Цитата: Терра от 10.01.2022 17:30:39Очень странным мне показалось активное обсуждение вопроса о том, из какого жуза Назарбаев (какая разница, если важны только профессионализм и те или иные достижения государственного деятеля?)
По мне, интерес к подобному означает игру на чужом поле - поле(парадигме) родо-племенных отношений. Уверена, что управление государством, как территориально-экономическим и политическим образованием, должно
максимально абстрагироваться от подобных явлений, так же, как и от аспекта национальных отношений. Мы говорим, что государство — это светское явление. Необходимо подчеркивать, что государство — это и наднациональное явление. Государство должно преследовать не частный и не социально-групповой (родовой, клановый, национальный, корпоративный или конфессиональный), а всеобщий интерес.
А как играть на этом поле, без учета всех этих родовых особенностей, если государство Казахстан на них основано? Клановость, "семья" - это не проявление коррупци, как многим представляется с "европейской" точки зрения. Это многовековой уклад. Который пестуется и культивируется.
Я не удержусь и приведу выдержки из книги Нурсултана Абишевича "В потоке истории ":
Казахский народ для своего устойчивого самоутверждения в специфических условиях кочевого обществва вырастил внутри себя уникальный орган, позволявший ему уже десять веков сохранять себя как единое целое. Его цельное историческое тело сохранялось вне зависимсти от наличия или отсутствия государственной облочки. Ресь идет о непременном знании каждым казахом "жетi ата" - семи предков, семи колен. Генеалогия казахов в степи была как компас для моряка в море. Именно она оказалась единственно адекватной тем историческим политическим, экономическим, культурным обстоятельствам, в которых волей исторической судьбы находился казахский народ.
Знание своей родословной было как бы гарантией его жизни, когда он кочевал по степи. Уникальное ролоплеменное, кланово-жузовое единое тело казахского народа веками органично разрасталось по принципу: все казахи - птенцы одного "гнезда", ветви одного дерева, одного корня. Вот откуда сознание единства народа, которое по европейским канонам должно бы ло бы отсутствовать у разрозненных кочевников, разделенных на три составные части - жузы, к тому же отстоящих друг от друга на больших рссстояниях. И это единство воспринималось именно через родословную.
В этом проявляется генетическое единство казахов, происхождение из единого генеалогического древа. Казахи-кочевники всегда считали обязательным знание своих корней и родословны связей. Это было возведено до
единого для всей нации морально-этического критерия.
...
Как повлиял на казахский народ принцип семи колен и вырастающий из него институт родовых связей?
Во-первых принцип "жетi ата", институт продственных связей задавал каждому казаху и всему анроду неустранимую
внутреннюю тягу к истине. То есть это был
массовый разум народа.
...
Сегодня мир строится на своременных сетевых технологиях. Но принцип "жетi ата", инсттитут родственныз связей объективно выступал в нашей истории в роли своего рода "степных биокомпьютеров" сетевого типа, которые ежедневно сами расширяли свою память в тысячи раз. Такие ежедневные контакты, обмен родословными по принципу "жетi ата" постепенно расширяли кргозор казахов по истории рода, жуза, этноса и вели к самообразованию всего народа.
Более того этот уникальный степной "сетевой компьютер" позволял обогощать в массовом масштабе свокупный разум нации точным знанием своей богатейшей истории.
...
В результате формировался единый разум нации как единой семьи, в которую как живые входят не только ныне живущие, но и все, кто сохранился в памяти через много поколений. Такой разум народа в каждом рядовом степняке зримо представлял историю, пропускал ее через свое сердце.
...
Память о подвигах и поражениях, невзгодах и победах всех моих предков семи колен давала надежду, что и я могу преодолеть любые трудности на своем пути. Именно такая идеология жила в сердце каждого казаха.
Более того, духи предков - аруахи - мне в этом ежедневно помогают. Религиозные чувства и вера моя в предков - это мое кровное дело. Я знаю, что аруахи помогали им, я верю, что они помогут и мне. Вот как жили, по моему представлению, казахи классического традиционного казахского кочевого общества.