Цитата: Ilya Kaiten от 05.06.2019 03:55:33Как всегда всё немного сложнее, чем кажется. С фанерой в Союзе тоже были (да и есть) проблемы. Внезапно фанера (из которой можно сделать обшивку или несущий корпус лодки) дороже дюраля.
Что-то вы путаете сейчас. Дерево намного дешевле и проще в работе чем дюраль, особенно так было в СССР во время ВОВ.
Дерево допускает более низкую квалификацию рабочих, более простое оборудование, но имеет серьёзные минусы для авиации т.к. тяжелее (в строительстве лодок, которым служить 1-2 года это уже не так критично).
Цитата: Ilya Kaiten от 05.06.2019 03:55:33Технологический цикл производства лодок из металла банально позволяет производить больше корпусов за то же время по сравнению с деревом. В эксплуатации деревянные корпуса сложнее (и дороже).
Это не так. Металлический корпус катера потребует больше человекочасов и более квалифицированных рабочих чем деревянный.
Деревянные корпуса торпедных катеров были практичнее и на порядок проще в ремонте чем дюралевые.
Корпус катеров Д3 выполнен из дерева, толщиной до 40 мм. Для защиты днище сделано трёхслойным, а борт и палуба двухслойными (наружный из лиственницы, внутренний из сосны). Обшивку крепили медными гвоздями в соотношении 5 гвоздей на квадр. дециметр.
При малых повреждениях сосна набухала и затягивала пробоины и отверстия.Применение деревянного корпуса позволило уменьшить массу судна и улучшить мореходные качества, благодаря чему "Д-3" мог действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта "Г-5".
Живучесть катеров была высокой. В десантной операции в Лиинахамари, в которой участвовали две группы катеров Северного флота под командованием капитан-лейтенанта А. О. Шабалина и капитана 2 ранга С. Г. Коршуновича, катера попали под плотный артиллерийский обстрел с немецкой и финской стороны. При этом катер ТК-114 получил повреждение тяги руля, но при помощи только моторов экипаж вывел катер из-под обстрела. Как оказалось, в корпусе было 200 пробоин. Но самую большу́ю живучесть проявил катер ТК-209 под командованием старшего лейтенанта А. И. Кисова: в мае 1944 года у Кийских островов его атаковали немецкие самолёты. От выстрелов из пулемётов, пушек и бомб в корпусе образовалось 320 пробоин, но экипаж не только спас катер от гибели, но и сумел сбить один из самолётов.
https://glav.su/foru…age5296038Маленькие пробоины в деревянной обшивке катеров могли затягиваться сами собой за счёт разбухания дерева. Пробоины побольше можно было легко заделать при помощи куска древесины и гвоздей.
Чего не скажешь о дюралюминиевых корпусах - их так просто не отремонтируешь. Сплав алюминия и меди (дюраль) в отличии от используемых ныне в судостроении сплавов АМг обладал плохой свариваемостью и очень плохой коррозионной стойкостью. Скреплялся он заклепками. Попадание латунной гильзы на дюралевую обшивку катера в морском влажном воздухе могло быстро привести к сквозной коррозии.
Короче, минусов у использования именно дюраля именно для катеров - достаточно много. Для торпедных катеров времен ВОВ лучше было использовать дерево.
Цитата: Ilya Kaiten от 05.06.2019 03:55:33Ну, и каждый раз когда, когда заходит речь о том, что дерево в авиации это плохо, совершенно омерзительным образом всплывает Москито...
Дерево в авиации допустимо. Но замена дерева на дюраль значительно улучшает характеристики самолётов. При прочих равных цельнометаллические самолёты становятся легче и прочнее, повышается их скорость, маневренность, скороподъемность, потолок, дальность и живучесть. Для истребителей это очень важно. Германия и США не просто так делали свои истребители из алюминия.
Масса пустого Ла-5Ф - 2810 кг. Вооружение - 2 пушки 20мм, по 40 кг каждая.
Масса пустого Ла-9 - 2600 кг. Вооружение - 4 пушки 23 мм, по 37 кг каждая.
Мощность двигателя одинаковая - 1850 л.с.
Максимальная скорость Ла-5Ф - 600 км/ч, скороподъемность 15 м/с, дальность 760 км, потолок 9550 м.
Максимальная скорость Ла-9 - 700 км/ч, скороподъемность 24 м/с, дальность 1700 км, потолок 11000 м.
То есть переход на цельнометаллическую конструкцию Ла-9 дал экономию по массе 280 кг, позволил в 2 раза усилить огневую мощь и намного улучшить летные характеристики. Только вот появился Ла-9 в 1946.
Почему у нас не делали истребители сразу из алюминия как немцы и американцы? Всё просто, алюминия не хватало. Зато зачем-то построили 450 посредственных торпедных катеров "Ш-4", "Г-5" и "123бис" из алюминия совокупной массой более 6500 тонн.
Кстати, проекты Ш-4 и Г-5 - это по сути Туполевские изделия, изначально проектировавшиеся как поплавки гидросамолётов, отсюда их плохая мореходность и ужасная непрактичная конструкция (отсутствие нормальной плоской палубы):
ЦитатаТуполев рьяно взялся за дело. Малый радиус нового торпедного катера Ш-4 и его плохая мореходность никого в то время не смущали. Предполагалось, что новые глиссеры разместятся на крейсерах. На «Профинтерне» и на «Червоной Украине» предполагалось сделать для этого добавочные сваливающиеся шлюпбалки.
...
При самом незначительном волнении катера Г-5 заливались водой, которая забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности "Ш-4" и "Г-5" лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды. Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны "авиационному" происхождению катеров. Туполев положил в основу проекта поплавок гидросамолета.
Вместо верхней палубы у "Ш-4" и "Г-5" была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало. Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов – размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы "Ш-4" и "Г-5", несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз.
КБ Туполева было на особом счету, ему в отличии от производителей истребителей щедро выдавали люминий (в том числе и во время войны,поставляемый по Ленд-лизу) как на дурацкие катера-поплавки, так и на бомбардировщики. ТБ-3, ТБ-7, Ту-2 были цельнометаллические. В отличии от истребителей и штурмовиков, которым цельнометалличность была намного важнее.
Цитата: Ilya Kaiten от 05.06.2019 03:55:33Если мы забиваем на линейный флот, то нам надо чем-то защищать свои берега. Именно торпедные катера (на тот момент) наиболее удачное бюджетное решение.
Никто не против москитного флота. Но во-первых надо было делать килеватые мореходные корпуса, а не реданные плоскодонки-поплавки. Во-вторых, надо было их делать из дерева как поступали в США и Британии. А у нас наоборот, делали из люминия катера (что ухудшало их живучесть на море), а из дерева делали истребители (что ухудшало их характеристики по сравнению с цельнометаллическими).