Пасечник ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 13:25:09 |
Александр__1 ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 15:57:49 |
Цитата: Пасечник от 24.09.2021 13:25:09
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
24 сен 2021 17:48:12 |
Александр__1 ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 18:35:22 |
navi2 ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 18:47:16 |
Александр__1 ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 19:38:52 |
Цитата: Асгл от 24.09.2021 19:33:28
АнтонЛ ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 19:42:15 |
Цитата: Асгл от 24.09.2021 19:33:28
Александр__1 ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 20:04:18 |
Цитата: АнтонЛ от 24.09.2021 19:42:15
ЦитатаПравде, как бы она горька ни была, надо смотреть прямо в лицо. Политика, не удовлетворяющая этому условию, есть гибельная политика.
АнтонЛ ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 20:11:19 |
Александр__1 ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 06:45:30 |
Цитата: АнтонЛ от 24.09.2021 20:11:19
Алёша Попович ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 22:35:32 |
rat1111 ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 23:15:35 |
Безыменский188 ( Слушатель ) | |
24 сен 2021 23:42:31 |
Цитата: rat1111 от 24.09.2021 23:15:35
Александр__1 ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 06:46:30 |
МОВ ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 07:48:52 |
Александр__1 ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 08:40:33 |
Цитата: МОВ от 25.09.2021 07:48:52
Цитата: МОВ от 25.09.2021 07:48:52
АнтонЛ ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 09:34:26 |
Александр__1 ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 14:48:12 |
Цитата: АнтонЛ от 25.09.2021 09:34:26
Bugi ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 16:07:01 |
Александр__1 ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 16:43:39 |
Цитата: Bugi от 25.09.2021 16:07:01
Bugi ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 17:32:58 |
Александр__1 ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 17:55:48 |
Цитата: Bugi от 25.09.2021 17:32:58
АнтонЛ ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 21:30:49 |
Цитата: Bugi от 25.09.2021 17:32:58
АнтонЛ ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 21:24:03 |
alexandivanov ( Слушатель ) | |
20 окт 2021 20:55:07 |
ЦитатаЯ рано выучилась ненавидеть национальный гнет, рано поняла, что евреи, поляки и другие народности ничуть не хуже русских, и потому я от всего сердца присоединилась, когда стала взрослой, к программе партии РКП, где говорилось о праве наций жить, управляться, как они хотят; признание права наций на самоопределение казалось мне очень правильным.
...
Мама часто рассказывала о том, как она жила в гувернантках у помещицы и вдоволь насмотрелась, как обращались помещики с крестьянами, какое это было зверье. И когда однажды мы поехали на лето (пока отец искал место) гостить к той помещице, у которой мама учила когда- то сыновей, я, несмотря на то, что мне было пять лет, скандалила, не хотела ни здороваться, ни прощаться, ни благодарить за обед, так что мама была рада-радешенька, когда за нами приехал отец и мы уехали из Русанова (так называлось имение помещицы). А когда мы ехали из Русанова в кибитке (дело было зимой), нас чуть не убили дорогой крестьяне, приняв за помещиков, избили ямщика и сулились спустить в прорубь.Отец не винил крестьян, а потом в разговоре с матерью говорил о вековой ненависти крестьян к помещикам, о том, что помещики эту ненависть заслужили.В Русанове я успела подружиться с деревенскими ребятами и бабами, меня ласкавшими. Я была на стороне крестьян. Слова отца запомнила на всю жизнь, и понятно, почему потом, будучи взрослой, я стояла за конфискацию помещичьих земель и передачу земли крестьянству.Так же рано (мне было тогда шесть лет) я научилась ненавидеть фабрикантов. Отец служил ревизором в Угличе на фабрике Говарда и часто говорил о всех тех безобразиях, которые там делались, об эксплуатации рабочих и т. п. Я слушала.А потом я играла с ребятами рабочих, и мьи ладили из-за угла швырнуть комом снега в проходившего мимо управляющего.Когда мне было 8 лет, мы жили в Киеве,— началась турецкая война. Я нагляделась на патриотический угар, наслушалась о зверстве турок, но я видела израненных пленных, играла с пленным турчонком и находила, что война — самое вредное дело.Потом отец повел меня на выставку картин Верещагина, где было изображено, как штабные во главе с каким-то великим князем, в белых кителях, из безопасного местечка рассматривали в бинокль, как умирали солдаты в схватке с врагом. И хотя тогда я не умела еще все осознать, но потом, будучи уже взрослой, я была всем сердцем с армией, отказавшейся вести дальше империалистическую войну.
...
ЦитатаТогда были еще такие нравы, что приехавший инспектор закрывал повторительную группу за то, что там проходили дроби, когда по про-грамме полагалось лишь четыре правила арифметики, что рабочего высылали по этапу на родину за употребление в разговоре с управляющим выражения «интенсивность труда» и т. д. И тем не менее в школе можно было работать. Можно было говорить, что угодно, не употребляя там страшных слов: «царизм», «стачка», «революция». И мы (на следующий год в школу поступило еще несколько марксистов) старались, не поминая имени Маркса, разъяснить ученикам марксизм. Меня удивляло, как легко было, стоя на почве марксизма, объяснять рабочим самые трудные вещи.
....
Моя работа по народному образованию тесно связана с пропагандистской и агитационной работой партии.
....
ЦитатаРусский язык должен быть центром преподавания в школе для взрослых, так как цель этих занятий — дать человеку возможность ясно, отчетливо понимать чужую речь, устную и письменную, следить за всеми изгибами мысли других людей, с одной стороны, с другой — дать ему уменье самому точно, ясно, сильно передавать другим путем устной и письменной речи все свои многосложные мысли и чувства. Язык есть великое средство сближения между людьми, их взаимного понимания. Такие выражения, как «найти общий язык», «говорить на двух разных языках» и т. п., как нельзя лучше характеризуют эту роль языка — быть орудием общения между людьми. И вот дать возможность ученику овладеть родным языком — значит приобщить его к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. Это задача очень трудная, очень большая, и приступать к ней надо с ясным сознанием цели. Иначе будет зряшная растрата сил, погоня за второстепенным, за мелочами.
....
данный сборник статей Горького очень многое даст для подбора изучаемого материала, для увязки его с задачами текущего момента. Партийным духом должна быть пропитана программа ПОлитературе. Большое внимание должна уделять она современной литературе.«Марксистская наша молодежь действительно сумеет встать рядом с узбеком и киргизом, с чеченцем и самоедом, встать с каждым, как равный с таким же равным. Это факт, культурное значение которого нельзя преувеличить: суть факта в том, что литература объединяет-все племена Союза Советов не только силой своей революционной идеологии, но и своим активным товарищеским стремлением понять человека «изнутри», изучить и осветить его древний быт, вековые навыки его. Иными словами, молодая литература наша энергично служит делу объединения всего трудового народа в единую культурно-революционную силу. Это — задача совершенно новая, важность ее не требует доказательств, и само собой разумеется, что старая литература перед собой такую задачу не ставила, не могла поставить» *.Достаточно ли этот вопрос отразился в нашей программе по литературе? Мне кажется, недостаточно.Ленину чрезвычайно нравились статьи Горького о мещанстве. В 1908 г. он писал Горькому, прося написать для ЦО1 2 еще статью в этом роде. И вот двадцать пять лет спустя, в 1933 г., Горький пишет замечательную статью «О социалистическом реализме», в которой зовет советских писателей к бдительности. «Наш, советский писатель должен твердо знать, что большинство его современников — материал его работы—-люди, воспитанные веками беспощадной борьбы друг с другом за кусок хлеба, и что все его «ближние», каждый из них, охвачены стремлением к материальному благополучию... На стремлении людей к материальному благополучию построена вся культура человечества, но его паразит — буржуазия,— обладая властью и ничем не ограниченной возможностью эксплуатации рабочих и крестьян, создала на почве удовлетворения необходимых потребностей тот соблазнительный излишек, который именуется «роскошью»1. И далее Горький пишет о том, как своей страстью к наживе, к накоплению денег и вещей буржуазия заразила весь мир и даже известные слои рабочего класса. «Не надо думать, что я против роскоши вообще, нет, я — за роскошь для всех, но против идолопоклонства вещам. Делай вещи как можно лучше, они будут более прочны, избавят тебя от затраты лишнего труда, но «не сотвори себе кумира» из сапога, стула или книги, сделанных тобою,— вот хорошая «заповедь»! И было бы очень хорошо, если б заповедь эту усвоила наша рабочая молодежь»1 2. «Для того чтоб ядовитая, каторжная мерзость прошлого была хорошо освещена и понятна, необходимо развить в себе уменье смотреть на него с высоты достижений настоящего, с высоты великих целей будущего»3.
...
16. Если в группе есть учащиеся других национальностей, не вполне овладевшие русским языком, с ними надо организовать особые занятия с учетом особенностей их языка, чтобы не задерживать класс на упражнениях, для всего класса в целом ненужных, но особо важных для нацменов.
...
Цитата«На что мне грамота? Знать бы рукомесло. Отец безграмотный был, а какой работник-то — все уважали. И я работать горазд, семью кормлю, а грамота — на что она?» — так говорили лет сорок-пятьдесят назад. Теперь кухарка Аннушка, только что приехавшая из деревни, отойдя от плиты, урывками, с каким-то озлоблением и отчаянием заглядывает в букварь. «Пробка деревенская, опять забыла!» — ругает она себя. Спросите ее, на что ей грамота,— она сказать не сумеет, пожалуй, но желание стать грамотной охватывает все ее существо, это что-то стихийное.Бурный поток революции снес старые устои, каждый день ломает старый быт. Жить, как отцы и деды, нельзя, надо жить по-другому. Как? Книжка поможет разобраться. Вера в книжку часто бывает безгранична. «Мы ни на чью сторону не станем, ни в какую партию не вступим,— говорили крестьяне Арзамасского уезда агитатору.— Вот выучимся грамоте —сами все прочитаем, никто нас тогда не проведет».Иногда жажда знания принимала первое время после революции довольно неожиданные формы. Поставят солдат на постой в реальное училище, а они найдут там библиотеку и изорвут в клочки: «Коли мы безграмотны, так не доставайся никому!»Теперь, конечно, такие случаи не повторяются. Культурно-просветительная работа в Красной Армии направила порывы красноармейцев в другое русло.Вряд ли нужно сейчас агитировать за ликвидацию безграмотности: общественное развитие достаточно подготовило почву для этого дела, создав в массах стихийную тягу к знанию, сознание того, что грамотность является необходимой, хотя, само собой, недостаточной предпосылкой всякого советского строительства.
....
Ликвидировать быстро безграмотность в нашей безграмотной России, где женское население местами сплошь безграмотно да и мужского-то населения половина фамилии подписать не умеет, ликвидировать безграмотность в стране, где на некоторые губернии приходится до 300 тысяч безграмотных, при отсутствии букварей, бумаги, карандашей, перьев и пр.— разве это не утопия? Так казалось многим, но Малому Совнаркому были доставлены Главполитпросветом обширные материалы о темпе развития дела ликвидации безграмотности в целом ряде городов, и проект декрета был признан достойным внимания и утвержден'.Этот декрет имеет громадное значение.Массы темны и безграмотны не потому, что им нравится быть темными и безграмотными, а потому, что до сих пор нужны были особо благоприятные условия, чтобы рабочий или крестьянин, а тем более работница или крестьянка, будучи уже взрослыми, могли обучиться грамоте. Нет никого, кто бы обучил, объяснил, растолковал, нет времени, нельзя отлучиться из дому и пр.Вот декрет и должен поспособствовать тому, чтобы были созданы такие условия, при которых каждый желающий научиться грамоте мог бы это сделать, не употребляя для этого героических усилий, не принося тяжелых жертв.
...
За последнее десятилетие (статья написана в 1910 г.— Я. К.) развитие машинного производства характеризуется таким строением машин, что они требуют для своего обслуживания немногих, но интеллигентных и хорошо оплачиваемых рабочих».«Основная идея развития машинной техники — использование в рамках разделения труда человека не как мускульной машины, а как мыслящего существа. Главным средством осуществления этой идеи является распределение электрической силы».«Потребность в обученных рабочих останется и будет все расти. Современная подготовка квалифицированных рабочих будет иметь большее значение, чем страхование на случай болезни и старости, ибо неквалифицированный рабочий будет так же мало пригоден для работы, как больной. Государство, которое не будет заботиться о подготовке квалифицированных рабочих из среды подрастающего поколения, может очутиться в таком положении, как если бы оно послало деревянные суда с пушками, заряжающимися с дула, в бой с панцирными линейными судами со скорострельными орудиями», Итак, цитаты из Ферстера и Отто Каммерера указывают:
1) на необходимость освобождения квалифицированного рабочего от всякого гнета, зависимости, принуждения, понижающих его работоспособность, инициативу;
2) на тенденцию современной техники увеличивать спрос на высококвалифицированных, но не узко специализировавшихся рабочих.
....
Чтобы упрочить коммунизм, необходимо не только восстановить разрушенные белыми мосты, пути, заводы и пр., нужно преобразовать все производство страны, надо централизовать его, оборудовать по последнему слову техники, учесть все научные открытия и применить их к производству — одним словом, создать те материальные предпосылки, которые необходимы для возможности осуществления коммунизма.
....
Когда вопросы войны отошли на задний план и в первую очередь выдвинулись вопросы экономического строительства, сейчас же с полной ясностью вырисовалась малая подготовка рабочих масс к этому строительству. Вопрос о профессионально-техническом образовании был поставлен с надлежащей серьезностью: надо создать кадры квалифицированных рабочих, без этого невозможно экономическое строительство.
...
«Настоящая трагедия человеческой жизни, по-видимому, кроется в различии человеческой одаренности». Эти слова Эмерсона остаются глубоко верными до тех пор, пока талант является личным делом его владельца и развитие или заглушение его зависят от случая, пока талант используется индивидуалистически, как орудие в борьбе за существование, или лежит под спудом. «Каждая способность, с которой человек рождается, как бы ничтожна или значительна она ни была, несет с собой право и обязанность: право индивидуума на предоставление ему всех необходимых условий для развития и применения его способностей; обязанность — применить свой талант наилучшим образом для общественных целей».«Каждая отрасль производства, каждое производство будет давать максимум, когда его обслуживать будут люди, действительно приспособленные для этого рода работы, поставленные каждый соответственно их специальной одаренности на соответствующее место».«Одаренность бывает не только в области умственных способностей, но и в области воли, и ее нельзя недооценивать».
....
Наряду с развитием психотехники разрабатывается и вопрос о том, какие свойства нужны для рабочих тех или иных отраслей производства.В No 134 «Schriften des Vereins für Sozialpolitik» («Работы общества по разработке вопросов социальной политики») помещен ряд монографий по вопросу о приспособленности рабочих к той или иной работе: Беньков- ского «Исследования, касающиеся приспособленности к работе и производительности труда рабочих одной кабельной фабрики», Ганса Хинке «Подбор и приспособление к делу книгопечатников, особенно рабочих, работающих на наборных машинах», д-ра Кл. Хейса «Подбор и приспособление к делу рабочих в берлинской мастерской точней механики», Юлиуса Дейтма «Подбор и приспособление к профессии рабочих в Австрии, в Вене, на заводе Сименс — Шукерт» и ряд других монографий по этому же вопросу.Все они дают ряд интересных фактов.
....
При постановке у нас профессионального образования мы должны самым тщательным образом учесть опыт Западной Европы и Америки.«У нас другое дело,— скажут иные скептики,— совершенно другие условия: мы страна отсталая, и пока нам не нужно особенно мудрить». Конечно, мы не можем целиком брать пример' с Европы или Америки, а должны брать только то, что для нас подходит; но их опыт может предостеречь нас от многих ошибок, во-первых, а затем — указать нам на общую тенденцию, на общее направление развития профессионального образования, тесно связанного с общей тенденцией развития техники.Возьмем, например, очень остро стоящий у нас вопрос: каких квалифицированных рабочих надо подготовлять— узких специалистов, умеющих артистически работать, скажем, на каком-нибудь одном станке, или же рабочих, хорошо знающих определенную отрасль производства, умеющих хорошо работать на ряде несколько видоизмененных машин и вообще гораздо легче приспособляющихся к новым условиям техники?Чтобы ответить на этот вопрос, надо себе отдать отчет, в каком положении находится современная промышленность России и как пойдет в ней дальнейшее развитие техники. Отвечая на этот вопрос, мы скажем: наша промышленность стоит далеко не на высоте современной техники, в ней существует ряд заводов, оборудованных технически достаточно современно, но это незначительная часть, большинство же фабрик и заводов устроено по-старому и требует коренной реорганизации. Но самое главное — очень значительные отрасли производства слишком слабо захвачены еще крупным производством. Применение техники к земледелию очень слабо.Долго ли останется такое положение вещей? Само собой, нет. При данном развитии техники невозможен не только коммунизм, но даже социализм. Только при вполне целесообразном, экономном распределении сил возможно то материальное довольство, то полное обеспечение всех всем необходимым, которое является предпосылкой коммунизма.
...
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
25 сен 2021 18:10:26 |
Цитата: МОВ от 25.09.2021 07:48:52
Александр__1 ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 18:16:52 |
rat1111 ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 22:20:38 |
Цитата: МОВ от 25.09.2021 07:48:52
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
25 сен 2021 23:18:46 |
Цитата: rat1111 от 25.09.2021 22:20:38
rat1111 ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 23:31:01 |
Цитата2. Землю крестьяне получили, более того крестьяне распоряжались землёй как могли
Цитата3. СНК это и есть орган управления промышленностью в интересах рабочих,.
Безыменский188 ( Слушатель ) | |
26 сен 2021 01:02:08 |
Цитата: rat1111 от 25.09.2021 22:20:38
rat1111 ( Слушатель ) | |
26 сен 2021 01:21:43 |
Безыменский188 ( Слушатель ) | |
26 сен 2021 01:27:24 |
Цитата: rat1111 от 26.09.2021 01:21:43
rat1111 ( Слушатель ) | |
26 сен 2021 01:29:58 |
Безыменский188 ( Слушатель ) | |
26 сен 2021 02:01:25 |
Цитата: rat1111 от 26.09.2021 01:29:58
Алёша Попович ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 21:32:23 |
Цитата: rat1111 от 24.09.2021 23:15:35
rat1111 ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 22:23:24 |
Алёша Попович ( Слушатель ) | |
25 сен 2021 23:59:50 |
Цитата: rat1111 от 25.09.2021 22:23:24
rat1111 ( Слушатель ) | |
26 сен 2021 00:48:51 |
AndreyK-AV ( Практикант ) | |
24 сен 2021 22:15:58 |
ЦитатаВсего за две пятилетки в стране построили более 5 000 крупных объектов, среди них около трехсот таких гигантов, как Днепрогэс, Уралмаш, Азовсталь, Запорожсталь и Криворожсталь, ХТЗ и СТЗ, Турксиб, Московский метрополитен. Показатели роста промышленного производства (не в фиктивном ВВП, а в реальных тоннах и единицах) удваивались каждые четыре года.
За десять лет была создана полная база собственного производства: от выплавки металла до выпуска станков и машин. В 1939 году СССР стал четвертой страной мира, способной самостоятельно производить любую продукцию любой сложности. И если первые заводы начинали строить лопатами да тачками, то через несколько лет на стройплощадках уже рычали советские бульдозеры и экскаваторы.