АВИАЦИЯ и иные...
13,046,207 33,399
 

  Волжанин ( Слушатель )
13 июл 2020 17:04:30

ИЛ-2

новая дискуссия Дискуссия  1.616

Тут по Тимину прошлись.
Тимин записал 4 передачи с Олегом Растрениным по ИЛ-2

Олег Растренин - Специалист по истории советской штурмовой авиации. Исследует тему с 1992.
Окончил МФТИ. Окончил Военно-воздушную инженерную Академию, специальность математическое обеспечение исследования авиационной техники. Защитил диссертацию.
Т.е. человек профессионально и на высоком уровне занимается исследованием авиационной техники.

Автор книг
Расколотое небо. Май-июнь 1943 года (Дал рецензию и написал вступление  Ефимов, Александр Николаевич дважды Герой Советского Союза)
Советское авиационное вооружение. Самолет против танка.
«Летающие танки» Ильюшина.
Легендарный Ил-2. Как "летающий танк" стал "черной смертью"
Штурмовики Великой Отечественной войны
Штурмовик Ил-2. "Летающий танк". "Черная смерть"

Вот 4 выпуска по ИЛ-2:
https://www.youtube.…pRPdmGBPg0
https://www.youtube.…gaoX0np7Vo
https://www.youtube.…e90qATOh_0
https://www.youtube.…_F3410uS2U

Рассмотрены вопросы:
Эволюция проекта, второй стрелок (как появилась конструкция без стрелка), защищённость второго стрелка, качество сборки, ТТХ, тактика применения, и т.д.
Отредактировано: Волжанин - 13 июл 2020 17:14:01
  • +0.29 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (138)
 
 
  Rocket ( Слушатель )
14 июл 2020 06:10:38

Блогер/историк Тимин пустое место.
Единственный его + что он даёт возможность нормальным историкам работающим в архивах рассказывать о своих находках
Тимину надо сидеть и не отсвечивать своими репликами ахриненого специалиста по авиации ВОВ. 
К Олегу Растренину как к историку и исследователю претензий нет. С некоторыми его выводами можно спорить или соглашаться, но он правильный историк.
  • +0.18 / 9
  • АУ
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
14 июл 2020 11:19:51

"Всякий мнит себя стратегом видя бой со стороны" (с)
Был бы Тимин "пустым местом" - не было бы причины для Вашего поста......Кавычки
Человек поднимает первичные документы, причём старается производить анализ боевых эпизодов опираясь  по возможности на  данные обеих противоборствующих сторон.
Раньше с этим был полный швах.
Сейчас начинает вырисовываться гораздо более реалистичная картина.
Благодаря "Архивной Революции", активным участником которой он является, огромное количество исторического материала поданного в виде весьма увлекательных лекций оказалось доступно для широкого круга интересующихся военной историей.
За это ему и всем участникам проекта - огромный решпект.
Что в этом  Вас не устраивает - не пойму.....Приветствующий
  • -0.30 / 6
  • АУ
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
14 июл 2020 11:35:14


Вы добросовестно заблуждаетесь. Исследователи истории отечественной авиации, такие как Маслов, Жирохов, Хазанов, Дёгтев и другие, в том числе, те, книги которых я выложил выше, тоже изрядно поработали с архивами. Однако, сейчас не принято читать книги, а Тимин, пользуясь этой особенностью электората, делает себе пиар на том, что уже исследовано до него, пытаясь трактовать эти исследования так, как ему видится, причём не всегда объективно.


Он не первый работает в подобном направлении. Первым был Артём Гаспарян, но он берёт более широкий аспект отечественной истории. Есть ещё Дмитрий, фамилии не помню, он тоже организовал цикл подобных передач много раньше Тимина.



Его самолюбование, не дающее возможности приглашённому собеседнику выдать значительно больше полезной информации, чем та, которой сыпет Тимин.
Передачи Гаспаряна в этом плане намного информативнее.
  • -0.07 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
14 июл 2020 11:53:47

Это Вы добросовестно заблуждаетесь.....Приветствующий
Новая информация из первичных источников зачастую дополняет, а иногда и опровергает предыдущие изыскания ввиду их неполноты и однобокости.
Именно поэтому добросовестные историки периодически выпускают новые итерации своих книг, с дополнениями и уточнениями.

На счёт : "Тимин, пользуясь этой особенностью электората, делает себе пиар на том, что уже исследовано до него, пытаясь трактовать эти исследования так, как ему видится, причём не всегда объективно."
1. -  факты в студию
2. -  "человеку свойственно ошибаться"

+ ко всему....как обычному человеку Михаилу ни что человеческое не чуждо, так что и его вполне себе может "заносить"....Выпивающий

Ценности его исследований , основанных на работе с первичными материалами это ни сколько не убавляет.
  • +0.26 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
14 июл 2020 19:37:55

Не буду спорить за Маслова, например, но Жирохова можно рассматривать как историка авиации только до 2014г, после чего он окончательно и бесповоротно майданулся, ретромутировал в свыню и покатился по ЖПП на теплый МПХ, где ему самое и место. Пусть про перемоги хероев ЗАЩО и дальше сочиняет.
  • +0.44 / 18
  • АУ
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
14 июл 2020 13:22:37

Человек черпает из других книг,  таблицы и цифры, вставляет свое  личное имхо и впечатление, составленное от прочтение тех самых книг и выдаёт на гора в массы уже свои пердухи. В отличии от тех, кто годами собирает по крупицам информацию просматривая тысячи страниц  в архивах .
Вы даже сейчас не пытаетесь разобраться, а поедаете то, чем вас кормят Тимины.
В каком архиве сидел это революционер?
Сейчас при МО есть целые коллективы военных историков, которые работают в архивах и выдают постоянно уточнённые данные по многим темам. И даже не зная этого, не надо быть гением, историком, а просто забить в поисковик. Например "5 гвардейский авиаполк"  или  "54 эскадра люфтваффе"  и получить информацию, сколько потеряли  самолётов, сколько потеряли  пилотов, количественный состав А потом сравнить. Можно вбить запрос сколько самолётов произвела Германия, СССР Сколько осталось на конец войны и сравнить Не сложно?
Но для многих это сложно, проще книжку "умную" прочитать с "правильными" выводами.
  • +0.22 / 9
  • АУ
 
 
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
14 июл 2020 14:24:50

Информацию для этих статей:
https://warspot.ru/6…hke-degtya
https://warspot.ru/8…chalo-puti
Тимин откуда черпает....?
Слишком часто оказывается что "просто забить в поисковик" - совершенно недостаточно.
Есть ошибки с обеих сторон, оверклейм и т.д, которые определяются только при изучении отчётов как ВВС РККА так и Люфтваффе.
Именно этим и занимается Тимин.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
14 июл 2020 15:39:53

Из книжек написанных другими авторами. Чего не понятного? 
А теперь просто:
Вот  вбиваем 5й гвардейский ИАП (самый результативный в ВВС РККА)
5 гвардейский 
Потеряно самолётов -320
Погибло лётчиков -83
Погибло лётчиков в воздушных боях -27
Не вернулось с задания  -23
JG.54 истребительная эскадра  ( эквивалент нашей дивизии) ( Не помню точно, (может ошибаюсь) но где то видел что 54 имела наименьшие потери за всю войну)
Из первого состава кто начинал войну осталось 4 человека
Потери по годам
1941 год (надо уточнять)  цифры рознтся ~ +- 40 лётчиков
1942 год  - 93 лётчика  
1943 год  - 112 лётчиков
1944 год - 109 лётчиков 
1945 год (надо уточнять)  в конце войны куча мала по потерям 
Но есть такие данные Всего за время войны эскадра потеряла 416 лётчиков
Простая арифметика. Для понимания цифр. Берём 3 гвардейских полка, подгоняя состав и количество под эскадру (если взять в среднем по полкам то примерно +- цифры будут такие же как и 5 ГИАП)  И 5й и 54я воевали всю войну
И того 3 ИАП (дивизия)  за всю войну потеряли 249 лётчиков и около +- 960 (пусть будет 1000) самолётов против 416 пилотов и 1500 самолётов
О чём вам говорят цифры?
  • +0.56 / 20
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
14 июл 2020 16:02:19

Для кого-то и "На мирно спящих аэродромах..." Марка Солонина - "книжка написанная другими авторами"..... ВСЁ ПОНЯТНО.....Под столом
  • +0.13 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
14 июл 2020 16:45:55

Вот именно, что для кого то наши источники в том числе и мемуары не о чём, ибо коммунистическая пропаганда, а вот западные и особенно немецкие авторы и геббелевская пропаганда это святое - они же врать не могут
  • +0.31 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
14 июл 2020 18:10:42

Именно поэтому я привёл в качестве примера опус Солонина.

Только вы к сожалению ударяетесь в другую крайность.

Отталкиваясь от "голой статистики" только одной стороны и мемуаров в итоге можно сесть в достаточно большую лужу, особенно  когда речь идёт о боевых эпизодах задокументированных с обеих сторон, с фиксацией своих потерь, которые в итоге проливают свет на тот КАК ОНО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО.

То что Вы "сядете в лужу" - будет НЕПРЕМЕННО и с удовольствием использовано теми же "Солониными", дабы поставить под сомнение подвиг советских воинов. 
  • +0.08 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
14 июл 2020 17:49:15

Цифры  по 5 ГвИАП - говорят о потерях как лётчиков так и самолётов.
Цифры же по JG54 не говорят ни о чём.

Потому как  в боевые потери у них  в отличии от нас зачастую совершенно не понятно что шло с их "% повреждений".
1500  потерянных самолётов у JG54 это только "боевые потери" или вместе с "разбитыми на посадке"....?


Как вы думаете, насколько коррелируют реальные потери самолётов и лётчиков 5ГвИАП с заявками немцев......?

Вот Тимин и разбирает боевые эпизоды оперируя отчётами обеих сторон.

Зачастую выясняют весьма интересные вещи.

По отчёту ОДНОЙ стороны "насбивали 10500 самолётов", а по факту, по ДОКУМЕНТАМ противника доступными сейчас - совершенно ИНАЯ картина....зачастую совершенно БЕЗ ПОТЕРЬ обеих сторон.
  • +0.16 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
14 июл 2020 18:23:01

Я привёл вам порядок цифр, сухих, без отссылок на конкретные бой, несчастные случаи, аварии. 
Если начну копать по той же 52й например   в Воздушных сражениях над Кубанью  её потери были критическими для неё ~ из 112 личного состава ~ +- 97 лётчиков погибло   (по разным данным из их источников) А фактически эскадра уничтожена и не боеспособна  Но куенч через несколько недель она уже в полном составе и снова воюет.
Но Тимин нам будет рассказывать о потерях 10 к 1 потому что у немцев асы а у нас кузнечики и самолёты говно
А отчёты немецкой стороны он конечно берёт из НЕМЕЦКИХ архивов, лично выписывает, ага? Он ни разу то в наших не был...
  • +0.43 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
14 июл 2020 19:41:51

А откуда ещё можно получить немецкие отчёты...?
Это НЕ Тимин...:
https://gull.livejournal.com/2035.html
НО....  по этим данным исходя из "подтверждённых заявок" и присущего им оверклейма - порядок цифр подтверждает правоту Тимина об условном соотношении потерь 1 к 10.
Максимальные потери Люфтваффе за 41 и 43г тоже отражены в приведённом исследовании.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
15 июл 2020 05:48:03

Блажен кто верует Вот все изыскания и источники в которые свято верят Тимены и прочие диванные историки. 
Мне офигенно нравятся  

ЦитатаДело в том, что на сайте Хольма выложены не собственно исходные отчеты, а составленные на их основе таблицы наличия и движения самолетного состава по отдельным частям. К сожалению, при составлении этих таблиц не обошлось без отдельных ошибок и, что еще печальнее - "упрощений".

Но сцуко свято верим  Прям как в анекдоте про карты и джентельменов 
Вопросы на засыпку. Кто из наших доморощенный экспердов видел в живую хоть один документ из немецких архивов?
Ни когда не приходило в голову что документы положено уничтожать, что бы они не достались врагу?
У нас подобные документы  долгое время имели гриф сов. секретно и только сейчас спустя 70 лет у нас ЧАСТИЧНО открывают архивы А немцы конечно сдали врагу все документы и архивы Особенно британцам  и американцам....
  • +1.14 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
15 июл 2020 10:44:18

Тимин не является первооткрывателем этой ситуации. Дмитрий Хазанов писал об этом в своих работах, в частности, в трёхчастной истории воздушного сражения за Москву ещё на рубеже прошлого и текущего веков. Тогда же об этих же фактах упоминали исследователи воздушных сражений на Северном и Ленинградском фронтах в своих статьях, опубликованных журналами "Авиамастер", История авиации", Мир авиации", "Авиация", "Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра".
Архивы, в том числе и немецкие, доступны уже не менее десяти лет и добросовестные исследователи истории отечественной военной всё это время пользуются информацией оттуда.
Так что, повторюсь, никакого особого открытия Тимин не сделал, а, скорее, повторяет зады.
  • -0.18 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Hanych ( Слушатель )
14 июл 2020 19:09:17

По моему у Г.Голубева, который ведомый Покрышкина, про это было. Они всю войну рубились периодически с "зелеными жопами" (зеленый туз) и тем очень не везло.  Вот про четырех человек первоначального состава я по моему оттуда запомнил. 
  • +0.21 / 4
  • АУ
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
14 июл 2020 19:36:07

Это этот-то Тимин потери "реалистично посчитал" ВВС КА и люфтов примерно как 1 к 10? А, ну да, мощный историк, ага. Почти как Соколов Борюсик, только Тимин. Или как  Хуюлин, и этот, как его, придурок, который даже в кандидатскую не смог, у Гоблина тусуется, борцует с режЫмом.
  • +0.50 / 19
  • АУ
 
 
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
14 июл 2020 22:33:26

 Шарк....проведите параллели между обсуждаемой темой и приведённой как то вами же статистикой танковых боёв на Донбассе, когда разница в уровне подготовки и качестве матчасти позволила не только "перестрелять" оппонентов со счётом 6:0 но и уйти без повреждений от ответного огня.

Чем не пример....?

Я понимаю что со статистикой потерь у Люфтваффе далеко не всё в порядке...и тем не менее.

Будет РЕАЛЬНОЕ соотношение 5 к 1....это всего лишь - отражение реального положения дел на ТОТ момент, и ни сколько не умаляет величины подвига тех кто в таких условиях  сражался с асами Люфтваффе....ровно наоборот.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
14 июл 2020 22:42:53

Укроперемоги как раз отличный пример того, что дело фюрера, в том числе, и работа его министра пропаганды и "хитрая" германская статистика - живут и в наше время. Ну, как живут?  Как нежить. Как и вся Некроина. И нацизм такой, нежить, и рейх у них такой же, и свиновермахт... Все - нежить.
Так что каклов вы правильно вспомнили, а вот подошли к ним не с той стороны. Даже с такой разницей в классе, что была у нас и у укров, то, что описывает "историк" Тимин, вряд ли было бы возможно. А такой разницы у нас с гансами не было  ни в начале войны, ни позже, ни, тем более, в 43м.
А уж немецкую статистику для примера приводить... где ребята теряют несколько десятков танков, а по факту - сливают ключевую для себя битву....
  • +0.75 / 32
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
15 июл 2020 16:39:21

Это, кстати, вообще очень характерная черта всех любителей посчитать победу "по очкам". Ну там, "гансы, конечно, в 44-м никак вообще не мешали авиации, да и самой РККА, но зато посмотрите, какой счет у Хартмана!!!". А если смотреть по факту?
А по факту даже 1941-й год остался за РККА. Просто потому, что немцы со своими стратегическими задачами не справились от слова совсем, РККА же главные свои задачи на 41-й год выполнила. И как подведение чертой под Барбароссой - контрнаступление под Москвой. 42-й год - опять по очкам у немцев вроде все круто, а в итоге: "Главное, чтобы в новый год тебя окружали достойные люди" (с) Паулюс.  В 43-м, продолжая вести по очкам (хотя уже очень неуверенно) немчики полностью сливают инициативу, заодно убив об Курский выступ цвет Панцерваффе. А потом настал 44-й, и даже по очкам у немцев стало все очень кисло, особенно после знакомства с одним грузинским князем. 
  • +1.08 / 25
  • АУ
 
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
15 июл 2020 09:10:04

   
Вот статистика не от всяких тиминых-зефировых, причём трудно фальсифицируемая, в отличие от подсчёта абшюсбалкенов, которым занимаются все эти псевдоисторики:
    
Цитатапотери лётчиков:
     
На первом месте - Япония: 60,750 убитых пилотов (ну, это понятно, "камикадзе", традиции чести и т.д.)
На втором месте - Германия: 57.137 убитых пилотов.
На третьем месте - Англия: 56.821 убитый пилот.
На четвёртом месте - США: 40,061 убитый пилот.
И на ПЯТОМ, последнем, месте - СССР: 34.500 убитых пилотов.
      
При том, что:
   
Авиацию СССР использовал ВТРОЕ интенсивнее, чем Германия - за годы войны на Восточном фронте германская авиация совершила 1 373 952 боевых вылета, а авиация СССР - 3 808 136 вылетов.
       
и 
         
За годы войны на советско-германском фронте соотношение потерь самолетов составило 1 к 1,15. Если боевые потери ВВС КА составили 46 100, а не боевые — 60 300, то ВВС Германии на советско-германском фронте потеряли 52 850 самолетов, а всего с 1941 г. — 85 650 самолетов на Восточном и Западном фронтах.
     
и
    
авиапромышленность СССР выпустила с 1941 по 1945 г. всего 122 100 самолетов, то авиапромышленность Германии — 100 749. По другим данным — 113 514.

     
Все данные о потерях 1:10 происходят оттуда же, откуда данные о потерях "6 миллионов евреев" и о "144 победах на одну потерю в бою Ф-22 против Су-35".
Злой
  • +0.53 / 20
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
15 июл 2020 11:38:54

Неплохо бы и ссылку на автора приведенных вами сведений приложить.
  • +0.23 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Практикант )
15 июл 2020 11:47:22

https://forum.guns.r…676-2.html
  • +0.39 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  sergant ( Слушатель )
15 июл 2020 11:48:55

 Немецкая авиапромышленность вообще была чудовищно неповоротлива. 
Сходу:
Крупнокалиберный пулемет в серии с 1940 г , а на истребилели попал в 1943. 
Фонари кабины с круговым обзором мессершмиты вообще не получили .
Облагороженный аэродинамически Ме-109К  пошел в серию в 1945 г. 
.
  А в СССР всё это сделали уже на Як-1Б в 1942 , причем не снижая выпуска самолётов . 
  • +0.84 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
15 июл 2020 15:48:11

А в чём заключалось его "аэродинамическое облагораживание"? В убирающемся хвостовом колесе и чуть-чуть удлинённом коке винта?Смеющийся
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27 ( Практикант )
15 июл 2020 16:09:30

 Ну это уже много на самом деле. 
  • +0.14 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Valkeru ( Слушатель )
15 июл 2020 17:21:29

если у них не было стимулов суетиться, так зачем тратить не конечные ресурсы? Ме-109 был хорошей машиной во весь период войны. А наковырять "изюм" можно в любой железяке тех лет
  • 0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
15 июл 2020 19:40:46

До "К", который  стал уже как бы "эрзац" "фридрихом" (или "эмилем"-кому как.).
Тяжелый и неповоротливый, на западе "Курфюрст" сливал на высоте, а на востоке- на нижних и средних высотах.
Универсал из него не получился. А специалитет он потерял.
  • +0.10 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  sssccc ( Слушатель )
16 июл 2020 19:07:50

Ладно. Все у бошей было плохо. Чего тогда у нас такие большие потери, если немчура даже пулемета не смогла сделать ? 
  • -0.42 / 24
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivrom
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sssccc ( Слушатель )
15 июл 2020 17:13:25

Понимаете, просто нынешнее поколение наших патриотов сильно дрочит очень пытается соблюсти фасон насчет "неважноколькопотерялиимыведьпобедили".  Понятно, что люди 80 лет назад этим фактом ПРОСТО НЕ ЗАМОРАЧИВАЛИСЬ.  Тогда люди дошли до Берлина, подняли флаг над Рейхстагом ( мать вашу, я не любитель "наци" и всяких "вруделей" с "хартманами") и пошли восстанавливать страну. Какие "бубновые" и сколько сбили наших тогда никого не волновало. Но после таких больших потерь неужели не надо разобраться с прицелом на будущее? Ведь тогда Система наступит на те же грабли. 
В том-то и фокус что наши пилоты на худшей технике, с устарелой тактикой и уступающей подготовкой смогли победить лучших летчиков мира. 
Ну продолжайте жить с образом немцев из фильма "Небесный тихоход". Старые, лысые (с сеточкой на волосах) и которые прячутся в подземельях. Вы хотите чтобы этих дураков победили наши деды?
 Просто если представлять противника в той страшной войне идиотами, то это нам аукнется в будущем. Хотя с дивана нашим патриотичным "воеводам" ведь в бой не ходить. Можно и за компом "воевать".
  • -1.37 / 34
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
15 июл 2020 17:28:17

Вся ВОВ в в одном предложении: одна очень богатая, но не очень умная страна напала на очень бедную, но умную. Собственно, все потери - они в корне-то от этого. Или вы серьезно думаете, что наши не знали, что из алюминия самолеты делать лучше, чем из дельта-древесины, а нормальный прицел полезнее той херни, которую ставили на первые Ил-2? 
  • +0.57 / 21
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  oleg27 ( Практикант )
15 июл 2020 17:29:30

 А не пойти ли вам на 14° 24' южной широты, 71° 17' западной долготы, лайкодрочер?
  • +0.48 / 21
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
15 июл 2020 17:45:10

Вот когда до вас дойдёт,  что наши деды воевали  не на худшей технике и были лётчиками не хуже асов рисованных люфтваффе, тогда вы поймёте почему наши деды победили.    Для это го вам надо идти от обратного. Попробуйте доказать обратное, в то что вы верите свято. На просторах интернэта информации правильной полно, хотя придётся покопать, ибо засрано  экспердами от истории ВВС. Хотите знать больше, копайте 
  • +0.78 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Слушатель )
15 июл 2020 19:35:25

Вы забыли добавить, что вопреки Сталину и  почему-то не сказали про штрафбаты.
Ведь без них русские только при царе побеждали.
Как так?
  • +0.40 / 17
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  sssccc ( Слушатель )
16 июл 2020 19:05:44

Пропагандонить в таком дешевом стиле Вам лучше в другом месте. Хлебнули бы того лиха на отсталой технике, вашего нынешнего оптимизма реально бы поубавилось. Вы серьезно считаете что мы превосходили Запад в технике ? 
"Дядя Петя. ты дурак?" (с) 
  • -0.66 / 27
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Baykalec ( Слушатель )
16 июл 2020 20:31:08

Так все-таки запад(с большой буквыСмеющийся), или третий райх?
Василий Голубев 4 гиап балтфлота летал до 42(и в 43 частично) года на ишаке, в том числе в одном бою завалил сразу двух белокурых рыцарей любителей свободной охоты, поймав на живца. Что то я не помню из его книг, чтобы особо критиковал этот самолет за характеристики.
Тактику, координацию подразделений, отсутствие связи, это да, но сам самолет не ругал. 
И соотношение потерь в его полку в 41 году емнип, 1:5 в пользу наших. 
Естественно, речь не только о боях истребитель на истребитель. Значительное количество сбитых это бомберы, штурмовики, разведчики.
  • +0.72 / 24
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  sh0tek ( Слушатель )
15 июл 2020 21:15:28

трупами завалили посбивали небось. с одним деревянным самолетом на троих.
  • +0.32 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
15 июл 2020 22:37:30

Может, поделитесь списком своих военных кампаний, а то тут, вообще-то, офицеров много, а бывших нас не бывает, бывает не дошедшая пока до возрастной категории мобилизация (применительно к тем, кто в запасе)?
  • +0.85 / 33
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  sssccc ( Слушатель )
16 июл 2020 19:02:26

Куда уж мне до серьезных офицеров людей, уж извините что посмел усомниться в качестве нашей техники. Просто когда люди на голубом глазу  заявляют что "Лада "Веста" обставит (не то что там какую сраную  "Камри") а даже например Mercedes E212 63 AMG  то позвольте усомниться. 
Видно законы физики действуют по разному, в разных полит. системах.
На этом заканчиваю срач дискуссию, ибо  нашим "патриотам" доказать чего либо бесполезно. Разве что засунуть их в "ишак" тип 20 или "чайку" в июне 41-го. Пусть попробуют догнать не то что бы "мессер" а какой нибудь До-217. Вам бы на митингах выступать. "Мечта политрука", мать вашу...
Упоротым нынешним диванным "господам офицерам" не смотреть. Ибо вскрывается вся наша тогдашняя необученность и неумение. К сожалению...
 https://www.youtube.…_tJidpshOM
https://www.youtube.…LA-iRzwK84
https://www.youtube.…N2XYRAisAY
  • -0.66 / 28
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Luddit
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivrom
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sssccc
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  PPL
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ivrom
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rat Rad
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Kingle
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Kingle
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1001
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Kingle
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sergant
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
21 июл 2020 13:39:19

Вот вам раритет - просвещайтесь!

stepanets.zip
                       
ЦитатаСПРАВОЧНОЕ ИЗДАНИЕ
               Степанец Алексей Трофимович

                 ИСТРЕБИТЕЛИ "Як" ПЕРИОДА
               ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ



Оглавление

Предисловие ..........................................     3

Глава 1. Опытные самолеты 1940-1941 гг. ..............     6

         Общие сведения ..............................     6
         И-26 ........................................     9
         УТИ-26 ......................................    25
         И-28 ........................................    31
         И-30 ........................................    34

Глава 2. Истребитель Як-1 ............................    39

         Общие сведения...............................    39
         Як-1 М-105П войсковой серии  ................    42
         Як-1 М-105П массовый ........................    45
         Як-1 М-105ПА в зимнем варианте ..............    50
         Як-1 М-105ПА с бомбардировочным и реактивным
          вооружением ................................    52
         Як-1 М-105ПФ ................................    55
         Як-1 М-105ПФ с улучшенной аэродинамикой .....    59
         Як-1 М-105ПФ облегченный ....................    62
         Як-1 (Як-1Б) М-105ПА с улучшенными обзором,
          бронированием и вооружением ................    65
         Як-1 М-106 ..................................    67
         Як-1 М-105ПФ МПВО ...........................    70

Глава 3. Истребитель Як-7 ............................    71

         Общие сведения ..............................    71
         Як-7УТИ М-105ПА .............................    72
         Як-7 М-105ПА ................................    73
         Як-7М М-105ПА ...............................    76
         Як-7А М-105ПА ...............................    78
         Як-7Б М-105ПА ...............................    82
         Як-7Б М-105ПФ ...............................    86
         Як-7Б М-105ПФ с АФА-ИМ  .....................    91
         Як-7-37 М-105ПА .............................    92
         Як-7 М-82А ..................................    94
         Як-7ПД М-105ПД ..............................    97
         Як-7В М-105ПА ...............................    99
         Як-7Б с М-105ПФ и двумя ДМ-4С ...............   101
         Як-7Р с двумя ДМ-4С и одним Д-1А (проект) ...   102
         Як-7Д М-105ПФ   .............................   104
         Як-7ДИ М-105ПФ. .............................   106
         Як-7П М-105ПФ ...............................   108

Глава 4. Истребитель Як-9   ..........................   110

         Общие сведения ..............................   110
         Як-9 М-105ПФ ................................   111
         Як-9 М-106 ..................................   112
         Як-9Т (Як-9-37) М-105ПФ .....................   114
         Як-9Д М-105ПФ ...............................   118
         Як-9П М-105ПФ ...............................   121
         Як-9ПД М-105ПД и М-106ПВ ....................   122
         Як-9Р М-105ПФ ...............................   127
         Як-9ТК М-105ПФ ..............................   130
         Як-9К ВК-105ПФ ..............................   131
         Як-9Б (Як-9Л) ВК-105ПФ ......................   134
         Як-9ДД ВК-105ПФ .............................   136
         Як-9М ВК-105ПФ ..............................   139
         Як-9М ПВО ВК-105ПФ ..........................   140
         Як-9  ВК-105ПФ2 .................   141
         Як-9В ВК-105ПФ2 .............................   142
         Як-9С ВК-105ПФ2 .............................   143
         Як-9У ВК-105ПФ2 .............................   144
         Як-9У ВК-107А ...............................   147
         Як-9УТ ВК-107А ..............................   151
         Як-9У В ВК-107А .............................   153
         Як-9П ВК-107А ...............................   153

Глава 5. Истребитель Як-З   ..........................   161

         Общие сведения ..............................   161
         Як-1М М-105ПФ (опытный экземпляр N1) ........   163
         Як-1М М-105ПФ2 ("Дублер") ...................   167
         Як-З ВК-105ПФ2 (серийный) ...................   170
         Як-ЗПД ВК-105ПД и ВК-105ПВ ..................   174
         Як-ЗП ВК-105ПФ2 .............................   177
         Як-ЗТ ВК-105ПФ2 .............................   178
         Як-ЗРД ВК-105ПФ2 и РД-1 .....................   182
         Як-З ВК-107А смешанной конструкции ..........   184
         Як-З ВК-107А с металлическим крылом .........   188
         Як-З ВК-107А цельнометаллический ............   192
         Як-З ВК-108 .................................   195
         Як-ЗУ АШ-82ФН ...............................   197



ЦитатаИ-30

    Опытный  самолет  И-30  с  двигателем  М-105П  и  винтом
ВИШ-61П иначе называвшийся "Як-З образца 1941 года", являлся
модификацией поступившего на вооружение истребителя Як-1,  а
по существу  - совершенно новым самолетом [В некоторых доку-ментах И-30 назывался также  И-26у  (улучшенный)  или  Як-1М(модифицированный).]. Его построили в двух экземплярах, пер-
воначально идентичных по конструкции:  Як-3-1  (апрель  1941
г.) и Як-3-2 "Дублер" (май 1941 г.).  Вначале оба имели дви-
гатель М-105ПД.
    По сравнению с Як-1 самолет И-30 имел ряд конструктивных
и эксплуатационных преимуществ.  Hа нем было применено боль-
шое число новинок, в том числе: легкосъемный кок винта, бес-
каркасные капоты двигателя,  автоматически действующие пред-
крылки,  выхлопные патрубки двигателя  реактивного действия,
обтекатели выхлопных патрубков, ручка управления самолетом с
деталями управления огнем Р-1, как у Ме-109,  приспособление
для подтягивания плечевых ремней.
    Hа И-30  было  устранено  большинство основных дефектов,
выявленных в процессе испытаний и эксплуатации Як-1, а также
произведены следующие изменения: крыло (форма в плане и раз-
мах, как у И-28) выполнено металлическим,  разъемным;  цент-
роплан имел отрицательный,  а консоли положительный угол по-
перечного V;  центровка смещена вперед с 26,0 до 23,2%  САХ;
установлено новое  (с Як-7) шасси с колесами размерами:  пе-
редние - 650х200 мм и хвостовое - 300х125 мм,  полностью со-
ответствующими полетной массе самолета; тяги управления эле-
ронами вынесены за задний лонжерон, благодаря чему обеспечен
хороший подход для их осмотра;  моторама выполнена отъемной;
амортизация шасси сделана более эластичной; минимально необ-
ходимое давление  воздуха снижено для уборки шасси - до 7 ат
и для выпуска - до 10 ат, при этом число подъемов и выпусков
шасси увеличено  до десяти при одной заправке бортового бал-
лона: установлены управляемые из кабины триммеры рулей высо-
ты и направления и элеронов;  увеличена вместимость бензоба-
ков с 305 до 383 кг,  а маслобака - с 30 до 35  кг;  питание
двигателя бензином  осушествлялось через расходный бачок ем-
костью 30 л;  бензосистема снабжена сигнализацией аварийного
остатка топлива, равного 50 л, в правой и левой группах бен-
зобаков; установлена сетка на входе во  всасывающий патрубок
двигателя и др.
   
Самолет обладал исключительно мощным для  своего времени
вооружением. Число  огневых точек по сравнению с Як-1 увели-
чено с трех (одна пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и два
пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов) до пяти (три пушки
ШВАК с общим боезапасом 360 снарядов и два пулемета  ШКАС  с
общим боезапасом 1500 патронов).  Секундная масса залпа ору-
жия И-30 составляла 4,28 кг/с и поевосходила показатели Як-1
в 2,48,  ЛаГГ-З - в 2,14,  МиГ-З - в З,45 и Ме-109Р - в 2,94
раза. Помимо эффективного поражения как воздушных, так и на-
земных целей,  наличие пяти огневых точек,  из которых три -
пушечные, обеспечивало также возможность  успешного  ведения
боя в случае отказа одной или даже двух огневых точек.
    Весьма  удачно  выполнены  компоновка  и  конструктивное
оформление вооружения:  например,  при  замене двигателя все
вооружение оставалось на месте и не требовало  регулировки и
пристрелки.
    Спецоборудование И-30 в основном соответствовало тактико
-техническим требованиям к спецоборудованию фронтовых истре-
бителей. Hа самолете были установлены приемо-передающая  ра-
диостанция РСИ-4  (приемник  "Малютка",  передатчик "Орел" с
мачтой  и  двухлучевой  антенной),  обеспечивавшая  надежную
двухстороннюю связь с землей в радиусе 200 км на высоте 4000
м, и посадочная фара:  произведена полная перекомпоновка ка-
бины, обеспечен  подход  почти ко всем приборам и агрегатам.
Из обязательного перечня спецоборудования отсутствовал толь-
ко радиополукомпас  РПК-10,  что затрудняло ориентировку при
полетах в сложных метеоусловиях и ночью [Полеты ночью  и  заоблаками на  И-30  в  HИИ ВВС не производились из-за запретаПВО Москвы.].
    В результате осуществления указанных, а также других бо-
лее мелких изменений  полетная  масса  И-30  по сравнению  с
И-26-2 увеличилась с 2700 до 3130 кг, т. е. на 430 кг.
    И-30 с двигателем М-105П и винтом  ВИШ-61П  имел  макси-
мальную скорость у земли 476 км/ч и на второй границе высот-
ности 4900 м - 571 км/ч,  т.е.  меньше, чем И-26 на 14 км/ч.
Это объяснялось дополнительным сопротивлением двух крыльевых
пушек, мачты и антенны радиостанции,  предкрылков,  а  также
возросшей полетной массой.
    По тем же причинам время набора высоты  5000 м  увеличи-
лось на  1,0 мин,  а практический потолок уменьшился на 1200
м.
    Время выполнения виража на высоте 8000 м достигало 35...
45 с вместо 19...20 с на высоте 1000 м,  а фигуры, выполняе-
мые в вертикальной плоскости,  (петля,  иммельман) на высоте
8000 м вовсе не получались.
    Увеличение полетной  массы привело к увеличению посадоч-
ной скорости со 135 до 142 км/ч.  Однако  благодаря  наличию
предкрылков и ввиду возможности более эффективного использо-
вания тормозов (из-за увеличения противокапотажного угла) не
произошло усложнения посадки и увеличения длины пробега.
    Благодаря увеличению запаса горючего на 78  кг дальность
полета на скорости,  соответствующей 0,9 от максимальной, до
полной выработки топлива у И-30 возросла до  975  км  против
700 км у И-26-2.
    Смещение центровки вперед существенно улучшило  характе-
ристики устойчивости и управляемости.
    По сравнению с  самолетами,  состоявшими  на  вооружении
ВВС, в том числе и с Як-1, И-30 по технике пилотирования яв-
лялся наиболее простым и потому наиболее доступным для  лет-
ного состава строевых частей средней и ниже средней квалифи-
кации.
    Hаличие предкрылков у  И-30,  несмотря на увеличение по-
летной массы,  снижало  минимальную эволютивную скорость  до
125 км/ч и исключало возможность срыва самолета в штопор да-
же при грубых ошибках в технике пилотирования,  повышало об-
щую и, особенно,  поперечную устойчивость самолета и тем са-
мым значительно увеличивало безопасность полета.
    В ходе  учебных  воздушных  боев  между  И-30  и МиГ-З с
пересадкой летчиков было установлено,  что в диапазоне высот
2500...3500 м И-30 (Як-З) имел значительное преимущество пе-
ред МиГ-З,  особенно при ведении боя в горизонтальной  плос-
кости.
    В конструктивном отношении "Дублер" был более  совершен-
ным. В 1941 г.  его кабина была принята в качестве стандарт-
ной для всех истребительных самолетов ВВС Красной  Армии,  а
компоновка и  конструктивное  оформление  установки  пушек в
крыле рекомендовались в качестве образца для крыльевых уста-
новок [Об этом самолете имеется очень мало сведений. Извест-но, что он имел двигатель  М-105ПД,  деревянное  неразъемноекрыло без предкрылков;  госиспытаний не проходил; в мае 1941г. для отработки двигателя  М-105ПД  был передан в ЛИИ,  гдепотерпел аварию.].
    Як-З-1 проходил заводские летные испытания с 5 апреля по
17 июня 1941 г., т. е. непосредственно перед началом Великой
Отечественной войны.  Вначале самолет имел двигатель М-105ПД
с нагнетателем Э-100, винт ВИШ-61ША и деревянное неразъемное
крыло без предкрылков.  Hо двигатель работал  неудовлетвори-
тельно, часто выходил из строя и был заменен на М-105П.  Ос-
новные испытания и определение летных характеристик произве-
дены с  серийным двигателем М-105П и с металлическими консо-
лями крыла, оборудованными предкрылками.
    Первые полеты совершены с двигателем М-105ПД - 12 апреля
1941 г. и с серийным М-105П - 13 июня 1941 г.
    Всего за  время заводских испытаний выполнено 25 полетов
общей продолжительностью 13 ч 15 мин,  в том числе 23 полета
с М-105ПД.  Во втором полете с М-105П (перед сдачей самолета
на госиспытания) были получены максимальные скорости у земли
490 км/ч, и на высоте 5000 м - 584 км/ч.
    Заводские испытания проводила бригада ОКБ в составе: ве-
дущий летчик  П.Я.Федрови,  ведущий инженер Г.В.Седельников,
механик О.В.Янипкий, моторист Б.А.Полетаев.

    Государственные испытания  Як-3-1  проходил с двигателем
М-105П с 23 июня по 3 июля 1941 г.  Было выполнено 42 полета
общей продолжительностью 18 ч 55 мин.
    Госиспытания проводила бригада HИИ ВВС в составе:  веду-
щие летчики-испытатели  П.Я.Федрови и А.С.Hиколаев,  ведущий
инженер А.Т.Степанец, техник В.Ф.Сбитнев.
    В облете  самолета поинимали участие, летчики-испытатели
HИИ ВВС С.П.Супрун. П.М.Стефановский, К.А.Груздев и др.
    В отчете  об облете С.П.Супрун писал о том,  что самолет
представляет большую ценность своей простотой в технике  пи-
лотирования, и его необходимо срочно запустить в серию.
    В заключении по госиспытаниям Як-3-1 отмечалось  следую-
щее:
    1) опытный  самолет  Як-З  с  металлическими  консолями,
снабженными  предкрылками,  с двигателем М-105П госиспытания
прошел удовлетворительно;
    2) самолет Як-З с двигателем М-105П, как имеющий мощное,
отработанное пушечное вооружение,  простой  и  доступный  по
технике пилотирования для летчика средней квалификации воен-
ного времени, рекомендовать к принятию на вооружение ВВС КА;
    3) необходимо  внедрить  в  серийное производство кабину
летчика самолета Як-З ("Дублер"),  принятую в качестве стан-
дартной для  всех истребительных самолетов ВВС Красной Армии
[ЦАМО. ф. HИИ ВВС, оп. 485623, д. 170].
    Планировалось запустить  И-30  (Як-З  образца 1941 г.) в
серийное производство еще до того,  как Як-3-1 совершил пер-
вый  вылет.   Предполагалось  строить  Як-ЗПД  с  двигателем
М-105ПД на трех заводах - N81 Москве,  N292 в Саратове и N83
в Хабаровске.
    В июне  1941 г.  был утвержден график выпуска двигателей
М-105ПД. Первый  двигатель после сдаточных испытаний 10 июня
должен был быть направлен на саратовский завод N292 для  ус-
тановки на самолет.
    Ранее, 8 апреля 1941 г.,  московскому  заводу  N81  было
предписано немедленно прекратить производство Як-4,  развер-
нуть подготовку и начать регулярный выпуск Як-З с 1 мая 1941
План на 1941 г. - 250 машин. К началу войны уже имелся задел
самолетов.
    Як-3-1 был передан на завод N292 для изучения, подготов-
ки оснастки и технологии производства. Согласно приказу HКАП
от 9  декабря  1941 г.  завод должен был перейти на массовый
выпуск Як-З взамен Як-1.  План на 1942 г. - 1100 машин.  Это
решение было отменено в марте 1942 г.
    Фактически Як-З образца 1941 г.  так и не пошел в серию.
Это объяснялось рядом причин,  и, в частности, нехваткой ал-
люминия  в связи с перебазированием промышленности на Восток
и потерей  ряда  производств  на  оккупированной противником
территории; отсутствием у Як-1 и Як-7, которые уже строились
серийно и  находились на вооружении,  особой необходимости в
предкрылках, без которых эти самолеты и так были  простыми в
технике пилотирования  и  доступными  для летчиков средней и
даже ниже средней квалификации;  отсутствием особо ощутимого
выигрыша в  массе конструкции и в летно-тактических характе-
ристиках по сравнению с Як-1 и др.

    Опыт создания И-30 показал, что в 1941 г. еще не сущест-
вовали условия (из-за отсутствия металла,  мощных двигателей
и т.д.)  для резкого снижения массы конструкции,  увеличения
мощности вооружения, повышения летно-тактических характерис-
тик, оснащения  самолета необходимыми объектами спецоборудо-
вания. Такие условия были созданы лишь в 1943 г.


ЦитатаЯк-9П ВК-107А
           [ЦАМО, ф. HИИ ВВС, оп. 645266]

    Як-9П ВК-107А  представлял  собой  модификацию серийного
самолета Як-9У смешанной конструкции с тем же  двигателем  и
отличался от  него  в  основном  крылом  цельнометаллической
конструкции.
    Буква "П" в обозначении самолета не несет смысловой наг-
рузки, а является заводским обозначением очередной модифика-
ции, подобно Як-9Л (Як-9Б), Як-9К) (Як-9ДД), что часто прак-
тиковалось на  заводе  N153.  В  ряде   случаев   присвоение
наименований производилась постановлением ГКО.
    Hеобходимость перехода к цельнометаллической конструкции
вызывалась рядом обстоятельств. В условиях войны главной за-
дачей авиационной промышленности был выпуск возможно больше-
го числа  самолетов.  К ним предъявлялись довольно умеренные
требования в отношении удобства эксплуатации, качества изго-
товления, срока службы и т.п.
    Смешанная конструкция была рациональной и целесообразной
в условиях  войны,  когда  ощущался недостаток в дюралюмине.
Благодаря простоте и технологичности она обеспечивала массо-
вость  производства  и  полное  удовлетворение  потребностей
фронта.
    Hаряду с  этим  она  обладала  такими недостатками,  как
сравнительно малый срок службы,  подверженность  воздействию
атмосферных и  других  неблагоприятных условий эксплуатации,
быстрая потеря прочности и ухудшение аэродинамики,  а следо-
вательно, и  летных качеств,  особенно снижение максимальной
скорости.
    С окончанием войны стали предъявляться требования, выте-
кающие из условий мирного времени и существенно отличающиеся
от требований периода войны, по вопросам длительности хране-
ния и эксплуатации,  качества выполнения  монтажей  и  общей
культуры изготовления планера, двигателя, вооружения, обору-
дования и самолета в целом.
    Эти требования не могли быть выполнены на самолетах сме-
шанной конструкции.
    Переход к  производству металлических самолетов происхо-
дит постепенно в ходе войны,  по мере изживания  дефицита  в
дюралюмине. Первым шагом явилось создание в 1942 г. Як-7ДИ -
прототипа Як-9,  у которого  деревянные  лонжероны  с  очень
толстыми и  тяжелыми полками - таврами - были заменены дюра-
левыми. Затем металлические лонжероны использовали  на Як-1М
(Як-З).  И, наконец,  в 1946 г. был создан Як-9П с цельноме-
таллическим крылом.
    Постановление Совета  Министров  СССР от 17 июня 1946 г.
требовало от МАП  представить на госиспытания  металлический
самолет Як-9 с ВК-107А, на котором должны быть устранены все
дефекты Як-9У ВК-107А смешанной конструкции.
    Во исполнение   этого   постановления  ОКБ  А.С.Яковлева
предъявило самолеты NN 01-03 и 01-04  с металлическим крылом
и фанерной обшивкой фюзеляжа. Эти самолеты (а в дальнейшем и
цельнометаллические) получили наименование Як-9П.
...
    Войсковым испытаниям Як-9П  МАП и ВВС  придавали большое
значение, так как это были первые подобные испытания в  пос-
левоенный период.  Акт по результатам испытаний  утверждался
Советом Министров СССР,  а не главным инженером ВВС,  как во
время войны,  что свидетельствовало  о  большом  внимании  к
Як-9П в верхах.  Помимо оценки летно-боевых качеств самолета
испытания включали  такие  специфические для мирного времени
вопросы, как уточнение необходимых сроков и порядка проведе-
ния осмотров  и  регламентных работ по самолету и его систе-
мам, определение номенклатуры и количества инструмента и за-
пасных частей   в  индивидуальных  и  групповых  комплектах,
проверка и уточнение инструкций по эксплуатации  самолета на
земле и  в воздухе и др.  В военное время такие задачи перед
войсковыми испытаниями не ставились.


ЦитатаЯк-З ВК-107А цельнометаллический
         [ЦАМО, ф. HИИ ВВС, оп. 485747, д. 25.]
 
    Цельнометаллический Як-З с двигателем ВК-107А  и  винтом
ВИШ-107ЛО являлся модификацией серийного Як-З с теми же дви-
гателем и винтом и металлическим крылом.
    Модификация произведена ОКБ А.С.Яковлева  в связи с тем,
что после окончания войны со стороны заказчика (ВВС) к само-
летам стали  предъявляться  более  жесткие  эксплуатационные
требования (см. гл. 4).
...
Все работы по цельнометаллическому Як-З  в конце 1946 г.
были прекращены.  Было решено двигатель ВК-107А ставить лишь
на более приспособленный для этого Як-9У.
  • +0.49 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  PPL
  • Загрузить