Цитата: Ilya Kaiten от 01.06.2019 22:55:03Видимо предполагается, что их надо было из дерева выдалбливать строить... Или вообще обойтись без москитного флота...
.
Из дерева делали отличные катера Д-3:
ЦитатаКорпус катеров из дерева, толщиной до 40 мм. Для защиты днище сделано трёхслойным, а борт и палуба двухслойными (наружный из лиственницы, внутренний из сосны). Обшивку крепили медными гвоздями в соотношении 5 гвоздей на квадр. дециметр. При малых повреждениях сосна набухала и затягивала пробоины и отверстия.
Применение деревянного корпуса позволило уменьшить массу судна и улучшить мореходные качества, благодаря чему "Д-3" мог действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта "Г-5".
Живучесть катеров была высокой. В десантной операции в Лиинахамари, в которой участвовали две группы катеров Северного флота под командованием капитан-лейтенанта А. О. Шабалина и капитана 2 ранга С. Г. Коршуновича, катера попали под плотный артиллерийский обстрел с немецкой и финской стороны. При этом катер ТК-114 получил повреждение тяги руля, но при помощи только моторов экипаж вывел катер из-под обстрела. Как оказалось, в корпусе было 200 пробоин. Но самую большу́ю живучесть проявил катер ТК-209 под командованием старшего лейтенанта А. И. Кисова: в мае 1944 года у Кийских островов его атаковали немецкие самолёты. От выстрелов из пулемётов, пушек и бомб в корпусе образовалось 320 пробоин, но экипаж не только спас катер от гибели, но и сумел сбить один из самолётов.
Годы постройки: 1940 - 1944 годы
Построено: 73
Всего сделали 73 штуки таких катеров. И они были лучше самых массовых советских алюминиевых Г-5 и Ш-4, которые были по сути поплавками гидросамолётов:
Главные минусы люминиевых Г-5 и Ш-4:
1. Крайне низкая мореходность из-за плоскодонной конструкции, отсутствия балласта и открытой рубки.
2. Скользкий покатый "обтекаемый" корпус вместо нормальной прямой палубы - с перевозкой десанта или груза огромные проблемы.
3. Тысячами тонн расходовали очень дорогой материал, необходимый в авиастроении. В результате из-за нехватки люминия пришлось делать деревянные истребители и штурмовики, что ухудшало их характеристики.
Туполевские катера могли действовать торпедами при волнении до 2 баллов, а держаться в море — до 3 баллов. Плохая мореходность проявилась прежде всего в заливании мостика катера даже при самом незначительном волнении и, в частности, сильном забрызгивании открытой сверху очень низкой ходовой рубки, затрудняющем работу команды катера. Производной от мореходности была и автономность туполевских катеров — их проектная дальность никогда не могла быть гарантирована, так как зависела не столько даже от запаса топлива, сколько от погоды. Штормовые условия в море бывают сравнительно редко, но свежий ветер, сопровождающийся волнением 3−4 балла, явление, можно сказать, нормальное.
Поэтому каждый выход туполевских торпедных катеров в море граничил со смертельным риском вне всякой связи с боевой деятельностью катеров.
...
Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у "Ш-4" и "Г-5" была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало. Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов – размещать их больше было негде.
Из-за отсутствия плоской палубы "Ш-4" и "Г-5", несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз
...
Между тем СССР был единственной ведущей морской державой, строившей торпедные катера реданного типа. Англия, Германия, США и другие страны перешли к строительству мореходных килевых торпедных катеров. Такие катера уступали реданным по скорости в штилевую погоду,
но существенно превосходили их при волнении 3−4 балла. Килевые катера несли более мощное артиллерийское и торпедное вооружение.Превосходство килевых катеров над реданными стало очевидно в ходе войны правительства США с контрабандистами у восточного побережья страны в 1921—1933 гг., во время сухого закона.
О возможностях килевых катеров можно судить хотя бы по тому факту, что катер фирмы «Скотт-Пейна» длиной в 70 футов (21,3 м), вооруженный четырьмя 53-см торпедными аппаратами и четырьмя 12,7-мм пулеметами, прошел из Англии в США своим ходом и 5 сентября 1939 года был торжественно встречен в Нью-Йорке. По образу его фирма «Элко» начала массовое строительство торпедных катеров.
Кстати, 60 катеров типа «Элко» было поставлено по ленд-лизу в СССР, где они получили индекс А-3. На базе А-3 в 1950-х годах у нас был создан самый распространенный торпедный катер советского ВМФ — проекта 183.
____________________________________________________________
Упомянутые торпедные катера США типа Elco PT 80 - тоже делались из дерева:
ЦитатаThe Elco Naval Division boats were the longest of the three types of PT boats built for the Navy used during World War II. By war's end, more of the Elco 80 ft (24 m) boats were built (326 in all) than any other type of motor torpedo boat. The 80-foot wooden-hulled craft were classified as boats in comparison with much larger steel-hulled destroyers, but were comparable in size to many wooden sailing ships in history. They had a 20 ft 8 in (6.30 m) beam. Though often said to be made of plywood, they were actually made of two diagonal layered 1 in (25 mm) thick mahogany planks, with a glue-impregnated layer of canvas in between. Holding all this together were thousands of bronze screws and copper rivets. This type of construction made it possible for damage to the wooden hulls of these boats to be easily repaired at the front lines by base force personnel.
Как видно, у них тоже нормальная ровная палуба.
...
Британские торпедные катера серии MTB (Motor Torpedo Boat) тоже делались из дерева:
ЦитатаShe had an all-wood hull, described as "double diagonal Honduras mahogany on Canadian rock elm".
И опять же нормальная ровная палуба, в отличии от поплавков Г-5.
...
Так что ничего смешного или необычного в деревянных торпедных катерах во времена Второй Мировой нет. К тому же, они еще и более мореходные чем люминиевые плоскодонки.
Можно было сделать отличный москитный флот из дерева и стали, но зачем-то слили туда люминий, получив еще и намного худшие катера по сравнению с деревянными.