Цитата: valery913 от 13.08.2019 08:56:39Нужду-то за добродетель не выдавайте
Бывают ситуации, когда нужда приносит больше пользы, чем добродетель.
Это наглядно видно на примере истребителей Яковлева времён Великой Отечественной войны.
Как уже было написано выше, истребительный первенец Яковлева не удовлетворял требованиям заказчика по значительному ряду весьма серьёзных параметров:
- не обеспечивал необходимых параметров высотности и дальности полёта, сиречь, на мог обеспечить сопровождение перспективных стратегических бомбардировщиков,
- в комплекте спецоборудования И-26 отсутствовали приборы, обеспечивавшие производство ночных и слепых полётов, отсутствовало устройство подсвета приборной доски (следствие этих недостатков смотри выше),
- истребитель не был оборудован для установки радиостанции - отсутствовала металлизация необходимых элементов конструкции и устройства экранирования помех радиоприёму,
- состав вооружения не отвечал требованиям ТТХ по массе секундного залпа,
- крыло истребителя было неразъёмным, что осложняло возможность полевого ремонта,
- шасси истребителя не обеспечивали необходимого противокапотажного угла вследствие малого выноса стоек шасси (мотористы всю войну вынуждены были сидеть на хвостах Яков при гонке двигателей и рулении),
- грузоподъёмность шасси не обеспечивала его прочности при увеличении веса машины в случае установки полного комплекта спецоборудования и дополнительных топливных баков для увеличения дальности полёта,
- технологическое членение фюзеляжа не обеспечивало удобства доступа к основным агрегатам и вооружению истребителя для их обслуживания
и т.д. и т.п. Список можно продолжить.
По большей части эти недостатки были устранены при создании истребителя И-30, однако при этом он сильно потерял в лётных качествах, которые сравнялись по уровню с первыми серийными ЛаГГ-3.
Тем не менее, МиГ-3 и ЛаГГ-3, в конструкции и лётных данных которых требования ТТХ были удовлетворены в значительно бОльшем объёме, чем в конструкции и лётных данных Як-1, в реальных условиях новой войны оказались несостоятельны, поскольку на первое место в воздушных боях вышли характеристики, которые оказались лучше у истребителей Яковлева, созданных с учётом опыта создания учебно-спортивных машин, каковые означенный конструктор в основном проектировал и строил перед этой войной:
- простота управления,
- хорошая управляемость,
- меньшая нагрузка на мощность за счёт более лёгкой конструкции, отсутствия радиостанции, более скудного состава спецоборудования и меньшей массы вооружения и боезапаса, что, соответственно, обеспечило более высокие ЛТХ.
В условиях новой войны именно это оказалось главным, чего не учли составители предвоенных ТТХ на перспективные истребители!
Однако героем наиболее тяжёлого периода войны стал не боевой Як-1, а учебный Як-7!
И произошло это, в первую очередь, за счёт изменения конструкции самолёта в сторону обеспечения надёжности и безопасности обучения лётного состава, а именно:
- установки нового, более прочного шасси, обеспечившего самолёту бОльший противокапотажный угол и большую безопасность при осуществлении взлёта и посадки,
- установки более прочного и лёгкого хвостового оперения, выполненного из металла и имевшего лучшее соотношение площадей подвижных и неподвижных элементов конструкции, что облегчило управление самолётом.
А главной изюминкой нового истребителя оказалась вторая кабина, которая при переоборудовании учебной машины в боевую оказалась дополнительным отсеком, позволявшим разместить внушительный набор различного спецоборудования или дополнительный топливный бак, а впоследствии и бомбовую нагрузку!
В итоге несмотря на большую массу Як-7-истребителя по сравнению с Як-1 (в среднем на 250-300 кг), в ряду новых Яков он оказался наиболее универсальным, а, следовательно, и более востребованным...
Такая вот ирония судьбы
или с лёгким паром...