дело касалось сугубо организационных вопросов) меня не послушал. Может, именно это лабораторию в конечном счете и спасло; он отправился в Симферополь один, а я остался "на хозяйстве" в Москве.
О том, что происходило в Симферополе, я знаю из красочных рассказов очевидцев. Лето, жара, а Флоренский поехал в строгом черном костюме с галстуком. В степном Крыму -- пекло. У ворот военной части огромная очередь. Он, естественно, последний. От жары ему стало худо. Прилег у проходной прямо в пыль на землю в тень. Сами судите, разве может так начинать большой ученый, представитель Академии наук, ответственный за посадку на Луну?
Когда "Луна-15" в ходе посадки внезапно разбилась, члены Государственной комиссии в голос набросились на Флоренского, что Академия наук прозевала гору и дала неверные исходные данные на прилунение. Для видавших виды генералов и конструкторов Флоренский был легкой добычей. Он, естественно, стушевался, робко спрашивает: "Сколько же по-вашему до ближайшей горы?" Ему говорят: "Сорок километров". Флоренский отвечает: "Ну, это чересчур. Километров бы двадцать из-за ошибок в координатах я бы на себя еще взял, но не сорок же". Ну можно ли так разговаривать с генералами, да еще в аварийной ситуации, когда они ищут козла отпущения?
После ответа Флоренского и вовсе началась вакханалия. Председатель Государственной комиссии, первый заместитель Министра общего машиностроения, генерал Г.А.Тюлин схватил трубку в/ч (линия закрытой связи) и позвонил Келдышу: так, мол, и так, Ваше ведомство со срамом провралось и на Вас лежит вся полнота ответственности за утрату космического аппарата. Келдыш ответил, что немедленно разберется и о результатах тотчас сообщит.
В следующее мгновение Келдыш перезвонил к нам в Институт (Институт космических исследований АН СССР). Директора, похоже, не было на месте, но он в Луне все равно ничего не смыслил, а потому Келдыша ни на минуту не интересовал. Президент Академии приказал: всех до единого, кто имел отношение к выдаче исходных данных на полет, доставить немедленно в его, Келдыша, кабинет в Институт прикладной математики на Миуссы. Холуи директора, трепеща от страха (в те времена попавших под горячую руку могли и с работы выгнать, а уж премии лишить, так это точно), на полусогнутых кинулись исполнять приказ свыше. Нашли микроавтобус, не мудрствуя загнали туда действительно всех, включая оказавшихся под рукой младших научных сотрудников и лаборанток. Я едва успел подхватить нужные бумаги. До сих пор помню как дробно, пока ехали, стучали зубы у Наташи Бобиной. Для меня это тоже было первое многочасовое рандеву тет-а-тет с Келдышем.
Президент Академии слушал меня очень вдумчиво. Не перебивал. Схватывал, как он умел, на лету. Задавал острые вопросы. Отвечать мне было легко, потому что к тому времени я посвятил селенографии уже несколько лет жизни. Было живое заинтересованное обсуждение, без предвзятости и обвинений. Келдыш действительно хотел разобраться в сути, не торопил и понял, что мы все делали профессионально. Ошибки за счет неопределенности селенографических координат на Луне не могут превосходить нескольких километров. Никаких гор в ближайшей округе места посадки и в помине нет. Только на сорок километров впереди по ходу полета лунное море переходит в материк, который возвышается примерно на два километра выше уровня моря. Тут-то и есть крутой склон. Первая же мысль была, что наш космический аппарат проскочил вперед по ходу движения на сорок километров. Только за счет чего могла произойти такая громадная навигационная ошибка?
По окончании моих долгих объяснений Келдыш перезвонил по в/ч в Крым Тюлину. В своей тягучей манере сказал:
-- Георгий Александрович, мы тут посоветовались с народом. Думаю, Вы опережаете события. Мне кажется, Академия наук в этом деле не при чем. Давайте, как всегда, создадим аварийную комиссию. Посмотрим. Да, а мы выделим туда нашего представителя.
Обращаясь ко мне, "Как Ваша фамилия?"
-- Да, записывайте фамилию. Гурштейн. Одного хватит. А по баллистике будет, как всегда, Аким. Поглядим, что там комиссия скажет. (Я уже упоминал Эфраима Лазаревича Акима в главе 14 о "Луне-9". Выдающийся баллистик и редкого дара организатор. Вместе с ним мы были, пожалуй, единственной парой с подобными именами-отчествами, среди сидевших на заседаниях Госкомиссий).
На всякий случай для перестраховки, если кто потребует, Келдыш дал команду подготовить по поводу координат места посадки "Луны-15" писанный закрытый протокол. Людей в стране, которые серьезно занимались селенодезической тематикой, было по пальцам пересчитать. Телеграммой вице-президента Академии наук А.П.Виноградова вызвали в Москву проректора Казанского университета проф. Шауката Таиповича Хабибуллина (1915-1996). Он в командировки вообще-то не ездил, но вице-президенту отказать не мог. Вместе с Хабибуллиным мы написали и подписали обширный протокол, что гору в 40 км от места посадки просмотреть не могли.
С легкой руки Келдыша на много месяцев я загремел набираться великого жизненного опыта в свою первую аварийную комиссию. Кирилл же Павлович Флоренский с тех пор ни на какие комиссии -- ни Государственные, ни аварийные, ни на какие другие -- никогда в жизни больше носа не казал. Отдувался только я, специализация у меня такая появилась. Иногда было интересно (когда самого напрямую не касалось), иногда страшно. Уж очень напряжение велико, особенно, если не чувствуешь поддержки за спиной.
Что такое аварийная комиссия? Думаю, все они скроены на один фасон: стая волков. Дашь малейшую слабину -- тебя затопчут и назначат виновным. Выход один -- отлично зная уязвимые места у других, развивать версию, в который ты чист. Все остальные члены комиссии изо дня в день, неделю за неделей, занимаются тем же самым: ищут, как бы свалить вину на другого. Каждый защищается ожесточенно.
Помнится, наша комиссия по "Луне-15" пришла к официальному заключению, что причину аварии установить не представляется возможным. Одним словом -- форс мажор, непреодолимое стихийное бедствие. Но по сути своей причины ситуации мало-помалу прояснились, и они были устранены, так что ничего подобного впредь больше не происходило.
Если производить орбитальные измерения реального положения космического аппарата около Луны незадолго перед посадкой, есть риск, что они сорвутся (например, из-за ветра, который не даст навести огромный диск радиоантенны на цель), и посадка окажется невозможной. Поэтому измерения выполнялись заблаговременно, и между измерениями и командой на посадку проходило заметное время. Но, кроме основного двигателя, на аппарате установлены три малых двигателя его ориентации, которые работают на сжатом газе под давлением. Если клапаны этих двигателей не отполированы и не пришлифованы, то возможна небольшая утечка рабочего тела -- сжатого газа, которая вызовет неучтенный проброс аппарата вперед по его орбите. Набрать сорок километров вдоль орбиты за время от произведенных измерений до посадки -- пара пустяков.
Между тем, из-за плохого знания гравитационного поля Луны (позже его параметры были уточнены с помощью двух специально для этого предназначенных спутников Луны) данные измерений быстро устаревали. Так оно, видимо, и случилось на "Луне-15", хотя никто в этом никогда не сознался. Из-за едва заметной утечки рабочего тела в двигателях ориентации (или из-за устаревания орбитальных параметров) аппарат проскочил на сорок километров вперед по ходу своего движения и, вместо спуска в расчетную точку, врезался в склон перехода от моря к материку. (При всех последующих посадках на лунную поверхность последнее измерение выполнялось на витке посадки, как только КА выходил из-за Луны, и на основании этого измерения уточнялось и заново задавалось время включения тормозного двигателя).
Alexxey ( Слушатель ) | |
25 май 2019 23:34:19 |
Цитата: pmg от 25.05.2019 22:53:28
Удаленный пользователь | |
26 май 2019 02:24:57 |
Цитата: pmg от 25.05.2019 22:53:28
Liss ( Слушатель ) | |
26 май 2019 12:30:49 |
pmg ( Слушатель ) | |
26 май 2019 16:21:38 |
Цитата: Liss от 26.05.2019 12:30:49
Liss ( Слушатель ) | |
26 май 2019 16:25:16 |
Цитата: pmg от 26.05.2019 16:21:38
pmg ( Слушатель ) | |
26 май 2019 16:44:12 |
Цитата: Liss от 26.05.2019 16:25:16
Удаленный пользователь | |
26 май 2019 19:12:16 |
Цитата: Liss от 26.05.2019 16:25:16
Alexxey ( Слушатель ) | |
26 май 2019 19:39:26 |
Цитата: pmg от 25.05.2019 22:53:28
Liss ( Слушатель ) | |
26 май 2019 19:45:48 |
Удаленный пользователь | |
26 май 2019 19:51:07 |
Цитата: Liss от 26.05.2019 19:45:48